Терминологический словарь по литературному чтению. 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Лебедева Людмила Владимировна

Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.
При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.
Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon terminoglogicheskiy_slovar_po_literature.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

    Терминологический словарь по литературе

 Автобиография - описание автором собственной жизни. Обстоятельства своей жизни часто описывают в своих произведениях И.С. Шмелев, В.В. Набоков, А.И. Цветаева, С.С. Гейченко.

Автор  тот,  кто написал (создал)  произведение: литературное, музыкальное, живописное и др.

Аллегория — иносказание, раскрытие отвлеченной идеи, понятия через конкретный образ, который имеет лишь условное значение, сам этот образ и олицетворяет понятие. Аллегория всегда однозначна, в отличие от символа.

Аллегорий много в баснях и сказах. Так в басне И. Крылова «Ворона и Лисица в образе Вороны аллегорически изображается глупость, любовь к лести, а в образе Лисы - хитрость и коварство. В русской народной сказке «Лиса и Волк» жадность предстает перед читателем в образе Волка.

Аллегорию использовал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:

рассказывая о тучах, он думал о себе, своей судьбе, отождествляя себя с «вечными странниками» (в это время его сослали на Кавказ):

Тучки небесные, вечные странники!

 Степью лазурною, цепью жемчужною

 Мчитесь вы, будто как я же, изгнанника

 С милого севера в сторону южную.          

Аллитерация - повторение однородных согласных звуков (иногда в сочетании с соответствующими согласными), что придает художественной речи, особенно стихотворениям, особую выразительность -звуковую и интонационную. Так, в отрывке из «Сказки о царе -Салтане...» А.С. Пушкина повтор звуков (л), (л), (н) создает впечатление мягких и нежных, ласковых морских волн, а звук (ш) передает шум волн и шуршание песка на берегу во время прилива и отлива.

А дитя волну торопит:

   «Ты, волна моя, волна!

   Ты гульлива и вольна;

   Плещешь ты, куда захочешь,

   Ты морские камни точишь,

   Топишь берег ты земли,

   Подымаешь корабли –

   Не губи ты нашу душу:

   Выплесни ты нас на сушу!»

   И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Аллитерация встречается и в прозаических произведениях. Читая, например, зарисовки М.М. Пришвина, стоит обратить внимание на его поэтико-звуковые образы:

Последние грибы

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой  липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Аллитерацию рассматривают как один и видов звукописи.

    Аннотация  краткая информация о содержании книги, статьи и пр. Можно показать младшим школьникам, где чаще всего располагается аннотация: в самой книге (в начале или конце), в библиографических материалах, в печатной рекламе.            

   Ассонанс  повторение одинаковых гласных звуков в художественной речи. Как и аллитерация, ассонанс рассматривают как один из видов звукописи.

     В песенке Февраля из сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

долгий гласный звук (у) передает завывание ветра, вьюги:

                                              Ветры, бури, ураганы,

                                              Дуйте, что есть мочи,

                                              Вихри, вьюги и бураны,

                                              Разыграйтесь к ночи!

                                              В облаках трубите громко,

                                              Вейтесь над землею;

                                              Пусть бежит в полях поземка

                                              Белою змеею!

Ассонансы встречаются в скороговорках:

Около кола бьют в колокола.

На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.

      Афоризм - четкое, лаконичное (краткое) изречение, выражающее оригинальную мысль. Афористичными часто становятся поэтические строки.                  

  | За морем жить не худо. (А. Пушкин.)      |

      Афоризмами стали многие выражения из басен И.А. Крылова:

Когда в товарищах согласия нет,

На лад их дело не пойдет.

                     («Лебедь, Щука и Рак»)

Вперед чужой беде не смейся Голубок.

                               ( «Чиж и Голубь»)

Отдельные прозаические фразы также могут становиться афоризмами.

Ученик без книги, что солдат без ружья. (Н.И. Новиков)

Басня  краткий (небольшой), чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного характера. Басня относится к сатирическому жанру; в ее основе лежит аллегория. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, дурных поступков, явлений. Главные персонажи басен - чаще всего звери, олицетворяющие недостатки и пороки. Характерный признак построения басенного произведения краткий вывод, называемый «моралью». Она может располагаться или в конце или в начале басни.

