Литературная игра «Угадай – ка» Русские народные сказки о животных.
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Целевая аудитория:  возраст 6-7 лет.

Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить русские народные сказки о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazki_russ_nar.docx64.12 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Угадай – ка»

Русские народные сказки о животных.

Составила: Чернявская Светлана Александровна.

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского поселения «Рабочий посёлок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края

Целевая аудитория:  возраст 6-7 лет.

Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить русские народные сказки о животных.

Цель: закрепление знаний детей о русской народной сказке.

Задачи: а) учить отвечать на вопросы по содержанию произведения; учить работать в группах, слушать своих товарищей; формировать умение  понимать главную идею народной сказки

 б) развивать интерес к художественной литературе, чтению; развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения; развивать мышление, фантазию, воображение.

в) прививать любовь к чтению; воспитывать вдумчивого читателя;  воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.  

Планируемые результаты: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок

Предварительная работа: чтение русских народных сказок о животных; рассматривание иллюстраций по теме «Русские народные сказки»; иллюстрирование понравившихся сказок; подготовка ребенка для инсценировки диалога внука и бабушки.

Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», выставка детских рисунков, аппликаций на тему: «Моя любимая сказка о животных», рисунки животных для 5 конкурса, клей, альбомные листы, наборы геометрических фигур.

Ход игры.

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами вместе, чтобы вспомнить русские народные сказки и сыграть в игру «Угадай - ка». Рассказывание сказок – старинный обычай, и ему следовали и в курной избе, и в княжеских теремах, и в царских палатах. Послушайте диалог и скажите, какие бывают сказки?

(Внук – подготовленный ребенок, бабушка – воспитатель). Внук и бабушка ведут беседу.

Внук: Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка: А какую хочешь сказку, внучек?

Внук: Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка: Есть сказки волшебные, они все могут. Превратить лебедя в девицу, лягушку в царевну, комара в молодца.

Внук: А есть сказки про зверей.

Бабушка: Правильно – это сказки про животных в них нет волшебных превращений.

Внук: Но эти сказки забавные, в них животные разговаривают.

Бабушка: А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Воспитатель: Так какие же бывают сказки? (Ответы детей). Сегодня мы вспомним русские народные сказки о животных. А кто написал эти сказки? (После ответов детей воспитатель делает обобщение).  Сказки придумывали простые трудовые люди: пахари, охотники, рыбаки, няньки, пастухи.…  Сами сказочники сказки не записывали, они в основном были люди неграмотные. Сказочники сохраняли сказки в памяти и пересказывали их. Записью народных сказок позже занялись ученые и собиратели сказок. Они находили сказочников и записывали их сказки. О сказке прошедшей такой путь мы говорим она «народная» потому что множество людей внесло в нее что-то свое.

(На фоне загадочной музыки воспитатель читает стихи).

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски….

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

В сказку нас поведут две команды: «Ку-ка-ре-ку» и «Лисы Патрикеевны». Поприветствуйте друг друга.

Команда «Ку-ка-ре-ку».

Проиграем – не беда

С шуткой мы пришли сюда.

На любой вопрос ответ

Никогда не скажем, нет.

И хоть дрожат колени от волнения,

Готовы мы с лисой к сражению.

Команда «Лиса Патрикеевна».

И знают все давным – давно,

И всем давно известно.

Мы очень любим петушков,

Ах, как они прелестны!

Ну, в бой так в бой,

Но уговор:

Давайте драться честно!

Условия игры такие: за правильный ответ команда получает кирпичик (прямоугольник из цветной бумаги), а в конце игры каждая команда выложит из заработанных кирпичиков дорожку. Чья дорожка окажется длиннее. Та команда и победит.

Итак, разминка.  Назовите сказки, где героем является лиса. Участники каждой команды по очереди называют название одной сказки. Побеждает команда, давшая ответ последней. («Колобок», «Лиса и петух». «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Лиса и тетерев», «Проказница лиса», «Лиса и рак»,  «Как лиса училась летать» и другие). Подведение итогов.

Первый конкурс «Сказки просят».

