Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я.Маршак "Апрель". Раскрыты методы и приемы работы для формирования навыка смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Навык смыслового чтения | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе.
Использование методики формирования смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.
УМК: Школа России.
Тема: «С.Я.Маршак «Апрель», А.Н. Майков «Весна», Т. Белозеров «Подснежники».
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
-Весна длится 3 месяца. А вы знаете как они называются?
Догадайтесь, о каком месяце так говорят.
Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд.
(Апрель.)
-Об апреле еще и так говорят:
Месяц возвращения перелётных птиц. Почему?
- А какие еще изменения в природе можно увидеть в апреле?(больше солнца, дни становятся длиннее, теплее, тает снег и лед, ледоход на реке, набухают на деревьях почки, появляются первые цветы)
- Кто догадался, какая тема урока? (весна, апрель)
1.Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
- Послушайте стихотворение Апполона Майкова «Весна».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– О каком растении рассказал поэт?
– Как автор называет этот цветок?
- Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите слово, которое вам непонятно.
Сквозистый - тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения.
Сквозистый снежок – рыхлый снег.
- Объясните, почему цветок так назван - подснежник?
-Где же вырос подснежник? (в лесу, в овраге, где лежит снег)
-Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы. Подснежники - есть сама весна.
Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг.
(Подснежник.)
-Какое настроение создаётся при чтении этого стихотворения?
-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какими красками?
- Давайте посмотрим картины известных художников и проверим свои догадки.(просмотр 2-х картин: Ю.Мельков «Весна в лесу» и М.Муха «Весенние березы»)
- Весне посвящали свои произведения великие композиторы и рисовали картины с помощью музыки. Прослушайте произведение П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» и представьте себе картины, которые с помощью музыки передает композитор. (закрыли глазки)
- Какие картины представили?
- Подходит ли к цветам другое название (первоцветы)?
Почему?
2.Знакомство со стихотворением Т.Белозерова «Подснежники».
- Послушайте стихотворение Тимофея Белозёрова «Подснежники» и постарайтесь представить то, о чем услышите.
-Какое настроение у вас сейчас? (грусть, радость)
Прочитайте стихотворение сами и подумайте, почему печальное настроение.
- Как поэт говорит о Снегурочке? Почему Снегурочка плакала? Печальная? Какая еще она? (чужая)
- С чем автор сравнивает подснежники? (Холодные слезы уходящей зимы, белые капли нежных цветков.)
Чтение детьми, нахождение ключевых слов .
Чтение ключевых слов
Пла-ка-ла
Пе-чаль-на-я
Чу-жа-я
Тро-га-ла
Сне-гу-роч-ки-ны
- Кому понравилось 1-ое стихотворение? Почему? 2-ое? Почему?
3. Знакомство со стихотворением С. Маршака « Апрель»
-Послушайте стихотворение с таким названием.
-Кто его написал?
- Прочитайте стихотворение.
-Какое настроение передаёт это стихотворение?
– О каких признаках весны вы прочли?
- Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (через)
Объясните значение слов:
Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.
Стужа – мороз, холод.
Пробирается – медленно и тяжело идёт.
Прочтите слова, которые рифмуются:
Апрель – капель.
Лужи – стужи.
Ручьи – муравьи.
Медведь – петь.
валежник – подснежник.
– Прочтите стихотворение выразительно.
- Кто из вас читал сказку С.Маршака «12 месяцев»? Почему она так названа? Да, все 12 месяцев встретились в лесу у костра. И Декабрь уступил на часок место Апрелю, чтобы падчерица собрала корзину подснежников по приказу принцессы. (картинка)
С.Я.Маршак стихотворение «Апрель» использовал в своей сказке «12 месяцев». Читает отрывок учитель.
Подведение итогов урока.
- Стихотворения, каких поэтов мы сегодня читали?
- Какое из них вам больше всего понравилось?
- О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений?
- Что нового вы узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагмент урока литературного чтения ( 1 класс.)
публикую небольшой фрагмент урока литературного чтения, чтобы на примере показать, как можно рабоитать в парах и группах на уроках чтения....
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Фрагмент урока Литературное чтение 4 класс, Окружающий мир 1 класс с использованием интерактивных методов
Данный материал содержит элементы критического мышления...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...