Учащиеся начальной школы знакомятся с баснями И.А. Крылова, С.В. Михалкова.

Бывалыцина (былиночка, быль) - короткий устный рассказ об удивительных, невероятных событиях, происшедших на самом деле или выдаваемых за таковые, чем и отличаются от сказки.

Былины  жанр русского фольклора, устного народного творчества. Былины — эпические песни-сказки о богатырях, народных героях, исторических событиях Древней Руси. Основное отличие былин от сказок — их историзм. Реальные события истории Древней Руси существуют в былинах вместе с вымышленными образами, фантастическими ситуациями. Былинные герои (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Миклуха Селянинович и др.) воспринимаются как идеал защитников родной земли от врагов, символ мощи земли Русской.

Наряду с героическими складывались былины, в которых отразился общественный уклад, быт русского народа того давнего времени («Садко», «Василий Буслаев»).

Былинный стих отличается своеобразием: для него характерны богатство и разнообразие ритмов.

Гимн - торжественная песня в честь какого-либо знаменательного лица, события или явления. В античном мире гимн - похвальная песнь богам.

Каждое государство имеет свой национальный гимн. С 1 января 2001 г. Государственным гимном России стало произведение с модифицированным, современным текстом С.В. Михалкова на музыку А.А. Александрова.

Гипербола  образное выражение, намеренное чрезмерное преувеличение всего предмета, явления, действия или отдельных их деталей.

Сидит в палате царь морской, голова у царя как куча сенная («Садко».) Ну, на такой кобыле быстро не поедешь. Ехал он целую зиму, весной остановился. (Русская народная сказка «Про одного солдата».)

Противоположна гиперболе - литота. См. «Дюймовочку»  Х.-К. Андерсена, стихотворение НА.Некрасова «Мужичок с ноготок».

Гусляр - древнерусский певец-профессионал, который исполнял былины и песни, аккомпанируя себе на гуслях.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты.

Как начал плясать царь морской во синем море... («Садко»)

Двустишие - простейшая форма строфы. Двустишиями написаны многие произведения Н.А. Некрасова: первая часть «Дедушки Мазая и зайцев», поэма «Саша».

                                            Плакала Саша, как лес вырубали,

                                           Ей и теперь его жалко до слез.

                                           Сколько тут было кудрявых берез!

                                                                                      («Саша»

Диалектизм  слово, оборот речи, принадлежащие какому-либо говору (диалекту). Авторы включают их в язык своих произведений для создания местного колорита. Объяснение употребляемых в произведении диалектизмов чаще всего требует объяснения.

... для скота приволье требуется, где еланки и степочки.

Выбрал листвянку повыше... (П. Бажов, «Золотой волос»)

(Еланка- травянистая полянка в лесу. Листвянка - лиственница.)

   Диалог  разговор двух или более лиц (в отличие от монолога). В драматических произведениях диалог - главное средство изображения действия и характеров.

 Волк.

             Лисавета, здравствуй!

Лиса.

            Как дела зубастый?

Волк.

            Ничего идут дела,

Голова еще цела.

А хочу я, Лисовета,

У тебя просить совета.

Видишь в поле теремок?

(С. Маршак, «Терем-теремок»)

Дневник  1) Систематические записи о событиях ежедневной жизни. Чаще всего дневники пишутся для себя. Дневники выдающихся людей с течением времени приобретают не только биографический, но и  культурный интерес; 2) Литературные произведения, написанные в форме дневниковых записей, например «Дневник фокса Микки» Саши Чернело, книга И. Пивоваровой «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса»

Драма, - один из основных родов художественной литературы наряду с эпосом и лирикой. Отличительный признак драмы - диалогическая форма. Драмы, как правило, предназначены для постановки на сцене (пьесы). В начальной школе дети знакомятся с пьесами С. Маршака («Терем-теремок»), Е. Шварца («Двенадцать месяцев»). -

Дума - поэтический жанр в русской литературе. Думы содержат размышления автора на философские, исторические и социальные темы, например «Иван Сусанин» К. Рылеева.

Жития (святых) описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых, например «Житие Сергея Радонежского»:

«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит».

