Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом НОШ с. Семено-Макарово – филиал МОБУ СОШ с. Ермекеево на изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе отводится 0,5 час в неделю, 17 ч. в год (34 учебные недели). Данный курс закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса начальной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.11.2015).
7. СанПиН 2.4.2.3286 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
9. Конституция Республики Башкортостан.
10. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
11. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.
12. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» №216-З от 15 февраля 1999 года.
13. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".
14. Локальные акты школы.
15.Устав МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
16. Программа развития МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
17. Основные образовательные программы НОО МОБУ СОШ с. Ермекеево МР Ермекеевский район РБ.
18. Примерной программы начального общего образования, авторской программы Г.М. Грехневой, К.Е. Кореповой, «Литературное чтение. Родное слово. 1-4 классы» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и с учетом программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
19. Учебный план начальной школы 1-4 классов, составленный в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Обучение организовано по программе четырехлетней начальной школы по образовательной программе «Начальная школа XXI века» (ФГОС).
20. Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Ермекеево
1. Протокол №1 заседания МО от 25 августа 2020 г.
22. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год.
Основные цели и задачи курса:
- Развитие и совершенствование и навыка чтения: осознанности, правильности, беглости и выразительности.
- Получение первоначального литературного образования: формирование у детей устойчивого интереса к чтению; выработка навыков грамотного читателя; изучение художественного произведения в соответствии с его природой; формирование элементов исторического подхода к литературе; формирование представлений об авторах художественных произведений, об особенностях их творчества.
- Изучение родного языка в его эстетической функции, как важнейшего явления национальной культуры.
- Речевое развитие школьников: развитие устной и письменной речи, оценочного отношения к художественному слову; формирование языкового чутья и языкового вкуса.
- Приобщение школьников к истокам и основам родной культуры, знакомство с этическими и эстетическими идеалами народа.
- Развитие интереса детей к прошлому своего народа, восстановление культурных традиций, формирование исторической памяти.
- Расширение знаний и представлений школьников об окружающем мире.
- Развитие творческих способностей учеников.
- Формирование потребности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом НОШ с. Семено-Макарово – филиал МОБУ СОШ с. Ермекеево на изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе отводится 0,5 час в неделю, 17 ч. в год (34 учебные недели). По календарно – тематическому планированию в 2020-2021 учебном году в 4 классе отводится 17 часов.
І. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
В результате изучения учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» у выпускников будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие дальнейшее обучение:
- положительное отношение к школе и процессу получения знаний;
- интерес к новому учебному материалу;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентация в нравственном содержании поступков и знание основ моральных норм; развитие этических чувств, понимание чувств других, умение сопереживать.
Учащиеся овладеют метапредметными УУД, в результате чего научатся:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, выраженные явно и неявно;
- определять тему и главную мысль текста; соотносить название текста с содержанием, с главной мыслью;
- делить текст на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность;
- сравнивать объекты, описанные в тексте;
- понимать жанр, структуру, выразительные средства;
- использовать различные виды чтения (вслух и про себя; ознакомительные, изучающие, поисковые);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Предметные результаты овладения содержанием курса следующие:
- Овладение техникой чтения, умение понимать прочитанное и прослушанное, пользоваться различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое);
- Различение на практическом уровне видов текстов (художественные, научно-популярные, учебные);
- Ориентирование в содержании текстов разного вида; понимание смысла, определение темы, главной мысли, подбор к тексту заголовка, умение отвечать на вопросы по тексту и задавать вопросы, находить в тексте нужную информацию;
- Использование простейших приемов анализа (составлять план, устанавливать связи разного рода, характеризовать героев, находить средства выразительности, определять отношение автора к герою);
- Использование различных форм интерпретации содержания текстов;
- Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами.
