Терминологический словарь по литературному чтению. 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.
При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.
Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terminoglogicheskiy_slovar_po_literature.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Терминологический словарь по литературе
Автобиография - описание автором собственной жизни. Обстоятельства своей жизни часто описывают в своих произведениях И.С. Шмелев, В.В. Набоков, А.И. Цветаева, С.С. Гейченко.
Автор — тот, кто написал (создал) произведение: литературное, музыкальное, живописное и др.
Аллегория — иносказание, раскрытие отвлеченной идеи, понятия через конкретный образ, который имеет лишь условное значение, сам этот образ и олицетворяет понятие. Аллегория всегда однозначна, в отличие от символа.
Аллегорий много в баснях и сказах. Так в басне И. Крылова «Ворона и Лисица в образе Вороны аллегорически изображается глупость, любовь к лести, а в образе Лисы - хитрость и коварство. В русской народной сказке «Лиса и Волк» жадность предстает перед читателем в образе Волка.
Аллегорию использовал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
рассказывая о тучах, он думал о себе, своей судьбе, отождествляя себя с «вечными странниками» (в это время его сослали на Кавказ):
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанника
С милого севера в сторону южную.
Аллитерация - повторение однородных согласных звуков (иногда в сочетании с соответствующими согласными), что придает художественной речи, особенно стихотворениям, особую выразительность -звуковую и интонационную. Так, в отрывке из «Сказки о царе -Салтане...» А.С. Пушкина повтор звуков (л), (л), (н) создает впечатление мягких и нежных, ласковых морских волн, а звук (ш) передает шум волн и шуршание песка на берегу во время прилива и отлива.
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Аллитерация встречается и в прозаических произведениях. Читая, например, зарисовки М.М. Пришвина, стоит обратить внимание на его поэтико-звуковые образы:
Последние грибы
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Аллитерацию рассматривают как один и видов звукописи.
Аннотация — краткая информация о содержании книги, статьи и пр. Можно показать младшим школьникам, где чаще всего располагается аннотация: в самой книге (в начале или конце), в библиографических материалах, в печатной рекламе.
Ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков в художественной речи. Как и аллитерация, ассонанс рассматривают как один из видов звукописи.
В песенке Февраля из сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
долгий гласный звук (у) передает завывание ветра, вьюги:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи,
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею;
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Ассонансы встречаются в скороговорках:
Около кола бьют в колокола.
На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
Афоризм - четкое, лаконичное (краткое) изречение, выражающее оригинальную мысль. Афористичными часто становятся поэтические строки.
| За морем жить не худо. (А. Пушкин.) |
Афоризмами стали многие выражения из басен И.А. Крылова:
Когда в товарищах согласия нет,
На лад их дело не пойдет.
(«Лебедь, Щука и Рак»)
Вперед чужой беде не смейся Голубок.
( «Чиж и Голубь»)
Отдельные прозаические фразы также могут становиться афоризмами.
Ученик без книги, что солдат без ружья. (Н.И. Новиков)
Басня — краткий (небольшой), чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного характера. Басня относится к сатирическому жанру; в ее основе лежит аллегория. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, дурных поступков, явлений. Главные персонажи басен - чаще всего звери, олицетворяющие недостатки и пороки. Характерный признак построения басенного произведения краткий вывод, называемый «моралью». Она может располагаться или в конце или в начале басни.
Учащиеся начальной школы знакомятся с баснями И.А. Крылова, С.В. Михалкова.
Бывалыцина (былиночка, быль) - короткий устный рассказ об удивительных, невероятных событиях, происшедших на самом деле или выдаваемых за таковые, чем и отличаются от сказки.
Былины — жанр русского фольклора, устного народного творчества. Былины — эпические песни-сказки о богатырях, народных героях, исторических событиях Древней Руси. Основное отличие былин от сказок — их историзм. Реальные события истории Древней Руси существуют в былинах вместе с вымышленными образами, фантастическими ситуациями. Былинные герои (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Миклуха Селянинович и др.) воспринимаются как идеал защитников родной земли от врагов, символ мощи земли Русской.
Наряду с героическими складывались былины, в которых отразился общественный уклад, быт русского народа того давнего времени («Садко», «Василий Буслаев»).
Былинный стих отличается своеобразием: для него характерны богатство и разнообразие ритмов.
Гимн - торжественная песня в честь какого-либо знаменательного лица, события или явления. В античном мире гимн - похвальная песнь богам.
Каждое государство имеет свой национальный гимн. С 1 января 2001 г. Государственным гимном России стало произведение с модифицированным, современным текстом С.В. Михалкова на музыку А.А. Александрова.
Гипербола — образное выражение, намеренное чрезмерное преувеличение всего предмета, явления, действия или отдельных их деталей.
Сидит в палате царь морской, голова у царя как куча сенная («Садко».) Ну, на такой кобыле быстро не поедешь. Ехал он целую зиму, весной остановился. (Русская народная сказка «Про одного солдата».)
Противоположна гиперболе - литота. См. «Дюймовочку» Х.-К. Андерсена, стихотворение НА.Некрасова «Мужичок с ноготок».
Гусляр - древнерусский певец-профессионал, который исполнял былины и песни, аккомпанируя себе на гуслях.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты.
Как начал плясать царь морской во синем море... («Садко»)
Двустишие - простейшая форма строфы. Двустишиями написаны многие произведения Н.А. Некрасова: первая часть «Дедушки Мазая и зайцев», поэма «Саша».
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
(«Саша»
Диалектизм — слово, оборот речи, принадлежащие какому-либо говору (диалекту). Авторы включают их в язык своих произведений для создания местного колорита. Объяснение употребляемых в произведении диалектизмов чаще всего требует объяснения.
... для скота приволье требуется, где еланки и степочки.
Выбрал листвянку повыше... (П. Бажов, «Золотой волос»)
(Еланка- травянистая полянка в лесу. Листвянка - лиственница.)
Диалог — разговор двух или более лиц (в отличие от монолога). В драматических произведениях диалог - главное средство изображения действия и характеров.
Волк.
Лисавета, здравствуй!
Лиса.
Как дела зубастый?
Волк.
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисовета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?
(С. Маршак, «Терем-теремок»)
Дневник — 1) Систематические записи о событиях ежедневной жизни. Чаще всего дневники пишутся для себя. Дневники выдающихся людей с течением времени приобретают не только биографический, но и культурный интерес; 2) Литературные произведения, написанные в форме дневниковых записей, например «Дневник фокса Микки» Саши Чернело, книга И. Пивоваровой «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса»
Драма, - один из основных родов художественной литературы наряду с эпосом и лирикой. Отличительный признак драмы - диалогическая форма. Драмы, как правило, предназначены для постановки на сцене (пьесы). В начальной школе дети знакомятся с пьесами С. Маршака («Терем-теремок»), Е. Шварца («Двенадцать месяцев»). -
Дума - поэтический жанр в русской литературе. Думы содержат размышления автора на философские, исторические и социальные темы, например «Иван Сусанин» К. Рылеева.
Жития (святых)— описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых, например «Житие Сергея Радонежского»:
«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери по имени Мария, которые были божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит».
Загадка — прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки - излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.
У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (Тень)
Что стучит без рук? (Дождь)
Авторские загадки создаются как в традиционной, так и в «новой» форме, где отгадкой бывает пословица, слово; отгадку можно найти, составив в слово начальные буквы стихотворения, и др.
Звукоподражание - воспроизведение языковыми средствами звуков, которые характерны для описываемых предметов, явлений. Один из видов звукописи.
Гроза грозна, грозна гроза.
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу.
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды.
Ж
Жжж
Жжжжжжжжж
Жжжжж.
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж....Ж...
Жжжж
Жжжжжжжжжжжжжж
Бац! Бац!
Жжжж
Бац! Бум! Дзинь! ...
Жжжжжж
Топ.
Жжжжж
Топ-топ
Жжжжжжж
Топ-топ-топ
Жжжжжжжжжжжжжж
Шлеп!
……………………………..
Шмяк.
И стало тихо. (Тим Собакин)
Ёлка, помнишь, под травой
Жил в норе приятель твой
И гулял в иголочках,
Как живая елочка?
(Я. Сатуновский)
Ворчливые мухоморы
Ворчали в чаще бора
Два старых мухомора:
- Отчего это народ
Нас с тобою не берет
И поверх других
В лукошко
Осторожно не кладет?
Отчего берет каких-то,
С ноготок, маслят под пихтой,
А у нас,
А на нас
На секунду скосит глаз
И проходит, как нарочно,
И уходит прочь, в кусты ...
- Неужели от того, что
Нету
чувства
красоты?
(Ответьте, название какого вкусного фрукта произнесли мухоморы, когда вели свой ворчливый разговор? —Ананас.) (И. Мазнин)
Зачин - традиционное начало произведений устного народного творчества: былины, сказки и др.
Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывалъщину... («Добрыня Никитич»)
В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жил-был...
Звукопись - система звуковых повторов, подбираемых автором с расчетом создать яркое, эмоциональное впечатление от описываемого, воспроизвести звуки изображаемой природы, звуки, производимые предметами. К звукописи относят аллитерацию, ассонанс, диссонанс, звукоподражание, а также ритм и рифмы строк.