Загадка  прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки - излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (Тень)

    Что стучит без рук? (Дождь)

Авторские загадки создаются как в традиционной, так и в «новой» форме, где отгадкой бывает пословица, слово; отгадку можно найти, составив в слово начальные буквы стихотворения, и др.

Звукоподражание - воспроизведение языковыми средствами звуков, которые характерны для описываемых предметов, явлений. Один из видов звукописи.

Гроза грозна, грозна гроза.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

 Цынцы-брынцы, не хочу.

 Цынцы-брынцы, спать хочу!

    Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды.

Ж                                                                                          

Жжж

Жжжжжжжжж

Жжжжж.

Жжжжжжжжжжжж

Бац!

Ж....Ж...

Жжжж       

Жжжжжжжжжжжжжж                          

Бац! Бац!

Жжжж                

Бац! Бум! Дзинь! ...            

Жжжжжж            

Топ.

Жжжжж

Топ-топ

Жжжжжжж

Топ-топ-топ

Жжжжжжжжжжжжжж

Шлеп!

……………………………..

Шмяк.

И стало тихо. (Тим Собакин)

Ёлка, помнишь, под травой

 Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая елочка?

                          (Я. Сатуновский)

Ворчливые мухоморы

 Ворчали в чаще бора

Два старых мухомора:

       -  Отчего это народ

Нас с тобою не берет

И поверх других  

В лукошко

Осторожно не кладет?

Отчего берет каких-то,

С ноготок, маслят под пихтой,

А у нас,

А на нас

На секунду скосит глаз

И проходит, как нарочно,

И уходит прочь, в кусты ...

- Неужели от того, что

Нету

          чувства

                          красоты?

(Ответьте, название какого вкусного фрукта произнесли мухоморы, когда вели свой ворчливый разговор? —Ананас.) (И. Мазнин)

Зачин  - традиционное начало произведений устного народного творчества: былины, сказки и др.

Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывалъщину... («Добрыня Никитич»)

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жил-был...

Звукопись - система звуковых повторов, подбираемых автором с расчетом создать яркое, эмоциональное впечатление от описываемого, воспроизвести звуки изображаемой природы, звуки, производимые предметами. К звукописи относят аллитерацию, ассонанс, диссонанс, звукоподражание, а также ритм и рифмы строк.

С веселым треском трещит затопленная печь. (А. Пушкин)

Еще не наступил июнь,

Еще весна, но, накопляясь,

Сбегают капли — динь-денъ-дунъ-

На лодочку цветка, на завязь. (Н. Ушаков)

Иллюстрация - передача средствами изобразительного искусства образов литературного произведения.

Комикс  серия (цикл) рисунков с кроткими текстами, представляющая собой законченный рассказ. Комиксы распространены в детской литературе, их часто печатают в детских журналах. Для чтения в начальной школе можно предложить стихотворные комиксы Л.Каминского, например «Про Вову Костина и джина в джинсах».

Композиция  построение художественного (в данном случае - литературного) произведения.

Куплет - часть текста песни, обычно - законченная строфа. Отличается от припева - повторяющихся строк песни. <

 Легенда  прозаическое или поэтическое произведение в фольклоре, рассказывающее о каком-либо замечательном событии, о жизни и поступках известных, прославившихся людей. Сюжет легенды часто фантастичен. Легенды могут служить основой литературных произведений (Н.Телешов, «Белая цапля»),

 Летопись - рукописные русские исторические повествования, в которых рассказывается о событиях жизни по годам; обычно летописи  начинаются словами «В лето...» (т.е. в год), отсюда и название этого жанра литературы. На Руси летописи стали вестись с Х века, наиболее значительная из них «Повесть временных лет».

Лирика  один из трех видов литературы наряду с эпосом и драмой. Лирика изображает переживание автора в определенный момент жизни. Лирическое произведение - это чаще всего внутренний монолог в стихотворной форме.

                                 Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне! Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

                                 Для ясных дней, для новых откровений

                                 Переболит скорбящая душа.

