Урок обучения грамоте "Буква Щ"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»
Класс: 1-Б.
Цель: формирование у детей представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;
Задачи:
- познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
- научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв;
- способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом;
- продолжить работу по классификации букв и звуков, по развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
- отрабатывать навык звукового анализа слова.
- воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, дисциплинированности;
Оборудование: снежинки с буквами: а, у, ю, я, ж, ш. й, ч; домики с красной крышей, зеленой, синей; картинки: щука, лещ, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint, карточки с текстом, со слогами.
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Поздороваемся с нашими гостями.
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.
II. Актуализация знаний.
-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную. (у доски 3 ученика)
- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы, а, у, ю, я обозначают гласные звуки).
- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).
Итог: Слайд №2
III.Постановка темы и целей урока
Отгадайте загадку:
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Емеля)
- Кто же этот сказочный герой?
- А из какой он сказки? (« По щучьему велению») Слайд №3
Загадка:
Парень слез с любимой печки
За водой поплелся к речке.
В проруби её поймал
И с тех пор забот не знал.
- Кого же поймал Емеля? (щуку) Слайд №4
- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой.
- Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).
– Какая тема урока? «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ».
- С чем познакомимся, чему научимся на уроке? Слайд №5
IV.Объяснение нового материала.
- Выделение нового звука.
- Составьте схему слова «щука». Слайд №6
- Обозначьте знакомые звуки буквами.
- Что это за звук? Его место в слове? (согласный, мягкий, глухой, непарный)
- В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной сейчас узнаем.
- В названии есть новый звук.
С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это - (Лещ) Слайд №7.
- Лещ – это речная рыба с плоским телом.
- Составим схему этого слова.
Вывод: дайте характеристику новому звуку. (согласный, мягкий, глухой, непарный)
- Знакомство с новой буквой.
- Звук обозначается буквой «ща».
- Где она будет располагаться среди других букв? (работа по ленте букв)
- Расскажите, что вы узнали о новой букве «ща». – ученик дает характеристику.
Слайд №8.
- На что похожа буква «ща»? Слайд №9.
- Чтение слогов и слов. Слайд №10.
- Откройте учебник на с.63 и узнаем какие есть слоги с буквой «ща».
– Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Он предлагает прочитать и распределить слоги.
с мягким согласным звуком с твердым согласным звуком
- У каждого ребёнка карточка со слогом, он читает его и опускает в нужное ведро.
- Подведение итогов: Слайд №11.
V.Физминутка Слайд №12.
ща-ша-ща – 3 хлопка – я поймал в реке леща – (шаги)
щу-щу-щу – 3 хлопка – я его не отпущу – (присесть, встать)
ще-ще-ще – 3 хлопка – мечтает котик о леще – (развести руки в стороны)
щи-щи-щи – 3 хлопка –
VI.Продолжение работы по теме.
- Чтение слов.
- С какими гласными буквами не дружит буква «ща»? Слайд №13.
-Посмотрите внимательно на эти слова. Встретите ли вы эти гласные рядом с щ?
- Прочитаем столбики слов с.63.
- Найдите уже изученную нами орфограмму. (ча с а)
-Давайте дополним уже известное нам правило на правописание слогов ча и чу. Слайд № 14.
- Что надо запомнить и применять при написании слов? (ща, щу)
- Работа по серии сюжетных картинок. (составление связного текста)
Отправимся на озеро и посмотрим, чем занята щука.
- У вас на партах карточки с предложениями, прочитаем их.
Щука в озере жила.
Наварила щука щей.
Червячка с крючка сняла.
Угощала трёх лещей.
Говорили всем лещи: - «Щи у щуки хороши!»
- Как вы думаете, в правильном порядке записаны предложения?
- Давайте прочитаем их так, чтобы получился связный рассказ. Слайд № 15.
- Что должно быть первым? Что произойти потом…?
- Проверим.
3. Работа со скороговоркой.
- У русского народа есть замечательная скороговорка про героиню нашей сказки – щуку. Слайд №16.
- Познакомимся с ней с 62.
- Прочитаем скороговорку так:
а) про себя
б) вслух
в) тихо
г) громко
- Какой звук мешает произносить скороговорку?
VII.Итог
- Вот и подошел урок к концу.
Продолжите фразу:
- Я научился…
- Я узнал…
VIII.Рефлексия
- Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке:
- Желтую рыбку возьмет тот, кто усвоил произношение звука щ, может узнать букву «ща» среди других букв, читать слова с этой буквой.
- Зеленую рыбку, тот кому еще надо поработать со звуком щ и буквой «ща».
- Красную рыбку тот, если остались непонятные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
"Методика обучения сочинениям различных видов. Содержание и структура урока обучения сочинению."
Сочинение — это составление своего текста....