Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Ненашкина Ирина Сергеевна

Использование технологии продуктивного чтения , разработанной профессором Н.Н.Светловской, на уроках литературного чтения в начальной школе. 

Этапы работы с текстом на уроке по технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

на уроках литературного чтения

3 этапа работы с текстом:

 Iэтап.  Работа с текстом до чтения. 

Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Задача педагога на данном этапе: вызвать у учащегося интерес прочитать данный текст, эмоционально настроить, обозначить проблему.

На уроках я использую следующие методы и приемы продуктивного чтения:

  • Перед чтением текста предлагаю детям  прочитать заголовок, фамилию автора, изучить рисунки к произведению. Затем учащиеся строят свои догадки о содержании текста, его героях.

  • Заранее пишу на доске ключевые слова, которые  выбираю из текста; провожу словарную работу. Дети читают их и делают предположения, о чем будет идти речь в тексте (герои произведения, тема, развитие событий).

  • Могу предложить прослушать музыкальное произведение, связанное тематически с текстом.

  • Предлагаю посмотреть слайды.

  • Рассказываю детям интересные факты  об авторе, которые могут помочь спрогнозировать содержание его рассказа.

  • Далее  ставлю задачу ученикам - провести «диалог с автором» произведения, и, таким образом, осуществить проверку первоначальных предположений.  Доношу мысль учащимся, что чтение это общение, но только с автором произведения через текст .

 Характерная черта этого вида работы – антиципация.

Антиципация (anticipatio) – предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.

Она должна включать в себя как минимум 3 критерия сразу, но обязательным должно быть чтение названия произведения и работа с ключевыми словами. Знакомясь с новыми словами, закрепляется их значение в памяти, таким образом, ученики их вводят в свои речевые конструкции.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 

Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и  оценка текста.

Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).

Работа с текстом происходит по данной очередности:

  1. Первичное чтение текста.

Здесь происходит самостоятельное чтение учащимися, которое может быть в форме слушания, комбинированного чтения, в котором учитывается особенности текста. Через беседу выявляю первичное восприятие текста.

  1. Перечитывание текста. 

Во время повторного чтения, происходящим в медленном, «задумчивом темпе», или отдельных фрагментов текста, ставлю уточняющий вопрос к каждой части. В случае малознакомых слов использую словарь или свои комментарии.

     

  1. Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного.   Выявляем совпадения антиципации с уже прочитанным текстом. Ставлю обобщающие вопросы, учащимися проводится  анализ прочитанного произведения .

На  данном этапе   использую следующие методы работы:

  • Детям предлагаю самостоятельно прочитать текст, главу , фрагмент с установкой проверить свои предположения.

  • Учащиеся читают текст вслух медленно, по предложениям, абзацам с комментариями. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. По ходу чтения задаю уточняющие вопросы на понимание, возвращаю детей к их предположениям.

  •     Провожу словарную работу (толкование слов).  В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Задаю вопросы, ответы на которые нужно искать в тексте. Учащиеся попутно раскрывают смысл слов, представляют картины (которые можно нарисовать к  эпизоду), стараются понять смысл текста.

  • Задаю уточняющие вопросы на понимание содержания главы, фрагменты в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.

  • Провожу беседу по содержанию текста в целом, использую выборочное чтение. Задаю детям вопрос: «В чем (не) совпали первоначальные ожидания о теме и о героях?»

Основные приемы анализа текста технологии продуктивного чтения, которые я использую на уроках литературного чтения:

  1. Диалог с автором через текст ( нахождение скрытых авторских вопросов , составление своих вопросов, предположение о дальнейшем содержании текста:

«Что удивило?»

«Что может произойти дальше?»

Самое главное - помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Предполагается при переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:

В – вопрос (найди, задай),

О – ответ (ответь на этот вопрос),

П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),

З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). 

b.   Комментированное чтение.

Озвучивают текст дети, а я его комментирую. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, не оставляю их без внимания, но и не  превращаю комментарий  в беседу! Комментарий достаточно краткий и динамичный («Догадались почему?», «Почему именно…»).  Ответы детей не являются  развернутыми,  отвечают с места, не отрываясь от текста.

с.   Беседа по прочитанному.

