Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
статья по чтению ( класс) на тему
В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
Бессонова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Сосновская СОШ»
В наш информационный век современные дети не любят читать. Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Да и зачем открывать книгу, если существует телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Для того, чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным ухищрениям, поощряя их, например, шоколадом, деньгами, или разрешают поиграть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома ни одной книги! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
- Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Ведь они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Именно поэтому на своих уроках данную технологию стараюсь использовать уже с первых минут. Так на этапе «Речевая разминка» обучающимся дается небольшое стихотворение, которое они должны прочитать несколько раз с различными видами заданий. Например:
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась…
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Начните читать медленно и постепенно переходите на быстрый темп.
- Начните читать стихотворение громко постепенно переходя на шепот.
- Прочитайте четверостишие как скороговорку.
- Прочитайте только имена существительные.
- Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
Благодаря такой речевой разминке, учащиеся не только осознанно читают небольшой текст, но и развивают технику чтения, что играет немаловажную роль в формировании «осознанного» читателя. Эту работу можно проводить в парах. Детям эта работа очень нравится. Постепенно они учатся сами давать друг другу задания для чтения. А по окончанию данного вида работы прошу учащихся оценить работу товарища и доказать поставленную отметку.
Чаще всего стихотворение подбираю так, чтобы потом можно было перейти к теме урока. (О каком времени года идет речь? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?).
Перед чтением произведения прогнозируем с детьми о чем будет текст по его названию или по автору и прошлым прочитанным его произведениям пытаемся предположить, каким будет текст по настроению и содержанию. В этом нам помогает выставка книг автора. (Какие бы книги автора ты поместил на выставку? Какие по настроению произведения чаще всего писал автор?)
При знакомстве с биографией автора использую не только рассказ учителя о его жизни, но и прошу учащихся заранее дома найти интересные факты, а затем на уроке устраиваем блицтурнир.
Чтение самого текста сопровождается остановками, на которых пытаемся предположить о дальнейшем действии в рассказе или о его концовке. Словарную работу провожу по ходу чтения текста, так как в этом случае не просто выхватываются из текста слова и выясняется их лексическое значение, а учащимся дается возможность взглянуть на них в авторском тексте и прочувствовать всю красоту художественного слова.
Если есть возможность, то первичное чтение заменяю просмотром мультфильма, отрывка фильма, сказки и т.д. А после чтения произведения самими учащимися идет сравнение литературного произведения и художественного.
После прочтения произведения в беседе по содержанию тоже стараюсь использовать технологию продуктивного чтения:
- Придумайте вопросы по содержанию произведения. Задайте их одноклассникам.
- Подумайте, что автор хотел донести до нас.
- Как бы вы на месте автора закончили произведение.
- Выскажите свое отношение к прочитанному.
На обобщающих уроках по разделу использую технологию «Проекта». Например, проект «Сочиняем волшебную сказку». Дети делятся на группы. В каждой группе распределяются обязанности между всеми участниками группы (авторы произведения, художники, оформители обложки, редакторы). Каждый ученик занят своим делом. Итогом таких проектов являются книжки-малышки, которые очень нравятся моим ученикам.
Таким образом технология продуктивного обучения способствует повышению эффективности обучения по литературному чтению, развитию интереса и повышению техники чтения. А по итогам анкетирования на вопрос «Какой предмет является любимым из основных предметов начальной школы (математика, русский язык, литературное чтение)?» % учащихся выбрали предмет «литературное чтение».
Список литературы:
- Бунеева Е.В, Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа: плюс до и после. 2012. № 8. С. 1 – 7.
- Огнева Н.А. Формируем УУД средствами литературного чтения // http://www.zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классоф на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
Выступление на семинаре учителей начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа №2036". 10 февраля 2016....
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...
Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения
Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»
Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»
Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...
Мастер – класс «Технология продуктивного чтения, как повышение качества чтения в условиях реализации ФГОС»
Мастер-класс познакомит с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе...
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»
Решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю....