Урок литературного чтения по теме "Как становятся писателями".
методическая разработка по чтению (2 класс)
Знакомство с творчеством Б.С.Житкова и его произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
2 класс
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Кусочкина Елена Валерьевна
Волоколамск 2018 год
Цели урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с новыми произведениями,
-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста
развивающие:
-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;
-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие:
-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
-способствовать сплочению классного коллектива,
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: портрет Б.С. Житкова;
книги с произведениями Б.С. Житкова;
кроссворд.
карточки с названиями произведений у каждого.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Дети рассказывают о подготовке к уроку, показывают с каким настроением начинают урок.
II. Сообщение темы и цели урока.
Прочитайте эпиграф нашего урока.
КТО НИЧЕГО НЕ ИЗУЧАЕТ,
ТОТ ВЕЧНО ХНЫЧЕТ И СКУЧАЕТ.
Ученики читают стихи об осени.
«Листья осенние» «Осень»
Падают, падают- вниз и кругами, К нам в заплаканные окна
Желтые, красные- над головами, Равнодушно дождь стучится,
Листья летящие, листья хрустящие и Над холодными лугами
Шелестящее- звеняще- скользящие! Слышен крик отставшей птицы.
Бабочки -листья и листья- хлопушки! Потемнели и поникли
В листьях весь лес от корней до макушки! Ветви бронзовые сосен.
Листья летучие и кувыркучие! Ворон каркает над бором:
Листья прыгучие - Это осень! Это осень!
Тучи их! Опускается под вечер
Тучи их! Небо низко над поляной,
Листьевый ливень- пёстрая радуга! И висят на влажных ветках
Прыгай навстречу, лови их и радуйся! Клочья белого тумана.
Журавли, трубя, промчались,
Унесли на крыльях лето.
-Это осень! - повторяет
Эхо за рекою где – то.
На доске расположены различные портреты- Михаил Пришвин, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б.Житков.
- Ребята, что вы можете сказать о портретах на доске. (кого знают? ответы детей)
- А чей портрет вам неизвестен? Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?
На сегодняшнем уроке будем знакомиться с произведениями Б. С. Житкова. Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно.
Портрет Б.С. Житкова
«Немолодой человек небольшого роста, сухонький, смуглый, чем-то похожий на вождя краснокожих». Он родился под Новгородом 11 сентября 1882году. Прошло уже 130 лет со дня его рождения.
III. Изучение нового материала.
Подготовленный ученик рассказывает о биографии писателя.
Борис Степанович Житков объездил полсвета. Он знал много иностранных языков, играл на скрипке, дрессировал животных. Весь свой опыт и знания изложил в книгах. Он писал о смелых, гордых людях, о редких животных, о дальних странах. Он написал более 200 произведений. Все они учат добру, и самым лучшим человеческим качествам. Среди них есть книга «Что я видел». Обо всем, что видел автор, он описывает в этой книге. |
Выставка книг.
Учитель: - Отгадайте загадку и узнаете о чём с детства мечтал Житков.
«Он отправился в путь без забот и без страха,
Не забыв привязать выше пятки мешок.
Он заправил свою шерстяную рубаху
И потуже из кожи стянул ремешок».
(Путешественник)
- У писателя была страсть к кораблям. Когда он гостил у бабушки в Петербурге, то целыми днями следил сквозь щель в заборе за проплывающими лодками и представлял, что это большие корабли, плывущие далеко – далеко вдаль. А в доме на полке стояла модель настоящего корабля. Он всё смотрел на него и думал, что там непременно должны быть маленькие человечки. Вот только увидеть их никак не удавалось!
- Так появился рассказ «Как я ловил человечков».
Чтение отрывка из рассказа «Как я ловил человечков».
Учитель: - Замечательного писателя, всю жизнь занимал вопрос: что же такое храбрость? Та, о которой в народе говорят: «Смелость города берёт». Для юных читателей этот вопрос – один из главных. Во многих своих рассказах писатель говорит о храбрости. В своих произведениях он испытывает героев «на прочность»: в поле во время бурана, в море в бурю, на борту горящего самолёта. Читателю сразу становится ясно: вот этот человек благороден и храбр, этот прикидывается смельчаком, а тот просто трус.
- Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое храбрость.
- Запишем это объяснение в тетрадь.
Храбрость – смелость, решимость, мужество, воинская доблесть, отвага.
Учитель: - Первое настоящее морское путешествие он совершил в 13 лет.
Знакомый отца, капитан грузового судна, взял его на Кавказ.
Потом были ещё путешествия, экспедиция по Енисею, кругосветное
плавание через 3 океана, служба на Белом море…
IV. Чтение и обсуждение прочитанных произведений.
- А теперь каждый из вас своим товарищам прочитает отрывок из рассказов Б.С. Житкова. Ваша задача: назвать это произведение. У вас на столе карточки с названиями этих произведений. Прочитайте эти названия.
- Приготовились слушать.
- «Храбрый утенок».
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
- «Беспризорная кошка»
Раз слышу – будто ребенок плачет. Я вскочил, гляжу: катит Мурка с обрыва. В зубах у ней что- то болтается. Подбежал, смотрю – в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок дрыгал лапками и кричал, совсем как маленький ребенок. Я отнял его у кошки. Обменял на рыбу.
- «Как слон спас хозяина от тигра»
«…слон повернулся, схватил хоботом тигра поперек живота. сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами»
4. «Галка» …Слон повернулся, схватил тигра поперек живота. Сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот. Высунул язык и мотал лапами.
5. «Друзья». Все лето щенок и лисенок прожили вместе и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончим, а лисенок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисенка на цепь. Чтобы не убежал в лес.
- К какому разделу можно отнести эти рассказы? о животных
Ученики находят книги на выставке, в которых можно прочитать эти рассказы.
V. Закрепление изученного.
- А теперь разгадаем кроссворд.
5.т | ||||||||||||
1.м | а | н | г | у | 2.с | т | е | |||||
е | т | 4.в | х | |||||||||
т | р | 3.м | е | н | ||||||||
р | 2.ч | е | л | о | в | е | ч | к | и | |||
к | р | е | к | |||||||||
о | е | р | а | |||||||||
з | ||||||||||||
3.а | л | ё | ш | а |
По горизонтали:
1. Какой маленький зверёк может справиться со змеёй?
2. О ком говорит герой рассказа: «Ух ты! Конфетища! Для них это – как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить».
3. Как звали главного героя книги «Что я видел»?
По вертикали:
1. Предмет из книги «Что я видел».
2. Кого боялись утята в рассказе «Храбрый утёнок»?
3. Где происходили события в рассказах «На воде», «Компас»?
4. Как называется рассказ о корове и её телёнке?
5. Эта тема увлекала Житкова, он старался увлечь ребят. Считал, что знания из этой области им очень пригодятся.
VI. Заключение.
- Как-то Житков приехал в Петербург и зашёл в гости к своему товарищу Коле. Он занят был чем-то, и Борис весь день ребятишкам рассказывал о своих приключениях на суше и на море. Тогда Николай предложил попробовать записать эти рассказы и принести в редакцию детского журнала «Воробей». Так Борис Житков стал писателем, а мы можем прочитать его замечательные рассказы.
VII. Рефлексия.
-Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
XI. Итог урока.
Учитель:
-Назовите автора известных рассказов «Что я видел», «Морские рассказы», «Храбрый утёнок».
-С каким писателем познакомились сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе
Материал презентации можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе "Писатели - детям"
Презентация к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе "Писатели - детям" УМК "Школа России"...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным » Цели деятельности учителя: формирование представлений о В.Драгунском, к...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на основе СДО....