С веселым треском трещит затопленная печь. (А. Пушкин)
Еще не наступил июнь,
Еще весна, но, накопляясь,
Сбегают капли — динь-денъ-дунъ-
На лодочку цветка, на завязь. (Н. Ушаков)
Иллюстрация - передача средствами изобразительного искусства образов литературного произведения.
Комикс — серия (цикл) рисунков с кроткими текстами, представляющая собой законченный рассказ. Комиксы распространены в детской литературе, их часто печатают в детских журналах. Для чтения в начальной школе можно предложить стихотворные комиксы Л.Каминского, например «Про Вову Костина и джина в джинсах».
Композиция — построение художественного (в данном случае - литературного) произведения.
Куплет - часть текста песни, обычно - законченная строфа. Отличается от припева - повторяющихся строк песни. <
Легенда — прозаическое или поэтическое произведение в фольклоре, рассказывающее о каком-либо замечательном событии, о жизни и поступках известных, прославившихся людей. Сюжет легенды часто фантастичен. Легенды могут служить основой литературных произведений (Н.Телешов, «Белая цапля»),
Летопись - рукописные русские исторические повествования, в которых рассказывается о событиях жизни по годам; обычно летописи начинаются словами «В лето...» (т.е. в год), отсюда и название этого жанра литературы. На Руси летописи стали вестись с Х века, наиболее значительная из них «Повесть временных лет».
Лирика — один из трех видов литературы наряду с эпосом и драмой. Лирика изображает переживание автора в определенный момент жизни. Лирическое произведение - это чаще всего внутренний монолог в стихотворной форме.
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне! Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(а.Фет)
«Это стихотворение предстает перед нами, с одной стороны, как косвенно, но и четко выраженная жизненная позиция поэта, а с другой стороны, как горячий призыв следовать ему, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести. Поэтический обет самого поэта и страстная просьба к читателю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты») из-за повелительных учись (у них) и молчи (и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком)». (Н.Шаинский)
Метатеза — перемена местами отдельных частей слова, меняющая звуковой, а иногда и смысловой облик слова: сражу зе вместо сразу же. На этом принципе построено стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный».
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
(С.Маршак)
Метафора — один из основных тропов художественной речи, состоящий в перенесении свойств одного предмета (явления, события) на другой на основании признака (признаков), общего для обоих. В основе метафоры - неназванное сравнение, позволяющее раскрыть сущность изображаемого предмета (явления, события). Метафоры присутствуют в обычной речи (солнце встает, горячее сердце), а художественная метафора всегда необычна.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
(А.Пушкин)
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
(С.Есенин)
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
(Д.Кедрин)
Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я родилась.
(М.Цветаева)
Океан приподнимался слепо шарил в темноте и тяжело падал ничком. (В.Набоков)
Когда в окнах заполыхал багровый закатный огонь, музыка наконец оборвалась. (К.Паустовский)
Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. (Е.Шварц)
Метонимия - один из тропов, основанный на замене прямого названия предмета (понятия, явления, события) другим, имеющим причинную связь с первым: упоминание имени автора вместо названия его произведений или наоборот, указание на признаки, части предмета вместо называния всего предмета, представление предмета материалом, из которого он сделан, и т. д. Метонимию нельзя «переделать» в сравнение (в отличие от метафоры).
- Положим, братья, головы за землю Русскую, да не завоеваны будут наши города погаными, да не рассеяны будем по лицу всей земли, да не будут наши жены и дети взяты в плен. (А.Старостин)
Вот раз пришла к нам в гости дама. Она считала, что она красавица. Разряженная. Вся так шелком и шуршит. (Б.Житков)
Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый. скользкий - Пашка едва на нем удержался. (К.Паустовский)
Миф - предание, возникшее в древние времена, вид устного народного творчества. В мифах действительность предстает в образе богов, враждебных или добрых по отношению к человеку, героев. Мифы близки к легенде, но в мифе все вымышлено, придумано.
Мифы послужили материалом для дальнейшего развития художественного творчества: художник, скульпторы, писатели использовали мифологические образы и сюжеты для олицетворения явлений действительности, временных нравственных понятий, человеческих качеств.
Монолог - речь одного из литературных героев, не связанная с репликами других лиц в произведении. Чаще всего о монологе говорят применительно к драме. Однако в прозаических и поэтических произведениях (лирические стихи) монолог имеет самостоятельное значение.
Мораль — в басне: название заключительных строк, содержащих нравоучение (иногда мораль располагается в начале басни, например у ИА.Крылова в басне «Ворона и Лисица»).
