Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению (2, 3, 4 класс) на тему
Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционального переживания и анализа текста обеспечивает полноценное понимание произведения учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ильичева Наталия Юрьевна,
Учитель начальных классов
ГБОУ школа № 106
Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Курс «Литературное чтение» в начальной школе соединил в себе цели, требования, содержание и методику с одной стороны непосредственно обучения чтению и литературоведческой пропедевтики с другой.
Конечная цель курса – литературное развитие обучающихся, предполагает решение двух основных задач, а именно: во-первых, это совершенствование навыка чтения во всех его качествах и формирование полноценного типа читательской деятельности, подразумевающего развитие читательских умений, привитие интереса и любви к чтению; во-вторых, это подготовка к изучению литературы в среднем звене школы.
Решение этих задач предполагает обучение не просто чтению, но и пониманию, осмыслению и переосмыслению прочитанного, то есть анализу художественного произведения.
Именно аналитическое чтение (по Л. А. Ефросининой) позволяет достичь конечного результата курса, обозначенного в программе,- литературного развития младшего школьника. Следовательно, необходимо выделять на уроках достаточное количество времени на усвоение литературоведческих понятий, сведений, средств. Без знания литературных приемов, средств художественной выразительности анализ художественного произведения будет поверхностным, неточным. Понятно, что полноценная деятельность учащихся в этом направлении возможна, начиная с 3 класса, т.к. урок литературного чтения в 1-2 классах – это, в основном, обучение выразительному чтению. Конечно, элементы анализа прочитанного можно вводить и ранее, но не в столь развёрнутом и глубоком виде как в последующих классах.
В нашей статье мы затронем такую часть анализа художественного произведения, как стилистический или языковой анализ, то есть анализ использованных автором различных средств и приёмов художественной выразительности с целью более полного осмысления авторской позиции и выражения главной мысли, идеи произведения.
Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционального переживания и анализа текста обеспечивает полноценное понимание произведения учащимися.
Конечно, не стоит в начальной школе перегружать учащихся теоретическими знаниями, давать им для ознакомления весь объем существующих в литературе средств выразительности речи. Гораздо важнее научить детей видеть изученные литературные приемы в тексте и понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной прием. В 3 классе достаточно ограничиться перечнем основных средств художественной выразительности – эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение (в классах с высоким уровнем обучающихся к этому перечню можно добавить оксюморон).
Находить изобразительные средства в читаемом тексте – сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя. Для повышения мотивации учащихся и отработки навыков на уроках можно проводить стилистические эксперименты. Например, намеренно исказить текст с целью выявить, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа. Лучше проводить такой эксперимент на 2-3 уроке изучения произведения, когда дети хорошо знают текст. Можно дать текст с искажениями или с пробелами. Неточности исправляются на слух или в напечатанном отрывке.
С помощью найденных в тексте литературных приемов ученики также узнают индивидуальный стиль каждого автора, его особенную художественную манеру. Еще один интересный эксперимент (его можно проводить в виде викторины)– угадывание автора по представленным отрывкам из не самых известных его произведений. Эффективнее использовать этот прием в 4 классе, когда ученики уже имеют достаточный читательский опыт.
Итак, для того, чтобы художественные произведения воспринимались и осознавались учениками полноценно, по нашему мнению, учителю необходимо вычленять работу по развитию аналитических умений младших школьников в отдельную задачу урока.
Учитель должен уметь организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного, а для этого учителю важно самому владеть разными видами и приёмами анализа. Очень важно уметь выстроить урок не в вопросно-ответной форме, а в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста (диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного). От учителя зависит обучение школьников приёмам такого диалога.
Постепенное обучение учащихся приёмам языкового анализа даст возможность им к 3-4 классу самостоятельно анализировать и полноценно воспринимать читаемое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства художественной выразительности на уроках литературного чтения
Одним из способов помочь ребенку повзрослеть, накопить речевой опыт является работа над средствами художественной выразительности на уроках литературного чтения....
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
Средства художественной выразительности 4 класс Литературное чтение
Средства художественной выразительности 4 класс Литературное чтение...
Работа над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе
Несмотря на внимание методистов к рассматриваемой теме в области обучения выразительному чтению много ещё неясных и нерешенных вопросов, которые необходимо решать теоретически и экспериментально. Одно...
Работа над средствами выразительности устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чт...
Статья на тему:"Основные приемы и методы использования мнемотехники на уроках литературного чтения в начальной школе".
laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...