Методическая разработка "Мир животных в произведениях Н. Сладкова"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Попова Людмила Федоровна

Методическая разработка составлена к уроку внеклассного чтения в начальной школе. Цель данной разработки познакомить учащихся с творчеством Н.И.Сладкова, его произведениями о животных. Яркий и содержательный материал, использование презентации предполагают активную деятельность детей на уроке. Материал преподносится в занимательной форме. Используются интересные вопросы, загадки, игры. Сказки-несказки предлагается инсценировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_zhivotnyh.doc536 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для урока внеклассного чтения в начальной школе

«Мир животных в произведениях Н. Сладкова»

Цель: познакомить с миром животных в творчестве Н.И. Сладкова.

Задачи:

  1. познакомить с творчеством писателя, его произведениями о животных;
  2. познакомить с основными понятиями писателя о ценности природы;
  3. расширить представления учащихся о жизни животных;
  4. воспитывать читательский интерес, восхищение красотой и уникальностью природы, бережное отношение к ней

«Природа – увлекательнейшая книга.

Только начни ее читать,  не оторвешься»

Н.Сладков

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2.

Замечательный русский писатель-натуралист Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

Слайд 3.

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя мир природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса, и с детства научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Всего Николай Иванович написал более 60 книг. Всю жизнь он был защитником природы.

Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Слайд 4. 

Почему я пишу о природе? 

Первая, и главная, причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие.
Писать можно и о том, что тебя очень волнует. А волнует меня то, что мы, люди, не научились ещё прекрасную и благодатную нашу природу уважать и беречь. А если мы не будем природу уважать и беречь, то можем остаться у разбитого корыта.

     Слайд 5.  

Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами. Именно поэтому люди устраивают зоопарки, ботанические сады, держат птиц, зверушек, рыб, ящериц у себя дома и проводят с пользой и удовольствием долгие часы, наблюдая за своими любимцами. Это наши земляки, мы вместе с ними живём на Земле. И пока что никому не известно, есть ли ещё где-либо в огромной Вселенной жизнь. Как же не интересоваться существами, которых нигде больше нет? Как же их не беречь, не охранять?
      И потом, а это может быть самое главное,
ведь все эти птицы, зверушки, бабочки и лягушата живые. Природа наделила их самым удивительным, самым дорогим, что есть на земле, - жизнью. Они чувствуют боль и ласку, они по-своему радуются и огорчаются, они чего-то хотят и чего-то боятся. Они живут. А всякая жизнь требует внимания и уважения.

Слайд 6.

Потому я и пишу о природе вот уже двадцать лет. Мне хочется одного: оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги - везде жизнь таинственная и удивительная. Она служит нам, она радует нас, удивляет и просветляет. Но мы должны её уважать и беречь. Без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять. Конечно, это дело в первую очередь для взрослых людей. Но и ребята - школьники и дошкольники - тоже могут помочь. Особенно если они сначала узнают и полюбят природу. Вот для этого, для них и пишутся книги. Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить - можно. И если книжки мои помогут вам полюбить природу, то общение с нею непременно сделает вас лучше, чище, терпимее. Для ребят жизнь станет ещё интереснее, а для взрослых - богаче и мудрее.
            Природа - друг человека. А с другом надо дружить.

Слайд 7.

Рассказы писателя интересны тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много “звериных” диалогов. Сладков осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”, учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Слайд 8.

Познакомимся с некоторыми его рассказами. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 30-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов.

Слайд 9.

О своих книгах Сладков писал так: «Мои книжки - плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром породило книгу «Подводная газета». Для этого приходилось спускаться на дно рек, озёр, морей. За книгу "Подводная газета" Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

Слайд 10.

Увлечение пещерами дало книгу «Под каменным небом» и «Под шапкой-невидимкой».

Слайд 11.

Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня». 16 лет Сладков проработал в горах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Крыма, Урала и написал книгу об удивительном мире гор. Есть у него книги об обитателях далёкого Севера, тундры, степей.

Слайд 12.