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна: но только все не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(И.Крылов)
Вперед чужой беде не смейся голубок.
(И.Крылов)
Название (заголовок, заглавие) - наименование произведения
(журнала, книги и т. д.). По названию произведения часто бывает ясно, о ком, о
чем пойдет в нем речь.
Олицетворение — вид метафоры, перенесение свойств Одушевленных предметов на неодушевленные.
Капля дождевая
Говорит другим:
«Что мы здесь в окошко
Громко так стучим?»
(А.Плещеев)
Много тут было печальных картин:
Стоном стонали верхушки осин,
Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы...
(Н.Некрасов)
Росинка дрожала на тонком листке.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике.
(К.Бальмонт)
Палиндром - слово, выражение, стихотворение, которые одинаково читаются как справа налево, так и слева направо.
А роза упала на лапу Азора. (А.Фет)
Ян около коня.
Осело колесо.
Я рад даря: Аде - перепела. Енота - Тоне, а Вере - тетерева. (Г.Цепленкова)
Пейзаж — изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - образное выражение замысла автора, он может быть связан с настроением, чувствами героев, может иметь самостоятельное значение. (
- Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что: же ты меня не встречаешь. Я воротилась раньше срока назначенного целым часом со минуточкой.
Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мертвая: в зеленых садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких. Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной. Почуяла она нечто недоброе... (С.Аксаков)
А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. (А.Чехов)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселый, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
(И.Бунин)
Перевод (художественный) — воспроизведение литературных произведений на другом языке. В художественном переводе должны отразиться не только содержание, но и особенности стиля, интонации оригинала.
Персонаж - действующее лицо в художественном (в том числе и литературном) произведении.
Повесть - литературное произведение с последовательным [ развертыванием сюжета, с минимумом сюжетных линий. Условно занимает место между романом и рассказом, так как границы между этими жанрами неустойчивы, часто размыты.
Поговорка - меткое образное народное выражение, не составляющее в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка всегда одночастная форма выражения без противопоставления.
Один в поле не воин.
Держи карман шире.
Больному все горько.
Портрет - изображение внешности одного или нескольких персонажей в произведении.
У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос и с платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто ее только что вытащили из реки. (Х.К.Андерсен)
Встал с постели Коля, худой, бледный, зеленый; губы без цвета, глаза ввалились, ручонки на свет сквозные, чуть розоватые. (А.Куприн) j
Когда вышла принцесса, вся толпа замерла в восхищении, до того была прекрасна Изольда! Одетая в белоснежное платье, с длинной серой мантией, с роскошным убором на голове, она была прекрасна и молода. Как весна, царившая вокруг. (Н.Телешов)
Пословица — краткое народное изречение с назидательным смыслом обычно двучастной формы; народный афоризм.
Больше слушай, меньше говори.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Зависть никогда не имеет покоя.
Поэзия — художественные произведения в стихах, в отличие от прозы.
Предание - устное повествование о достоверных событиях истории, реальных лицах. Многие предания легли в основу художественных произведений например: в основе сказов П.Бажова - предания уральских рабочих.
Предисловие - небольшая статья, которая предваряет произведение. В нем могут быть даны сведения о писателе и его книге, история написания и краткая характеристика произведения.
Прибаутка — короткий, складный, часто смешной или шуточный рассказ в прозе или стихах, характерный для народного творчества.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень,
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Присказка - прибаутка, которую добавляют в сказки - в начало (перед зачином), в середину или конец. Ее содержание не связано со сказочным действием.
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жили-были двенадцать богатырей. Это будет не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба. (Еруслан Лазаревич»)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак, да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не гузай, убирайся-ка поскорей со двора». («Перышко Финиста, ясна сокола»)
Проза - один из основных типов литературы, в широком смысле все виды не стихотворно-организованной речи. Прозе присуще разнообразие жанров: от рассказа до эпопеи.
Псевдоним - вымышленное имя, под которым автор печатает свое произведение.
Пьеса - литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене.
Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод.
Ритм - повторяемость (чередование) однородных звуковых явлений через определенные промежутки времени. Ритм - основа стихотворной речи (хотя особый ритм есть и в прозе). Элементами ритма являются ударения, созвучия. Ритмичность может создаваться одинаковым порядком расположения слов, их повторов, параллелизмом структуры предложений. Ритм бывает разным: быстрым, медленным, плавным, напряженным, неторопливым, энергичным, монотонным, веселым и т.д.. Четким ритмом отличаются считалки.
Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар.
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля.
Аты-баты - кто выходит?
Аты-баты - это я.