                                                                                           (а.Фет)

«Это стихотворение предстает перед нами, с одной стороны, как косвенно, но и четко выраженная жизненная позиция поэта, а с другой стороны, как горячий призыв следовать ему, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести. Поэтический обет самого поэта и страстная просьба к читателю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты») из-за повелительных учись (у них) и молчи (и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком)». (Н.Шаинский)

Метатеза  перемена местами отдельных частей слова, меняющая звуковой, а иногда и смысловой облик слова: сражу зе вместо сразу же. На этом принципе построено стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный».

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

 Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

 Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

          (С.Маршак)

Метафора  один из основных тропов художественной речи, состоящий в перенесении свойств одного предмета (явления, события) на другой на основании признака (признаков), общего для обоих. В основе метафоры - неназванное сравнение, позволяющее раскрыть сущность изображаемого предмета (явления, события). Метафоры присутствуют в обычной речи (солнце встает, горячее сердце), а художественная метафора всегда необычна.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

                                                                                  (А.Пушкин)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

                                                                                               (С.Есенин)

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

                                         (Д.Кедрин)

Красною кистью

 Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась.

                                   (М.Цветаева)

Океан приподнимался слепо шарил в темноте и тяжело падал ничком. (В.Набоков)

Когда в окнах заполыхал багровый закатный огонь, музыка наконец оборвалась. (К.Паустовский)

Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. (Е.Шварц)

Метонимия - один из тропов, основанный на замене прямого названия предмета (понятия, явления, события) другим, имеющим причинную связь с первым: упоминание имени автора вместо названия его произведений или наоборот, указание на признаки, части предмета вместо называния всего предмета, представление предмета материалом, из которого он сделан, и т. д. Метонимию нельзя «переделать» в сравнение (в отличие от метафоры).

- Положим, братья, головы за землю Русскую, да не завоеваны будут наши города погаными, да не рассеяны будем по лицу всей земли, да не будут наши жены и дети взяты в плен. (А.Старостин)

Вот раз пришла к нам в гости дама. Она считала, что она красавица. Разряженная. Вся так шелком и шуршит. (Б.Житков)

Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый. скользкий - Пашка едва на нем удержался. (К.Паустовский)

Миф - предание, возникшее в древние времена, вид устного народного творчества. В мифах действительность предстает в образе богов, враждебных или добрых по отношению к человеку, героев. Мифы близки к легенде, но в мифе все вымышлено, придумано.

Мифы послужили материалом для дальнейшего развития художественного творчества: художник, скульпторы, писатели использовали мифологические образы и сюжеты для олицетворения явлений действительности, временных нравственных понятий, человеческих качеств.

Монолог - речь одного из литературных героев, не связанная с репликами других лиц в произведении. Чаще всего о монологе говорят применительно к драме. Однако в прозаических и поэтических произведениях (лирические стихи) монолог имеет самостоятельное значение.

Мораль  в басне: название заключительных строк, содержащих нравоучение (иногда мораль располагается в начале басни, например у ИА.Крылова в басне «Ворона и Лисица»).

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна: но только все не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                                                               (И.Крылов)  

Вперед чужой беде не смейся голубок.          

                                                               (И.Крылов)      

 Название (заголовок, заглавие) - наименование произведения

 (журнала, книги и т. д.). По названию произведения часто бывает ясно, о ком, о

чем пойдет в нем речь.                                  

Олицетворение — вид метафоры, перенесение свойств Одушевленных предметов на неодушевленные.                          

Капля дождевая

Говорит другим:

«Что мы здесь в окошко

Громко так стучим?»

                            (А.Плещеев)

Много тут было печальных картин:

Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы...

                                              (Н.Некрасов)

Росинка дрожала на тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

                              (К.Бальмонт)

Палиндром - слово, выражение, стихотворение, которые одинаково читаются как справа налево, так и слева направо.

                         А роза упала на лапу Азора. (А.Фет)

                        Ян около коня.

                        Осело колесо.

                        Я рад даря: Аде - перепела. Енота - Тоне, а Вере - тетерева. (Г.Цепленкова)

Пейзаж  изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - образное выражение замысла автора, он может быть связан с настроением, чувствами героев, может иметь самостоятельное значение.   (                                                                                                                                                                                    

- Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что: же ты меня не встречаешь. Я воротилась раньше срока назначенного целым часом со минуточкой.

Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мертвая: в зеленых садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких. Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной. Почуяла она нечто недоброе... (С.Аксаков)

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. (А.Чехов)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселый, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют    

           

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...  

