Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Использование технологии продуктивного чтения , разработанной профессором Н.Н.Светловской, на уроках литературного чтения в начальной школе.
Этапы работы с текстом на уроке по технологии продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения
на уроках литературного чтения
3 этапа работы с текстом:
Iэтап. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Задача педагога на данном этапе: вызвать у учащегося интерес прочитать данный текст, эмоционально настроить, обозначить проблему.
На уроках я использую следующие методы и приемы продуктивного чтения:
- Перед чтением текста предлагаю детям прочитать заголовок, фамилию автора, изучить рисунки к произведению. Затем учащиеся строят свои догадки о содержании текста, его героях.
- Заранее пишу на доске ключевые слова, которые выбираю из текста; провожу словарную работу. Дети читают их и делают предположения, о чем будет идти речь в тексте (герои произведения, тема, развитие событий).
- Могу предложить прослушать музыкальное произведение, связанное тематически с текстом.
- Предлагаю посмотреть слайды.
- Рассказываю детям интересные факты об авторе, которые могут помочь спрогнозировать содержание его рассказа.
- Далее ставлю задачу ученикам - провести «диалог с автором» произведения, и, таким образом, осуществить проверку первоначальных предположений. Доношу мысль учащимся, что чтение это общение, но только с автором произведения через текст .
Характерная черта этого вида работы – антиципация.
Антиципация (anticipatio) – предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.
Она должна включать в себя как минимум 3 критерия сразу, но обязательным должно быть чтение названия произведения и работа с ключевыми словами. Знакомясь с новыми словами, закрепляется их значение в памяти, таким образом, ученики их вводят в свои речевые конструкции.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.
Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).
Работа с текстом происходит по данной очередности:
- Первичное чтение текста.
Здесь происходит самостоятельное чтение учащимися, которое может быть в форме слушания, комбинированного чтения, в котором учитывается особенности текста. Через беседу выявляю первичное восприятие текста.
- Перечитывание текста.
Во время повторного чтения, происходящим в медленном, «задумчивом темпе», или отдельных фрагментов текста, ставлю уточняющий вопрос к каждой части. В случае малознакомых слов использую словарь или свои комментарии.
- Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного. Выявляем совпадения антиципации с уже прочитанным текстом. Ставлю обобщающие вопросы, учащимися проводится анализ прочитанного произведения .
На данном этапе использую следующие методы работы:
- Детям предлагаю самостоятельно прочитать текст, главу , фрагмент с установкой проверить свои предположения.
- Учащиеся читают текст вслух медленно, по предложениям, абзацам с комментариями. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. По ходу чтения задаю уточняющие вопросы на понимание, возвращаю детей к их предположениям.
- Провожу словарную работу (толкование слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Задаю вопросы, ответы на которые нужно искать в тексте. Учащиеся попутно раскрывают смысл слов, представляют картины (которые можно нарисовать к эпизоду), стараются понять смысл текста.
- Задаю уточняющие вопросы на понимание содержания главы, фрагменты в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.
- Провожу беседу по содержанию текста в целом, использую выборочное чтение. Задаю детям вопрос: «В чем (не) совпали первоначальные ожидания о теме и о героях?»
Основные приемы анализа текста технологии продуктивного чтения, которые я использую на уроках литературного чтения:
- Диалог с автором через текст ( нахождение скрытых авторских вопросов , составление своих вопросов, предположение о дальнейшем содержании текста:
«Что удивило?»
«Что может произойти дальше?»
Самое главное - помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Предполагается при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:
В – вопрос (найди, задай),
О – ответ (ответь на этот вопрос),
П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),
З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
b. Комментированное чтение.
Озвучивают текст дети, а я его комментирую. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, не оставляю их без внимания, но и не превращаю комментарий в беседу! Комментарий достаточно краткий и динамичный («Догадались почему?», «Почему именно…»). Ответы детей не являются развернутыми, отвечают с места, не отрываясь от текста.
с. Беседа по прочитанному.
