Урок обучения грамоте "Буква Щ"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Урок коррекционной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Буква Щ"66.38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»

Класс: 1-Б.

Цель: формирование у детей  представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном; 
Задачи

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв;
  • способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом;
  • продолжить работу по классификации букв и звуков, по развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
  • отрабатывать навык звукового анализа слова.
  • воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, дисциплинированности;

Оборудование: снежинки с буквами: а, у, ю, я, ж, ш. й, ч; домики с красной крышей, зеленой, синей; картинки: щука, лещ, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint, карточки с текстом, со слогами.

Ход урока.

І. Организационный момент.

- Поздороваемся с нашими гостями.

        Снег порхает и сверкает        

В золотом сиянье дня.

         Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

         Сыплет, сыплет снег-снежок.

         Начинаем наш урок.

-Как тихо падает снег,  также тихо сядьте и вы.

II. Актуализация знаний.

-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную. (у доски 3 ученика)

- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы, а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

- Какие снежинки особенные? Почему?  (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей?  (ж, ш,  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

Итог: Слайд №2

III.Постановка темы и целей урока

Отгадайте загадку:

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец,

Кто же этот молодец?  (Емеля)

- Кто же этот сказочный герой?

- А из какой он сказки? (« По щучьему велению») Слайд №3

Загадка:

Парень слез с любимой печки

За водой поплелся к речке.

В проруби её поймал

И с тех пор забот не знал.

- Кого же поймал Емеля? (щуку)  Слайд №4

- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой.

- Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Какая тема урока?  «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ».

- С чем познакомимся, чему научимся на уроке? Слайд №5

IV.Объяснение нового материала.

  1. Выделение нового звука.

- Составьте схему слова «щука». Слайд №6

- Обозначьте знакомые звуки буквами.

- Что это за звук? Его место в слове? (согласный, мягкий, глухой, непарный)

- В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной сейчас узнаем.

- В названии есть новый звук.

С серебристой чешуёй, 

Не плотва. Какой большой!

А копчёный – это вещь!

Догадались? Это  - (Лещ) Слайд №7.

- Лещ – это речная рыба с плоским телом.

- Составим схему этого слова.

Вывод: дайте характеристику новому звуку. (согласный, мягкий, глухой, непарный)

  1. Знакомство с новой буквой.

- Звук обозначается буквой «ща».

- Где она будет располагаться среди других букв? (работа по ленте букв)

- Расскажите, что вы узнали о новой букве «ща». – ученик дает характеристику.

Слайд №8.

- На что похожа буква «ща»? Слайд №9.

  1. Чтение слогов и слов. Слайд №10.

- Откройте учебник на с.63 и узнаем какие есть слоги с буквой «ща».

 Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Он предлагает прочитать и распределить слоги.

Картинки по запросу ведро картинка из сказки емеляКартинки по запросу ведро картинка из сказки емеля

с мягким согласным звуком                      с твердым согласным звуком

- У каждого ребёнка карточка со слогом, он читает его и опускает в нужное ведро.

- Подведение итогов: Слайд №11.

V.Физминутка Слайд №12.

ща-ша-ща – 3 хлопка – я поймал в реке леща – (шаги)

щу-щу-щу – 3 хлопка – я его не отпущу – (присесть, встать)

ще-ще-ще – 3 хлопка – мечтает котик о леще – (развести руки в стороны)

щи-щи-щи – 3 хлопка –

VI.Продолжение работы по теме.

  1. Чтение слов.

- С какими гласными буквами не дружит буква «ща»? Слайд №13.

-Посмотрите внимательно на эти слова. Встретите ли вы эти гласные рядом с щ?

- Прочитаем столбики слов с.63.

- Найдите уже изученную нами орфограмму. (ча с а)

 -Давайте дополним уже известное нам правило на правописание слогов ча и чу. Слайд № 14.

- Что надо запомнить и применять при написании слов? (ща, щу)

  1. Работа по серии сюжетных картинок. (составление связного текста)

Отправимся на озеро и посмотрим, чем занята щука.

- У вас на партах карточки с предложениями, прочитаем их.

Щука в озере жила.

Наварила щука щей.

Червячка с крючка сняла.

Угощала трёх лещей.

Говорили всем лещи: - «Щи у щуки хороши!»

- Как вы думаете, в правильном порядке записаны предложения?

- Давайте прочитаем их так, чтобы получился связный рассказ. Слайд № 15.

- Что должно быть первым? Что произойти потом…?

- Проверим.

3. Работа со скороговоркой.

- У русского народа есть замечательная скороговорка про героиню нашей сказки – щуку. Слайд №16.

- Познакомимся с ней с 62.

- Прочитаем скороговорку так:

а) про себя

б) вслух

в) тихо

г) громко

- Какой звук мешает произносить скороговорку?

VII.Итог

- Вот и подошел урок к концу.

Продолжите фразу:

- Я научился…

- Я узнал…

VIII.Рефлексия

- Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке:

- Желтую рыбку возьмет тот, кто усвоил произношение звука щ, может узнать букву «ща» среди других букв, читать слова с этой буквой.

- Зеленую рыбку, тот кому еще надо поработать со звуком щ и буквой «ща».

- Красную рыбку тот, если остались непонятные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....