Увлечение фотоохотой породило книги «Смелый фотоохотник», «Под шапкой-невидимкой», «36 радостей». Фотоохота — это остановленное мгновение! Мгновение жизни — оно всегда прекрасно. Каждая фотография — запечатлённая красота. Из пёстрого потока лесной жизни ты выхватил то, что тебя особенно восхитило, огорчило, возмутило или обрадовало. Стреляя из ружья, ты красоту губишь; «стреляя» из фоторужья — умножаешь. И ты не истребитель уже, а творец." (Н. Сладков)

Слайд 13.

Но особенно много писал он о лесе и его обитателях. О лесе он говорит как о живом:  «С лесом надо дружить. Лес открывается только друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж на это он мастер! Если в крепких сапогах и плотной куртке, то он не станет бить по бокам и ногам, а будет метить в глаз, хлестнёт по замёрзшему уху. Ну а если дело летом и вы босиком, он ловко подбросит под голую пятку колючую шишку. Дырочка в сапоге – нальёт ледяной воды, ворот распахнут – горсть колючей хвои за шиворот, руками размахался – сейчас же по рукам  жгучей крапивой. 

Слайд 14.

Главное правило, которое надо выполнять, приходя в лес, можно найти в рассказе «Лесные тайнички».

Хочешь увидеть – стань невидим.

Хочешь услышать – стань неслышим.

Хочешь узнать – затаись.

Слайд 15.

На каждом шагу загадывает лес загадки, а ты идешь и стараешься их разгадать. Нелегко угадать. Кто-то рог на сучке повесил. КТО повесил, ЧЕЙ рог?

Слайд 16.

КТО в лесу огород вскопал? Что задумал на нем выращивать –вершки или корешки? (Рассказ «Лесной пахарь»)

Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает! Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное. Рылом как плугом пашет, пятачком вынюхивает, зубами дробит. И хвостиком крутит, как вентилятором. От удовольствия!

Слайд 17.

КТО-ТО заклинил в щель яичко. КТО? И ЗАЧЕМ? (Рассказ «Кража с взломом»)

Это не просто яичко – это вещественное доказательство! Взломщик-дятел раздолбил дуплышко-дом пухляка и похитил яичко. Вставил его – по привычке! – как шишку в щель, проткнул в скорлупе дырочку и вылизал внутри языком. Осталась пустая скорлупка. По ней и опознали дятла взломщика!

Слайд 18.

Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободранная – словно монтер на «кошках» лазал. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. КТО такие метки оставил? (Рассказ «Медвежьи метки»)

И задиры, и лунки – все это метки медведя! Бродит он не спеша по лесу и то тут, то  там ставит свои опознавательные знаки. «Знайте все: я тут живу! Я елку драл – вот я какой высокий! Я на осину карабкался – листья свежие объедал. Мой лес – что хочу, то и ворочу!» Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято. Что хозяину леса и надо.

Слайд 19.

Есть у Н.Сладкова и загадочные истории.

Зачем тушканчику хвост?

У тушканчика хвост вдвое длиннее тела: понятно, что он ему очень нужен. А зачем? Зачем тушканчику хвост?

У лошади хвост – мухобойка, у рыбы – весло, у дятла – подпорка. А у тушканчика? Мух ночью нет, плавать ему негде  и по деревьям тушканчик, как дятел, не лазает. А хвост – длинней, чем у всех!

(Отгадка)

Сидит тушканчик на задних ножках, в передних держит веточку –обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть – на хвост опирается. Хвост у него – ПОДПОРКА.

Слайд 20.

Бегающие кусты.

Зверь бежит, птица летит, лягушка прыгает – никто не удивляется А если куст побежит – что тогда?

Бежал, скакал и летел по степи …куст!

Представьте: дерево бы захотело - и пошагало! Цветок вздумал – и полетел. Но куст и в самом деле прыгал, бежал и скакал – да так, что не догонишь!