Бесы (отрывок)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дан-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
(А.Пушкин)
Рифма — повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу. Рифмы делятся на группы:
1) по слоговому объему - мужские, женские, дактилические, гипердактилические; открытые и закрытые;
2) по характеру звучания - точные, неточные, богатые, бедные, ассонансы, диссонансы, составные и др.;
3) по положению в стихе и строфе - конечные, начальные, внутренние, смежные, перекрестные и охватные;
4) по кратности повторов - парные, тройные, четверные, многократные. Стихи без рифмы называются «белыми».
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
(Е.Благинина)
Лошади умеют плавать,
Но - нехорошо. Недалеко.
«Глория» по-русски значит «Слава».
Это вам запомнится легко.
(Б.Слуцкий)
Прямо в рот летят снежинки...
Огонечки фонарей...
«Ну, извозчик, поскорей!
Будут, мамочка, картинки?»
(М.Цветаева)
Роман — жанр повествовательной литературы, сосредоточенный на истории нескольких судеб на протяжении длительного времени. Чаще всего роман - произведение прозаическое, но бывают и романы в стихах (А.Пушкин «Евгений Онегин»), Романы различны по тематике (семейно-бытовые, приключенческие, фантастические и пр.), по структуре.
Символ - образ, максимально обобщенно выражающий суть явлений, событий, становящийся их условным знаком. Смысл символа многозначен, например, образ Икара служит символом стремления человека в космическое пространство, барон Мюнхгаузен — символ выдумщика.
Сказ - 1) повествовательное произведение русского народного творчества, выдержанного в форме бытового говора форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П. Бажова, произведения Б.Шергина.
Сказание - произведение фольклора исторического характера. В основе этих произведений лежат исторические легенды, предания.
Сказитель - народный поэт-певец, исполняющий свои былины, песни.
Сказка — фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Наиболее распространенные виды сказок - волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.
Скороговорка - «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых и трудных для произношения» (В.И.Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
Ха-ха-ха-ха-ха!
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома,
От такого рева гром
Притаился за бугром.
(Т.Белозеров)
Толст тот, кто ест торт. (В.Бахревский)
Сравнение - образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, понятия, явления с целью пояснить один из них при помощи другого. Из сравнения «вышли» все остальные тропы.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
(Ф.Тютчев)
На окне, серебряном от инея.
За ночь хризантемы расцвели,
В верхних стеклах - небо ярко-синие
И застреха в снеговой пыли.
(И.Бунин)
Рассеялся предутренний туман, и солнце озарило славное русское воинство, его щиты и знамена. А ордынские полки серые, будто огромная грозовая туча, и сверкают в ней, как синие молнии, острые сабли. (А-Старостин)
Стихотворение — название небольших литературных произведений, написанных стихами, законченных по смыслу и форме.
Строфа - группа стихотворных строк, составляющих определенную ритмическую единицу и синтаксическое целое. У строфы чаще всего общая система рифмовки. Строфы могут состоять из разного количества строк: от двух (двустишие) до 14 (сонет, онегинская строфа).
На письме строфы отделены друг от друга увеличенным интервалом.
Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной несчастный растрепа
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа
Июльский воздух луговой.
(Б.Пастернак)
Сюжет — ход повествования о событиях в любом литературном произведении. Главные составляющие сюжета - завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Сюжет можно изложить кратко.
Тема — главный предмет повествования, то, о чем говорится в произведении (события, явления).
Троп - обороты речи, в которых слова, фразы, выражения употреблены в переносном, образном смысле. Основные тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота. Некоторые литературоведы относят к ним аллегорию, символ, эпитет.
Фантастика — выдуманная воображением автора, его фантазией действительность. В отличие от сказки фантастика основывается на прогнозе развития науки, техники, общественного сознания. Лучшие образцы детской фантастики проникнуты верой в силы человека, его разум, доброту.
Фольклор - устное народное творчество.
Эпиграф - выражение (цитата, афоризм, поговорка и др.), помещаемое автором перед своим произведением или его частью. Эпиграф выражает основную мысль (суть) авторского замысла.
Эпитет — образное определение (метафорическое прилагательное), которое подчеркивает важный в данном контексте признак предмета. Эпитеты следует отличать от обычных определительных прилагательных.
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян.
(И.Никитин)
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
(Н.Рубцов)
Эпос - 1) один из трех родов литературы (наряду с лирикой и драмой);
произведения объективно-повествовательного характера; 2) древние народные повествовательные произведения (сказания, былины и т. д.).
Юмор — изображение в смешном, добродушном виде недостатков, слабостей кого- или чего-либо. В отличие от сатиры юмор не обличает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».
Данный урок разработан в ТДМ. В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...