                                         (И.Бунин)

Перевод (художественный) — воспроизведение литературных произведений на другом языке. В художественном переводе должны отразиться не только содержание, но и особенности стиля, интонации оригинала.

Персонаж - действующее лицо в художественном (в том числе и литературном) произведении.                                

Повесть - литературное произведение с последовательным [ развертыванием сюжета, с минимумом сюжетных линий. Условно занимает место между романом и рассказом, так как границы между этими жанрами неустойчивы, часто размыты.                                

Поговорка - меткое образное народное выражение, не составляющее в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка всегда одночастная форма выражения без противопоставления.

 Один в поле не воин.                    

 Держи карман шире.

                                                Больному все горько.

Портрет - изображение внешности одного или нескольких персонажей в произведении.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос и с платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто ее только что вытащили из реки. (Х.К.Андерсен)

Встал с постели Коля, худой, бледный, зеленый; губы без цвета, глаза ввалились, ручонки на свет сквозные, чуть розоватые. (А.Куприн)           j

Когда вышла принцесса, вся толпа замерла в восхищении, до того была прекрасна Изольда! Одетая в белоснежное платье, с длинной серой мантией, с роскошным убором на голове, она была прекрасна и молода. Как весна, царившая вокруг.  (Н.Телешов)

Пословица  краткое народное изречение с назидательным смыслом обычно двучастной формы; народный афоризм.        

Больше слушай, меньше говори.

 Нет друга - ищи, а нашел - береги.        

Зависть никогда не имеет покоя.

 Поэзия  художественные произведения в стихах, в отличие от прозы.

Предание - устное повествование о достоверных событиях истории, реальных лицах. Многие предания легли в основу художественных произведений например: в основе сказов П.Бажова - предания уральских рабочих.    

Предисловие - небольшая статья, которая предваряет произведение. В нем могут быть даны сведения о писателе и его книге, история написания и краткая характеристика произведения.

Прибаутка  короткий, складный, часто смешной или шуточный рассказ в прозе или стихах, характерный для народного творчества.

                                                  На болоте стоит пень,

                                                  Шевелиться ему лень,

                                                  Шея не ворочается,

                                                  А посмеяться хочется.

Присказка - прибаутка, которую добавляют в сказки - в начало (перед зачином), в середину или конец. Ее содержание не связано со сказочным действием.  

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жили-были двенадцать богатырей. Это будет не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба. (Еруслан Лазаревич»)

             Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак, да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не гузай, убирайся-ка поскорей со двора». («Перышко Финиста, ясна сокола»)

Проза - один из основных типов литературы, в широком смысле все виды не стихотворно-организованной речи. Прозе присуще разнообразие жанров: от рассказа до эпопеи.

Псевдоним - вымышленное имя, под которым автор печатает свое произведение.

Пьеса - литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод.

Ритм - повторяемость (чередование) однородных звуковых явлений через определенные промежутки времени. Ритм - основа стихотворной речи (хотя особый ритм есть и в прозе). Элементами ритма являются ударения, созвучия. Ритмичность может создаваться одинаковым порядком расположения слов, их повторов, параллелизмом структуры предложений. Ритм бывает разным: быстрым, медленным, плавным, напряженным, неторопливым, энергичным, монотонным, веселым и т.д.. Четким ритмом отличаются считалки.

Аты-баты - шли солдаты,

Аты-баты - на базар.

Аты-баты - что купили?

 Аты-баты - самовар.

Аты-баты - сколько стоит?

Аты-баты - три рубля.

Аты-баты - кто выходит?

Аты-баты - это я.

Бесы (отрывок)

 Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дан-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

                                 (А.Пушкин)

Рифма  повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу. Рифмы делятся на группы:

1) по слоговому объему - мужские, женские, дактилические, гипердактилические; открытые и закрытые;

2) по характеру звучания - точные, неточные, богатые, бедные, ассонансы, диссонансы, составные и др.;

3) по положению в стихе и строфе - конечные, начальные, внутренние, смежные, перекрестные и охватные;

4) по кратности повторов - парные, тройные, четверные, многократные. Стихи без рифмы называются «белыми».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

                        (Е.Благинина)

Лошади умеют плавать,

 Но - нехорошо. Недалеко.