«Сказки просят: А сейчас, вы друзья, узнайте нас». Послушайте стихотворение о сказочном герое и назовите название сказки. (Для каждой команды по три стихотворения).

Зимою он на проруби,

Хвостом рыбачить пробовал.

И выбиваясь из последних сил

Лисицу на себе возил.

(Волк. «Лиса и волк»).

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?

(Семеро козлят. «Волк и семеро козлят)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.

 (Гуси – Лебеди. «Гуси – Лебеди»).

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без посказки

Кто герои этой сказки?

 (Три медведя. «Три медведя»)

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Журавль. «Лиса и журавль»).

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петух. «Петушок – золотой гребешок»)

Подведение итогов.

Воспитатель: А наш путь в сказку лежит дальше. И чем дальше в сказку, тем больше чудес. Вот, например,  сказочная почта. Во многих сказках сказочные герои переписываются, посылают послания. Вот с этим нам сейчас предстоит разобраться.

Второй конкурс.

Воспитатель: Я вам прочитаю телеграммы, а вы должны сказать, герой какой сказки мог её прислать.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Скоро буду у вас. (Колобок)

Петуха спас. Сидит дома. (Кот).

Спасите, нас съел волк. (Семеро козлят).

У меня не усы, а усищи,

Не лапы, а лапищи. (Заяц – хваста).

Подведение итогов.

Мы с вами только что побывали на сказочной почте. Вы оказались неплохими почтальонами. Хорошо потрудились. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей игры. И попали мы в сказочный лес. Животные леса хотят проверить, а сможете ли вы повторить всё что они вам скажут. Участники игры встают в круг.

Физкультурная минутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.

(Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.)

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

(Руки за голову кладем и вразвалочку идем).

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим – на носочках пробежим.

Зайчик быстро скачет в поле.

Подражаем мы зайчишке непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра, и работать нам пора.

Третий конкурс.

И вновь нас зовет к себе сказка. Представьте, что мы находимся в картинной сказочной галерее. По картинкам угадайте сказки. (Детям предлагаются иллюстрации к сказкам.)

Подведение итога.

Четвертый конкурс.

Детям предлагается по одной иллюстрации к сказке «Колобок», встреча Медведя и Колобка, иллюстрации выполнены разными художниками.

Задание: Расскажите изображенный сюжет сказки с учетом особенностей своих рисунков.

Подведение итогов.

Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит терем теремок, изукрашенный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служит серый волк да медведь косолапый. Пойдемте к терему и скажем громким голосом:

-Терем, теремок! Кто в тереме живёт, кто в хоромах, кто высоких?

Пятый конкурс.

Я думаю, что в теремке жили вот эти животные:

  1. Заяц
  2. Лиса
  3. Ёж
  4. Лягушка (Выставляются рисунки животных)

А нет ли здесь кого лишнего?

Я думаю, что по дороге Колобок встретил этих животных:

  1. Зайца
  2. Медведя
  3. Лису
  4. Кота

А кто здесь лишний?

Шестой конкурс.

Детям выдают наборы готовых геометрических фигур и образец.

Задание: Из предложенного набора геометрических фигур по образцу, сделать аппликацию петуха. Подведение итогов. Дети выкладывают дорожку из «заработанных» кирпичиков.

Награждение победителей.

 

Используемые источники:

http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
http://mdou12.ucoz.ru/Konkurs/2_skazochnye_fizminutki.pdf

http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-skazochnyh-geroev


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к игре "Путешествие по русским народным сказкам"

Материал содержит полностью разработаное мероприятие в занимательной форме .Презентация яркая, красочная, интересная для детей 1-2 классов.Время проведения -1 урок....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....

КВН«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ»

пробудить интерес к чтению русских народных сказок; развивать творческие возможности путем инсценирования сказок.                        ...

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Литературна викторина по теме: "Русская народная сказка Теремок"

Презентация к уроку литературного чтения (1 класс). Данная презентация является викториной по теме "Русская народная сказка Теремок". В презентации приведен материал для закрепления знаний у...

урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник входит в систему «Школа России» Авторы: Л. Ф. Климанова

урок литературного чтения потеме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическимпланированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник ...