Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по литературному чтению на родном языке (русском)  для 4 класса.

Реализуется УМК под Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андрейковская средняя общеобразовательная школа»

Вяземского района Смоленской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературному чтению

на родном языке (русском) для 4  класса

на 2021/2022 учебный год

                                                                                        учитель Л.И. Соколова

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ «Андрейковская СОШ»,

протокол от 28.08.2020№3

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ «Андрейковская СОШ»,

протокол от 31.08.2020 №10

Утверждено

приказом директора

МБОУ «Андрейковская СОШ»

от 31.08.2020 № 198/01-10

Соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373 с изменениями)

Пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по литературному чтению на родном языке (русском)  для 4 класса.

Программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4  класса изучается в объеме 34 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области. Реализуется УМК под Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Освоение программы предмета возможно с использованием электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Личностные.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения;
  • соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями;
  • делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре;
  • рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие», «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».
  • Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев).

Метапредметные.

Регулятивные.

У выпускника будут сформированы умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  
  • работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
  • технология продуктивного чтения.

Познавательные.

У выпускника будут сформированы умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
  • создавать высказывание (пересказ);
  • собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте;
  • на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению;
  • на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные.

У выпускника будут сформированы умения:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы;
  • планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные.

  1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
  3. использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности.

У выпускника будут сформированы умения:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
  • понимать цель чтения;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части;
  • озаглавливать части;  
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения;
  • сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • называть выставку книг;
  • классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему;
  • представлять свои рассказы в группе;
  • оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать  произведения разных жанров;
  • группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы;
  • находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы;
  • готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Круг детского чтения.

У выпускника будут сформированы умения:        

  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • самостоятельно составлять аннотацию;
  • самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • рассказывать о книге;
  • составлять на книгу отзыв.

Литературоведческая пропедевтика.

У выпускника будут сформированы умения:        

  • сравнивать научно-познавательный и художественный текст;
  • определять отличительные особенности;
  • выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • выявить особенности юмористического произведения;
  • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте;
  • находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • отличать виды устного народного творчества;
  • выявлять особенности каждого вида;
  • сравнивать пословицы и поговорки разных народов;
  • группировать пословицы и поговорки по темам;
  • сравнивать былину и сказочный текст;
  • сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • определять ритм стихотворения.

Виды речевой и читательской деятельности.

 Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;

умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст).

Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др.

Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др.

Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др.

Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.

Пополнение словарного запаса.

Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. 

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия.

Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.

Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.

Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений). 

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

Содержание учебного предмета, курса.

Вводный урок

Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Книга в мировой культуре

Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста.

Истоки литературного творчества

Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

О Родине, о подвигах, о славе.

Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. К. Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 194I —1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений

Жить по совести, любя друг друга

Основные понятия раздела: ответственность, совесть. А. К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи... Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели — детям». Н. Носов. Метро.

Великие русские писатели

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег.

Литература как искусство слов

Обобщение по курсу литературного чтения

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

2

Из повести временных лет. О книгах. «Летописец Нестор».

3

Работа по содержанию: тема, главная мысль. «Летописец Нестор».

4

Пословицы разных народов.

5

Проект: «Пословица, недаром молвится»

6

М. Горький. О книгах. История книги.

7

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

8

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи

9

«Исцеление  Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Особенности былинных текстов.

10

Работа по содержанию: тема, главная мысль. «Исцеление  Ильи Муромца». Былина.

11

К. Ушинский. «Отечество». В. Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

12

Работа по содержанию: тема, главная мысль. К. Ушинский. «Отечество». В. Песков. «Отечество».

13

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом».

14

Работа по содержанию: тема, главная мысль. В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом».

15

Дмитрий Донской. «Куликовская битва». Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

16

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Дмитрий Донской. «Куликовская битва».

17

Михаил Кутузов. «Историческая песня». Ф. Глинка. «Солдатская песнь». Сравнение текстов.

18

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Михаил Кутузов. «Историческая песня». Ф. Глинка. «Солдатская песнь».

19

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием». А. Приставкин. «Портрет отца». Сравнение произведения живописи и литературы.

20

В. Костецкий. «Возвращение». Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.

21

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта».

22

А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа

23

Работа по содержанию: тема, главная мысль. А. Толстой. «Детство Никиты».

24

М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа

25

Работа по содержанию: тема, главная мысль. М. Зощенко. «Самое главное».

26

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей.

27

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Метро». Особенности юмористического текста.

28

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Метро».

29

Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. Подготовка сообщений.

30

Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Работа по содержанию статьи: «Великие русские писатели». А.С. Пушкин.

31

Л. Толстой. «Был русский князь Олег». Смысл рассказа

32

Работа по содержанию: тема, главная мысль. Л. Толстой. «Был русский князь Олег».

33

Промежуточная аттестация. Комплексная работа с текстом.

34

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса

Рабочая   программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс

Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)»  Начальное общее образование (1-4 к...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке( русском) для 1-4 классов ( ФГОС-3) на 2021-2022 уч. год

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном  языке (русском)» разработана на основании  Примерной образовательной программ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)Пояснительная записка Статус документаРабочая программа по родной литературе (русской) разработана на основе Федерального госуда...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...