- Передача содержания прочитанного с учетом вида текста (пересказ полный, краткий, выборочный);
- Участие в обсуждении;
- Сопоставление произведений разных жанров; умение отличать прозаический текст от стихотворного, распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);
- Умение читать по ролям;
- Создание своего текста на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин, иллюстрации к произведению и личного опыта;
- Реконструирование текста.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Разделы | Кол-во ч. |
1. | Унылая пора! Очей очарованье!.. | 2 ч. |
2. | Что хорошо, что плохо | 1 ч. |
3. | В мире сказки | 1 ч. |
4. | Делу время – потехе час | 1 ч. |
5. | О братьях наших меньших | 1 ч. |
6. | Сказки русских писателей | 2 ч. |
7. | Идёт волшебница зима | 1 ч. |
8. | Сказки разных народов | 2 ч. |
10. | Идёт-гудёт Зелёный Шум | 1 ч. |
11. | Сказки зарубежных писателей | 1 ч. |
12. | Россия, Русь… | 1 ч. |
13. | Фантазёры | 2 ч. |
14. | Лето красное | 1 ч. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Ученик получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Ученик научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
ученик научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
ученик научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Ученик получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
III. Календарно – тематическое планирование
№ урока | План. дата | Факт. дата | Тема урока | Количество часов | Примечания |
Унылая пора! Очей очарованье! (4 ч) | |||||
1 | 5.09 | П.А. Вяземский «Уж падают жёлтые листья…» «Кокетничает осень с нами!.. Пословицы | 1 | ||
2 | 12.09 | В.В. Бианки «Учебные площадки» И.А. Бунин «Вчера в степи я слышал отдалённый…» | 1 | ||
3 | 19.09 | В.И. Белов «Осенние заботы крестьянина» «Капустники», «Проще пареной репы». Загадки, поговорка | 1 | ||
4 | 26.09 | Г.А. Снегирёв «Кто сажает лес». Народные приметы | 1 | ||
Что хорошо, что плохо (2 ч) | |||||
5 | 3.10 | М.Ю. Лермонтов «Нищий». Пословицы | 1 | ||
6 | 10.10 | Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы из повести) | 1 | ||
В мире сказки (2 ч) | |||||
7 | 17.10 | «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Загадки | 1 | ||
8 | 24.10 | «Пётр 1 и находчивый солдат» | 1 | ||
Делу время – потехе час (1 ч) | |||||
9 | 7.11 | Т. Маврина «Птицы на море» (по русским народным песням) | 1 | ||
О братьях наших меньших (3 ч) | |||||
10 | 14.11 | В.К. Арсеньев «Лесной лакомка» | 1 | ||
11 | 21.11 | Ю.И. Коваль «Веер» | 1 | ||
12 | 28.11 | В.П. Астафьев «Гуси в полынье» | 1 | ||
Сказки русских писателей (2 ч) | |||||
13 | 5.12 | С.В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала» | 1 | ||
14 | 12.12 | В.В. Бианки «Сова» | 1 | ||
Идёт волшебница – зима (2 ч) | |||||
15 | 19.12 | А.А. Коринфский «Одеяльце». Народные приметы | 1 | ||
16 | 26.12 | А.Н. Толстой «Детство Никиты» Урок 44 глава «Солнечное утро» Урок 45 глава «Сугробы» Урок 46 глава «Ёлка» | 1 | ||
Сказки разных народов (4 ч) | |||||
17 | 16.01 | Башкирские народные сказки «Алп-батыр», «Жадный богач и Зиннят-агай» | 1 | ||
18 | 23.01 | Украинская народная сказка «Заячье сало». Белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал» | 1 | ||
19 | 30.01 | Венгерская народная сказка «Долговязый, Патлатый и Разиня» | 1 | ||
20 | 6.02 | Чукотская народная сказка «Как вороны хотели чайку убить» | 1 | ||
Идёт-гудёт зелёный шум (3 ч) | |||||
21 | 13.02 | М.М. Пришвин «Разговор деревьев», П.П. Ершов «Песня птички» | 1 | ||
22 | 20.02 | Г.А. Скребицкий «Воробей» В.Д. Берестов «Ель» | 1 | ||
23 | 27.02 | А.А. Фет «Весна» К.М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных…» | 1 | ||
Сказки зарубежных писателей (2 ч) | |||||
24, 25 | 5.03, 12.03 | Дж. Родари «Принцесса Веселина» | 2 | ||
Россия, Русь… (3 ч) | |||||
26 | 19.03 | И.В. Северянин «О России петь – что стремиться в храм…» «Слово о Русской земле» | 1 | ||
27 | 2.04 | Н.М. Рубцов «Видение на холме», А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…». Пословицы, присловья | 1 | ||
28 | 9.04 | Ю.М. Нагибин «Рассказы о Гагарине». М. Карим «Берёзовый лист» | 1 | ||
Фантазёры (5 ч) | |||||
29 30 | 16.04 23.04 | В.К. Железников «Разноцветная история» | 2 | ||
31 32 | 30.04 7.05 | Ю.М. Нагибин «Заброшенная дорога» | 2 | ||
33 | 14.05 | Е.И. Носов «Где просыпается солнце» | 1 | ||
Лето красное (1 ч) | |||||
34 35 | 21.05 28.05 | В.И. Белов «Лето». Обобщающий урок | 2 |
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
- Учебник «Родное слово» 4 класс в 3-х частях. Авт. Грехнёва Г.М., Корепова К.Е. 2016 г.