(Отгадка)

Бежал настоящий куст, стебельки, ветки, листики. Только скручены в шар. До поры до времени он рос на месте, как все другие кусты. Но когда семена созрели, корень у него перепрел, ветер сорвал куст и покатил. Запрыгал куст на бугорках, полетел по воздуху. Мчится и семена рассеивает. Вырастут из семян новые кустики, такие же удивительные – бегающие. Бегающие кустики знаменитого степного «перекати-поле».

Слайд 21.

Интересно узнать, кто что умеет. И на эти вопросы у Н.Сладкова есть ответы.

Черепаха может проспать в году восемь месяцев.

Желтый суслик может девять месяцев в году не пить и не есть.

Слайд 22

Сурок - мастер спать! Заляжет в нору с осени и спит без просыпа до весны. А то и до лета. И вся зима для него – одна ночь.

Снежный барс – с разбега перескакивает промоину в десять метров! От него не всякий горный козел ускачет.

Слайд 23.

Белый медведь может проплыть по морю без отдыха много- много километров.

Тюленята с рождения лежат на голом льду – и хоть бы что! Еще и здоровее становятся: за месяц вдвое вырастут и впятеро потяжелеют.

Слайд 24.

Кроме рассказов Н.И.Сладков  написал очень много «Разговоров животных».

Ведут между собой разные разговоры жители Арктики и тундры, лесные жители и жители степи, в песках и в горах. Давайте послушаем их разговоры.

 ( Работа в парах, подготовка к инсценированию)

МЕДВЕДЬ И СОЛНЦЕ
      Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
      - Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!
      Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
      - Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
      - Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.
      Побелел Снег, испугался.
      Заскрипел с перепугу:
      - Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!
      - Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!
      А что "сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
      Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Слайд 25

 ДРОЗД И СОВА
      - Слушай, объясни ты мне: как сову от филина отличить?
      - Это смотря какую сову...
      - Какую сову... Обыкновенную!
      - Такой совы не бывает. Бывает сова-сипуха, сова-неясыть серая, сова ястребиная, сова болотная, сова полярная, сова ушастая...
      - Ну вот ты - какая сова?
      - Я-то? Я неясыть длиннохвостая.
      - Ну вот как тебя от филина отличить?
      - Это смотря от какого филина... Бывает филин тёмный - лесной, бывает филин светлый - пустынный, а ещё рыбный филин бывает...
      - Тьфу ты, нечисть ночная! До того всё запутали, что и сами, поди, не разберётесь, кто у вас кто!
      - Хо-хо-хо-хо! Бу!

Слайд 26-29.

Игра «Найти лишнее слово»

1)Дятел, белка, барсук, тетерев, морж, лиса, бурый медведь.

2)Песчанка, варан, тушканчик, жёлтый суслик, синица, геккон, жук-скарабей.

3)Снежный барс, горный козёл, дикообраз, кеклик, тюлень, кабарга, архар.

4)Белый медведь, морж, тюлень, тупик, геккон, нерпа, кайра.

Слайд 30

Источники информации

1.        Сладков Н.И. В лес по загадки.- Л: «Детская литература»,1983. – 95с.

2.        Сладков Н.И. С севера на юг. – Изд.: «Малыш», 1987. – 133с.

http://sladkov.lit-info.ru/sladkov/lesnye-tajnichki/pochemu-ya-pishu-o-prirode.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Инсценировки рассказов Н. Сладкова «Разговоры животных»

«Сорока и Заяц»
      - Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
      - А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
«Лиса и Куропатка»
      - Все меня, Куропатку, обидеть норовят: в лесу - волк серый, в поле хорёк бурый, в воздухе - ястреб пёстрый. Хоть бы ты меня, Лиса, пожалела!
      - А я что - рыжая, что ли?..
      Крот и Филин
      - Слушай, Филин, неужели ты меня проглотить можешь?
      - Могу, Крот, могу. Я такой.
      - Неужто и зайчонка протолкнёшь?
      - И зайчонка протолкну.
      - Ну а ежа? Хе-хе...
      - И ежа проглочу.
      - Ишь ты! А как же колючки?
      - А колючки выплюну.
      - Смотри какой молодец! А медведь вон на ежа даже сесть боится...
«
Сорока и Снегирь»
      - Эй, увалень, как звать-то тебя? Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел? Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?
      - Не-е, не воды - рябины. От удовольствия онемел!
 