 «Глория» по-русски значит «Слава».

Это вам запомнится легко.

                                    (Б.Слуцкий)

Прямо в рот летят снежинки...

Огонечки фонарей...

 «Ну, извозчик, поскорей!

Будут, мамочка, картинки?»

                                   (М.Цветаева)

Роман — жанр повествовательной литературы, сосредоточенный на истории нескольких судеб на протяжении длительного времени. Чаще всего роман - произведение прозаическое, но бывают и романы в стихах (А.Пушкин «Евгений Онегин»), Романы различны по тематике (семейно-бытовые, приключенческие, фантастические и пр.), по структуре.

Символ - образ, максимально обобщенно выражающий суть явлений, событий, становящийся их условным знаком. Смысл символа многозначен, например, образ Икара служит символом стремления человека в космическое пространство, барон Мюнхгаузен — символ выдумщика.

Сказ - 1) повествовательное произведение русского народного творчества, выдержанного в форме бытового говора форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П. Бажова, произведения Б.Шергина.

Сказание - произведение фольклора исторического характера. В основе этих произведений лежат исторические легенды, предания.

  Сказитель - народный поэт-певец, исполняющий свои былины, песни.

Сказка  фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Наиболее распространенные виды сказок - волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.

Скороговорка - «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых и трудных для произношения» (В.И.Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

Ха-ха-ха-ха-ха!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома,

От такого рева гром

Притаился за бугром.

                             (Т.Белозеров)

Толст тот, кто ест торт. (В.Бахревский)

Сравнение - образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, понятия, явления с целью пояснить один из них при помощи другого. Из сравнения «вышли» все остальные тропы.

Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Ф.Тютчев)

На окне, серебряном от инея.

За ночь хризантемы расцвели,

В верхних стеклах - небо ярко-синие

И застреха в снеговой пыли.

                                   (И.Бунин)

Рассеялся предутренний туман, и солнце озарило славное русское воинство, его щиты и знамена. А ордынские полки серые, будто огромная грозовая туча, и сверкают в ней, как синие молнии, острые сабли. (А-Старостин)

Стихотворение  название небольших литературных произведений, написанных стихами, законченных по смыслу и форме.

Строфа - группа стихотворных строк, составляющих определенную ритмическую единицу и синтаксическое целое. У строфы чаще всего общая система рифмовки. Строфы могут состоять из разного количества строк: от двух (двустишие) до 14 (сонет, онегинская строфа).

На письме строфы отделены друг от друга увеличенным интервалом.

Июль, таскающий в одеже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Степной несчастный растрепа

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа

Июльский воздух луговой.

                               (Б.Пастернак)

Сюжет  ход повествования о событиях в любом литературном произведении. Главные составляющие сюжета - завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Сюжет можно изложить кратко.

Тема  главный предмет повествования, то, о чем говорится в произведении (события, явления).

Троп - обороты речи, в которых слова, фразы, выражения употреблены в переносном, образном смысле. Основные тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота. Некоторые литературоведы относят к ним аллегорию, символ, эпитет.

Фантастика  выдуманная воображением автора, его фантазией действительность. В отличие от сказки фантастика основывается на прогнозе развития науки, техники, общественного сознания. Лучшие образцы детской фантастики проникнуты верой в силы человека, его разум, доброту.

Фольклор - устное народное творчество.    

Эпиграф - выражение (цитата, афоризм, поговорка и др.), помещаемое автором перед своим произведением или его частью. Эпиграф выражает основную мысль (суть) авторского замысла.

Эпитет  образное определение (метафорическое прилагательное), которое подчеркивает важный в данном контексте признак предмета. Эпитеты следует отличать от обычных определительных прилагательных.

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян.

                                         (И.Никитин)

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

                            (Н.Рубцов)

    Эпос - 1) один из трех родов литературы (наряду с лирикой и драмой);

произведения объективно-повествовательного характера; 2) древние народные повествовательные произведения (сказания, былины и т. д.).

Юмор  изображение в смешном, добродушном виде недостатков, слабостей кого- или чего-либо. В отличие от сатиры юмор не обличает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...