- Книга для учителя «Родное слово», 4 класс. Авт. Грехнёва Г.М., Корепова К.Е.
Специфическое оборудование
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- экран.
Электронно-программное обеспечение
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение».
III. Календарно – тематическое планирование
№ урока | План. дата | Факт. дата | Тема урока | Количество часов | Примечания |
Унылая пора! Очей очарованье! (2 ч) | |||||
1 | 3.09 | П.А. Вяземский «Уж падают жёлтые листья…» «Кокетничает осень с нами!.. Пословицы | 1 | ||
2 | 17.09 | В.В. Бианки «Учебные площадки» И.А. Бунин «Вчера в степи я слышал отдалённый…» | 1 | ||
Что хорошо, что плохо (1 ч) | |||||
3 | 8.10 | М.Ю. Лермонтов «Нищий». Пословицы | 1 | ||
В мире сказки (1 ч) | |||||
4 | 22.10 | «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Загадки | 1 | ||
Делу время – потехе час (1 ч) | |||||
5 | 12.11 | Т. Маврина «Птицы на море» (по русским народным песням) | 1 | ||
О братьях наших меньших (1 ч) | |||||
6 | 26.11 | В.К. Арсеньев «Лесной лакомка» | 1 | ||
Сказки русских писателей (2 ч) | |||||
7 | 10.12 | С.В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала» | 1 | ||
8 | 14.01 | В.В. Бианки «Сова» | 1 | ||
Идёт волшебница – зима (1 ч) | |||||
9 | 28.01 | А.А. Коринфский «Одеяльце». Народные приметы | 1 | ||
Сказки разных народов (2 ч) | |||||
10 | 11.02 | Башкирские народные сказки «Алп-батыр», «Жадный богач и Зиннят-агай» | 1 | ||
11 | 25.02 | Украинская народная сказка «Заячье сало». Белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал» | 1 | ||
Идёт-гудёт зелёный шум (1 ч) | |||||
12 | 11.03 | М.М. Пришвин «Разговор деревьев», П.П. Ершов «Песня птички» | 1 | ||
Сказки зарубежных писателей (1 ч) | |||||
13 | 25.03 | Дж. Родари «Принцесса Веселина» | 1 | ||
Россия, Русь… (1 ч) | |||||
14 | 15.04 | И.В. Северянин «О России петь – что стремиться в храм…» «Слово о Русской земле» | 1 | ||
Фантазёры (1 ч) | |||||
15 | 29.04 | В.К. Железников «Разноцветная история» | 1 | ||
16 | 6.05 | Ю.М. Нагибин «Заброшенная дорога» | 1 | ||
Лето красное (1 ч) | |||||
17 | 20.05 | В.И. Белов «Лето». Обобщающий урок | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов).
Ученик получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Ученик научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
ученик научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
ученик научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Ученик получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс
Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)» Начальное общее образование (1-4 к...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)Пояснительная записка Статус документаРабочая программа по родной литературе (русской) разработана на основе Федерального госуда...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 4 класс
Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1-4 класс, УМК Школа России
Рабочая программа по УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (1-4) УМК «Начальная школа 21 века»
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (1-4) УМК «Начальная школа 21 века»...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 3 класс. УМК "Школа России"...