«Лисица и Ёж»
      - Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
      - А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
      - Да не то чтоб некрасивый...
      - Может, я с колючками неуклюжий?
      - Да не то чтоб неуклюжий!
      - Ну так какой же я такой с колючками-то?!
      - Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный...

«Лиса и Мышь»
      - Мышка-трусишка, ты треска боишься?
      - Ни крошечки не боюсь.
      - А громкого топота?
      - Ни капельки не боюсь!
      - А страшного рёва?
      - Нисколечко не боюсь!
      - А чего ж ты тогда боишься?
      - Да тихого шороха...

 «Белка и Медведь»
- Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
- Я – то? Да ем!
А днём?
И днём ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда …
«Сорока и Воробей»
      - Чего это ты, Воробей, раззадавался? Чего это ты расчирикался? Все хорошие певцы помалкивают ещё, а тебя прорвало - орёшь и подскакиваешь!
      - Эх, Сорока, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей соловей! Чик-чирик!     

«Яблонька и Воробей»
      - Слушай, Воробей, ты мужик умный, среди людей крутишься, не слыхал ты, что они про зайца-русака говорят? Хищный он зверь или нет?
      - Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору голодать.
      - Кору?! Ох, чуяла моя сердцевина: огложет меня со всех сторон хищник свирепый! Погубит, злодей!

«Сорока и Крот»
      - Хорошо, Крот, тебе под землёй! А у нас семь бед на день: то снег, то ветер, то заморозок.
      - Это кому же хорошо - мне, что ли?
      - Тебе, убогий! Под землёй - как под крышей.
      - Это кто же под крышей - я, что ли?
      - Ты, ты, а кто же! Тебе хорошо, ты под крышей!
      - Так полезай ко мне, и тебе хорошо будет!
      - Я? Под землю? Нет уж, лучше в лесу: семь бед - один ответ!
      Сойка и Дятел
      - Чжээ - чжээ! Кгха!
      - Что с тобой, Сойка, жёлудем, что ли, подавилась? Чего хрипишь на весь лес?
      - Обманули меня, Дятел, люди. Вот и верь им после этого! Яйца, говорят, полезно сырые пить, то да сё... Я целое лето птичьи гнёзда грабила, всё лето сырые яйца пила, а что толку? Как был голос противный, хрипучий, так и остался! Гха! Чжээ!
      

«Грачонок и Жук»
      - Ну, Жук, прощайся с белым светом - сейчас я тебя съем! Скажи на прощанье, как хоть зовут-то тебя, бедолагу?
      - Зовут меня, Грачонок, Жук-могильщик!
      - Фу, гадость какая! От одного названия подавиться можно. А ну проваливай с глаз долой, не омрачай своей фамилией ясный день и моё весёлое настроение!
«
Заяц и Медведь»
      - Белка на зиму грибы запасает, Бурундук - орехи. А ты, Медведь, всё без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю, что лопать-то станешь?
      - Ты, косой, за меня не волнуйся. Я, брат, самоед. Я зимой сам себя ем. На-ко, пощупай, сколько сала под шкурой я припас - на всю зиму хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой, советую.
      - Э-э, Медведь, какое там сало... Нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!