Вопросы могут быть:

- на выяснение причинно-следственных и других связей  (Почему? Зачем?  Чем  можно объяснить?);

- на обоснование, аргументацию, доказательство  ( Чем вы можете подтвердить?  Как можно доказать?);

- оценочные ( Каков характер героя?  Правильно ли он поступил?);

- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста ( Как вы понимаете выражение..? слово..?

 Почему автор употребил именно это слово, а не другое?).

Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения:

«Чем это можно объяснить?.»,

 «Что из этого следует?.»,

«Что сейчас случится?.»,

«Почему? Как вы думаете?.»,

«Догадались, почему…?»

«Для чего?.»,

 «Кто такой?.»

Использую вопросы, включающие воображение:

«Представьте себе…»

«Увидели …?»

«Почувствовали …?»

Главная задача данного этапа - научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

Когда учитель задает вопросы во время чтения, то таким образом, показывает учащимся сам процесс «вчитывания» произведения, развивает такие качества, как внимание к слову писателя, объясняет, что из себя представляет «диалог с автором». Только во время совместного чтения педагога с учащимися можно сформировать такой навык, как ведение «диалога с автором» текста. Исходя из особенностей текста, этот навык может формироваться как во время первичного чтения, так и во время перечитывания .

d.  Выделение ключевых слов.

Благодаря ключевым словам мы можем полностью переосмыслить текст. Работа над ключевыми словами состоит в том, чтобы вычитывать содержащуюся в ней подтекстовую и концептуальную информацию. При чтении любого текста  обращаю внимание учащихся на такие слова.

e.  Обобщение текста.

Приемы обобщения, которые я использую на уроках литературного чтения:

- Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

- Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

- Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, а потом без них. Сравните их смысл.

- Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

- Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть.

- Сформулируйте главную мысль всего текста.

- Составьте план текста.

f.  Выразительное чтение.

На уроках литературного чтения большое внимание уделяю работе над средствами выразительности : соблюдение знаков препинания, паузы логические и психологические, ударение,  темп и ритм чтения,  интонация.

Приёмы для развития выразительности чтения

которые я использую:

- чтение с передачей различных чувств радости, грусти, жалости, нежности, мечтательности;

- чтение по ролям;

- инсценирование;

- конкурс чтецов;

- открытый микрофон.

- скороговорки, чистоговорки.

На уроке работаем над дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.

- работа над лирическими стихотворениями занимает особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.

Для этого использую составление графической  партитуры текста:

| -         короткая пауза


|| -        длинная пауза


′ -         знак ударения над гласной (ударной)


____   - логическое ударение

            - чтение в слиянии


                 - повышение интонации


                 - понижение интонации


_____ _ _____ _  - убыстрение  или замедление темпа и произношения ,

III. Работа с текстом после чтения.

 Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

Методы и приемы, используемые на уроке :

1.Коллективное обсуждение проблемы, дискуссия.

 Я ставлю вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Вопросы к детям:

- Назовите главных героев рассказа?

-  Кто из них вам больше понравился? Почему?

- Как чувствовал себя герой?

-  А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть произведения….?

2.Соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией.

Вопросы к детям:

- Совпали ли ваши предположения?

Здесь использую прием выборочного чтения, работу с пословицами.

3.Работа над заголовком произведения .

Вопросы к детям:

- Что автор хотел подчеркнуть?

- Как бы вы сейчас назвали рассказ?

- Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

4.Уточнение основной идеи произведения, главной мысли.

Вопросы к детям:

- Что хотел сказать этим автор?

- Какой вывод вы можете сделать?

5.Работа с иллюстрациями.

Вопросы к детям:

- Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?

- Так ли ты себе представлял эту сцену?

6. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности детей (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении.

 Я  предлагаю :

- Выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики, игры «Правда — неправда»: дети отгадывают, где правда, а где ложь в ваших утверждениях;

- Разыгрывание рассказа в лицах, взрослый говорит «за автора», а дети — от лица героев, инсценирование одного эпизода текста;

-  Разыгрывание пантомимы;

- Рисование, лепка, аппликация по теме произведения;

-  Придумывание необычного варианта развития сюжета;

-  Познавательно – исследовательская деятельность;

- Создание текста по аналогии;

- Написание самостоятельных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...