Вопросы могут быть:
- на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему? Зачем? Чем можно объяснить?);
- на обоснование, аргументацию, доказательство ( Чем вы можете подтвердить? Как можно доказать?);
- оценочные ( Каков характер героя? Правильно ли он поступил?);
- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста ( Как вы понимаете выражение..? слово..?
Почему автор употребил именно это слово, а не другое?).
Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения:
«Чем это можно объяснить?.»,
«Что из этого следует?.»,
«Что сейчас случится?.»,
«Почему? Как вы думаете?.»,
«Догадались, почему…?»
«Для чего?.»,
«Кто такой?.»
Использую вопросы, включающие воображение:
«Представьте себе…»
«Увидели …?»
«Почувствовали …?»
Главная задача данного этапа - научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.
Когда учитель задает вопросы во время чтения, то таким образом, показывает учащимся сам процесс «вчитывания» произведения, развивает такие качества, как внимание к слову писателя, объясняет, что из себя представляет «диалог с автором». Только во время совместного чтения педагога с учащимися можно сформировать такой навык, как ведение «диалога с автором» текста. Исходя из особенностей текста, этот навык может формироваться как во время первичного чтения, так и во время перечитывания .
d. Выделение ключевых слов.
Благодаря ключевым словам мы можем полностью переосмыслить текст. Работа над ключевыми словами состоит в том, чтобы вычитывать содержащуюся в ней подтекстовую и концептуальную информацию. При чтении любого текста обращаю внимание учащихся на такие слова.
e. Обобщение текста.
Приемы обобщения, которые я использую на уроках литературного чтения:
- Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
- Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
- Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, а потом без них. Сравните их смысл.
- Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
- Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть.
- Сформулируйте главную мысль всего текста.
- Составьте план текста.
f. Выразительное чтение.
На уроках литературного чтения большое внимание уделяю работе над средствами выразительности : соблюдение знаков препинания, паузы логические и психологические, ударение, темп и ритм чтения, интонация.
Приёмы для развития выразительности чтения
которые я использую:
- чтение с передачей различных чувств радости, грусти, жалости, нежности, мечтательности;
- чтение по ролям;
- инсценирование;
- конкурс чтецов;
- открытый микрофон.
- скороговорки, чистоговорки.
На уроке работаем над дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.
- работа над лирическими стихотворениями занимает особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.
Для этого использую составление графической партитуры текста:
| - короткая пауза
|| - длинная пауза
′ - знак ударения над гласной (ударной)
____ - логическое ударение
- чтение в слиянии
- повышение интонации
- понижение интонации
_____ _ _____ _ - убыстрение или замедление темпа и произношения ,
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
Методы и приемы, используемые на уроке :
1.Коллективное обсуждение проблемы, дискуссия.
Я ставлю вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.
Вопросы к детям:
- Назовите главных героев рассказа?
- Кто из них вам больше понравился? Почему?
- Как чувствовал себя герой?
- А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть произведения….?
2.Соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией.
Вопросы к детям:
- Совпали ли ваши предположения?
Здесь использую прием выборочного чтения, работу с пословицами.
3.Работа над заголовком произведения .
Вопросы к детям:
- Что автор хотел подчеркнуть?
- Как бы вы сейчас назвали рассказ?
- Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
4.Уточнение основной идеи произведения, главной мысли.
Вопросы к детям:
- Что хотел сказать этим автор?
- Какой вывод вы можете сделать?
5.Работа с иллюстрациями.
Вопросы к детям:
- Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
- Так ли ты себе представлял эту сцену?
6. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности детей (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении.
Я предлагаю :
- Выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики, игры «Правда — неправда»: дети отгадывают, где правда, а где ложь в ваших утверждениях;
- Разыгрывание рассказа в лицах, взрослый говорит «за автора», а дети — от лица героев, инсценирование одного эпизода текста;
- Разыгрывание пантомимы;
- Рисование, лепка, аппликация по теме произведения;
- Придумывание необычного варианта развития сюжета;
- Познавательно – исследовательская деятельность;
- Создание текста по аналогии;
- Написание самостоятельных текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...
Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...