«Сорока и Енот»
      - Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?
      - Люблю!
      - А птенцов и яйца любишь?
      - Люблю!
      - А лягушек и ящериц любишь?
      - Люблю!
      - А жуков и сороконожек любишь?
      - Люблю!
      - А... а червяков и улиток любишь?
      - Тоже люблю!
      - А чего же ты тогда не любишь?
      - Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!
      «
Медведь и Крот»
      - Послушай, Крот, ты весь век в земле возишься, вот-то, поди, умываться часто приходится?
      - Ой, Медведь, и не говори! Замучали меня умывания. До того часто, до того часто - два раза в год. Раз - весной, в половодье, раз - осенью, в ненастье. Завидую, косолапый, тебе: медведи, говорят, век не моются!
      «
Желна и Сорока»
      - Ой, Желна, что-то с Филином нашим неладно! Каждую ночь стонет и охает! Уж не заболел ли, не простудился? То хрипит, то бурчит, то ворчит словно ежом подавился!
      - Что ты, Сорока, что ты! Да это он самые свои нежные песни поёт! Самые развесёлые! Молчи уж, а то услышит ещё, обидится. Тс-с!
     « 
Карась и Окунь»
      - Охо-хо, Окунь, горемычная я рыба! Вся-то моя жизнь в грязи да в тине.
      - А ты, Карась, клюнь на крючок - попадёшь в сметану...
     « 
Лисица и Заяц»
      - Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют? Трубой! Хи-хи-хи...
      - А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком.
      - Да ну-у! А ну дай-ка мне цветочек понюхать...
      - Но-но-но! Я твою лисью породу знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Проходи, проходи со своей трубой!
      Дуб и Рябина
      - Ой, Рябина-Рябинушка, что взгрустнула ты?
      - Была я, Дуб, тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки как липку, разделали под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток - хоть в костёр головой! Хоть бы ты, Дуб, меня защитил.
      - Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень жёлуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной...
 «Сорока и Медведь»
      - Эй, Медведь, ты днём что делаешь?
      - Я-то? Да ем.
      - А ночью?
      - И ночью ем.
      - А утром?
      - И утром.
      - А вечером?
      - И вечером ем.
      - Когда же ты тогда не ешь?
      - Когда сыт бываю.
      - А когда же ты сытым бываешь?
      - Да никогда...

«Лосёнок и Ворон»
      - Ой, Ворон, Ворон, посмотри-ка скорей в лужу: что там за пугало отражается? Ну и ну! Ноги - жерди, уши лопухи, а нос-то, нос - словно тыква! Вот так зверь! Как такого урода земля держит!
      - А это, Лосёнок, тебя надо спросить. В луже-то, голубчик, ты отражаешься. Собственной персоной! От ушей до копыт!
    «
Одуванчик и Дождь»
      - Ура! Караул! Ура! Караул!
      - Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то "ура", то "караул" кричишь?
      - Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё "ура" кричат, а цветок "караул" кричит - боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся - ура, караул, ура, караул!
      «Королёк и Паук»
      - Э-э, Паук, да у тебя праздник! Вся паутина в росе. Иллюминация и фейерверк! Вот небось радости-то!
      - Меняю всё это сверкание на одну муху! Третий день из-за этой иллюминации комаришки во рту не было. Паутина отсырела. Сети рвутся. Сам окоченел. Ещё день так пропраздную - и готово: закрою все восемь своих глаз, все восемь ног протяну!

Окунь и Налим
      - Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные, апатичные - один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?
      - А то, что для всех рыб зимою - зима, а для меня, Налима, зимою лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
      - Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим...
      Выдра и Ворон
      - Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?
      - Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.
      - Странно... А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!
      Королёк и Пухляк
      - Ну, брат Королёк, и растолстел же ты за зиму! Сразу и не узнаешь эвон какой верзила. Что в длину, что в ширину. Тяжелей меня небось стал?
      - Тяжелей тебя, Пухляк, разве станешь... Вон ты дылда какой, сучки под ногами ломаются, ветки до земли гнутся. Сколько веса-то уже набрал?
      - Я-то? Да десять граммов тяну, а ты?
      - А я семь...
      Заяц и Полёвка
      - Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть - терпи до весны. А где ещё та весна - за горами да за морями...
      - Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.
      Барсук и Медведь
      - Что, Медведь, спишь ещё?
      - Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался - пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!
      - А может, Медведь, нам вставать пора?
      - Не пора. Спи ещё.
      - А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?
      - Не бойся! Она, брат, разбудит.
      - А что она - постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!
      - Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока - небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.
      Сорока и Оляпка
      - О-о-ой, Оляпка, никак, купаться в полынье вздумал?!
      - И плавать и нырять!
      - А замёрзнешь?
      - У меня перо тёплое!
      - А намокнешь?
      - У меня перо водоотталкивающее!
      - А утонешь?
      - Я плавать умею!
      - А... а... а проголодаешься после купанья?
      - А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
      Лиса и Заяц
      - Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
      - А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!
      Ястреб и Оляпка
      - Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!
      - А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.
      - А я тебя у полыньи подкараулю!
      - А я во вторую полынью выскочу.
      - А я у второй подкараулю!
      - А я тогда в первую выскочу.
      - А я... И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?
      - Да пока тебе за мной гоняться не надоест!
      Сорока и Волк
      - Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
      - От голода.
      - И рёбра торчат, выпирают?
      - От голода.
      - А воешь чего?
      - От голода.
      - Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
      - От голода.
      Воробей и Синица
      - Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
      - Ружьё?
      - Э-э, не угадала!
      - Пушка?
      - Опять не угадала!
      - Какое же тогда, Воробей?
      - Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки - только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!
      Сорока и Заяц
      - Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
      - Э-э, Сорока, всё равно плохо...
      - Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
      - Э-э, Сорока, невелико счастье...
      - Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
      - Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья...
      Волк и Сова
      - Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
      - А ты, Волк, что ешь-то?
      - Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят...
      - Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
      Ласка, Белочка и Медведь
      - Я, Ласочка, к зиме беленькой стала - как берёзка!
      - А я, белочка, серенькой - как осинка!
      - Ну а я, Медведище, как ёлочки: зимой и летом одним цветом!
      Дятел и Тетерев
      - Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
      - Летал я "над", спал "под".
      - Что это за ребус такой: то "над", то "под"?
      - Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.
      - Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё "в" да "в". Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!

Тупик и Морж.

-Посмотришь на тебя, Морж, и от страха перья дыбом! Бивни твои – что кинжалы. Что же ты этими разбойничьими клыками делаешь?

- Да то же, Тупик, что и ты своим  клювищем-топором – землю рою. Только ты на суше, а я под водой. Ракушки со дна выкапываю. Это я на вид только такой свирепый.

Чайка и Сайка.

- Ну что ты, рыбка Сайка, плачешь, горькие слезы льешь?

- Уж так нас все любят, Чайка, прямо хоть плачь! Вы, чайки, на завтрак любите, тюлени – на обед. А киты нас так обожают, что с утра до вечера целыми косяками заглатывают.

Сыч и Удод

-Почему ты, Удод, без конца кричишь: «Худо-тут! Худо-тут!

-А потому, Сыч, что тут хорошо!

-Вот и кричал бы тогда: «Хорошо-тут! Хорошо-тут!

-Ишь ты какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места прогнали? Ни за что! «Худо-тут! Худо-тут!»

Инсценировка, Н. Сладков
Выходят Сорока и Заяц. Инсценировка. Н. Сладков
«Сорока и Заяц»

- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо.
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье.
- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья.

(Выходят
Лиса и Ёж. Инсценировка по Н. Сладкову)
-Всем ты Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
- А, что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то, что бы некрасивый…
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то - что бы неуклюжий!
- Ну так какой же я с колючками – то?
- Да какой – то ты с ними, брат, несъедобный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по чтению произведения"Умная галка" Л.Н.Толстого

Данная методическая разработка подготовлена для проведения занятия с детьми 1 класса VIII варианта по чтению...

Методическая разработка занятия по чтению произведения"Галка" Л.Н.Толстого

Данная методическая разработка подготовлена для проведения занятия с детьми 1 класса VII варианта по чтению...

Животные (к произведению Н. Сладкова "Лесные мастера"

Животные (к произведению Н. Сладкова "Лесные мастера"...

Методическая разработка по литературному чтению "Произведения Л Н Толстого"

Тесты по литературному чтению "Приоизведения Л Н Толстого" по программе "Школа 21 века " 2 варианта....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка «Литературная игра по произведениям Бориса Шергина «Волшебник слова»

Предложенная литературная игра «Волшебник слова» посвящена знакомству с творчеством северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Игра является одним из основных мероприятий в крупном междисциплинарн...

Методическая разработка Домашние животные

Занятие для 3 -их классов. Знакомство с домашними животными....