Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа с КТП по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 47.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол № ____
От «___» ______2020 г.
__________________
Согласовано:
Зам.директора по УВР
«___»________2020 г.
Утверждено:
Директор МОУ СОШ «Перспектива»
«___»________2020г.
Рабочая программа по литературному чтению
(предметная область – русский язык
и литературное чтение)
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы «Перспектива»
Московской области
учителя начальных классов
________________, 4в класс
(базовый уровень в соответствии с ФГОС НОО)
2020 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение.
Цели:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102 часа (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- Понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, нахождение примеров самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- сбор материала для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, донесение этой информации до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составление сборников стихов и рассказов о Родине, включение в них и произведений собственного сочинения;
- принятие участия в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов»;
- познание национальных традиций своего народа, сохранение их;
- рассказ о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- поиск в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создание своих собственных проектов о Родине, написание собственных произведений о Родине.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- формулирование учебной задачи урока коллективно, в мини-группе или паре;
- чтение в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысление коллективно составленного плана работы на уроке и плана, выработанного группой сверстников (парой), предложение своего индивидуального плана работы (возможно, альтернативного) или некоторых пунктов плана, приведение аргументов в пользу своего плана работы;
- принятие замечаний, конструктивное обсуждение недостатков предложенного плана;
- выбор наиболее эффективного варианта плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивание своей работы в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определение границ собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксирование по ходу урока и в конце урока удовлетворённости/неудовлетворённости своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксирование индивидуальной причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
- самостоятельное обнаружение и формулировка учебной задачи, понимание конечного результата, выбор возможного пути для достижения данного результата;
- свободное пользование выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельное интерпретирование полученной информации в процессе работы на уроке и преобразование её из одного вида в другой;
- владение приёмами осмысленного чтения, использование различных видов чтения;
- пользование компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
- нахождение необходимой информации в тексте литературного произведения, фиксирование полученной информации с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализ литературного текста с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявление основной мысли произведения, обсуждение её в парной и групповой работе;
- нахождение в литературных текстах сравнений и эпитетов, олицетворений, использование авторских сравнений, эпитетов и олицетворений в своих творческих работах;
- сравнение летописи и былины, сказки волшебной и былины, жития и рассказа, волшебной сказки и фантастического произведения; нахождение в них сходства и различия;
- сравнение литературного произведения со сценарием театральной постановки, кинофильма, диафильма или мультфильма;
- нахождение пословицы и поговорки, оглавление темы раздела, темы урока или называние выставки книг;
- сравнение мотивов поступков героев из разных литературных произведений, выявление особенностей их поведения в зависимости от мотива;
- создание высказывания (или доказательства своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимание смысла и значения создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявление индивидуальных творческих способностей при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предложение варианта решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определение основной идеи произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведений, выявление отношения автора к описываемым событиям и героям произведения;
- анализ художественных произведений разных жанров, определение мотивов поведения героя и смысла его поступков; соотношение их с нравственными нормами;
- определение развития настроения; выразительное чтение, отражающее при чтении развитие чувств;
- создание своих собственных произведений с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
- высказывание своей точки зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявление активности и стремления высказываться, задавать вопросы;
- формулирование цели своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользование элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участие в полилоге, самостоятельное формулирование вопросов, в том числе неожиданных и оригинальных, по прочитанному произведению;
- создание 5—10 слайдов к проекту, письменная фиксация основных положений устного высказывания;
- создание бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрация образца правильного ведения диалога (полилога);
- предложение способов саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определение цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фраз и целых абзацев рассуждений автора, доказывающих его отношение к описываемым событиям;
- использование найденного текстового материала в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- письменный ответ на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определение совместно со сверстниками задачи групповой работы (работы в паре), распределение функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определение критерия оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивание своих достижений по выработанным критериям;
- оценивание своего поведения по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- поиск причины конфликта в себе, анализ причины конфликта, самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций;
- обращение к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- нахождение в библиотеке книги, раскрывающей на художественном материале способов разрешения конфликтных ситуаций;
- нахождение всех источников информации, отбирание из них нужного материала, перерабатывание, систематизация, выстраивание в логике, соответствующего цели;
- самостоятельная подготовка презентации из 9—10 слайдов, обращение за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использование в презентации не только текста, но и изображений, видеофайлов;
- озвучивание презентации с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные:
Виды речевой и читательской деятельности
- понимание значимости произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- чтение вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационное объединение слов в предложении и предложений в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведений;
- выбор при выразительном чтении интонации, темпа, логического ударения, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользование элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознание через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетическое восприятие произведения литературы, видение образных выражений в поэтическом тексте, понимание того, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участие в дискуссиях на нравственные темы; подбор примеров из прочитанных произведений;
- формулировка вопросов (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; нахождение эпизодов из разных частей прочитанного произведения, доказывающих собственный взгляд на проблему;
- деление текста на части, подбор заглавия к ним, составление самостоятельного плана пересказа, продумывание связки для соединения частей;
- нахождение в произведениях средств художественной выразительности;
- подготовка проектов о книгах и библиотеке; участие в книжных конференциях и выставках; пользование алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке;
Творческая деятельность
- пересказ содержания произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий; составление плана, заголовка текста; пересказ текста, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказ текста от 3-го лица;
- составление рассказа об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подборка материалов для проекта, запись пословиц, поговорок, мудрых мыслей известных писателей, учёных по данной теме, подборка наиболее понравившихся, осмысление их, перевод в принципы жизни; подготовка проектов на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участие в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участие в читательских конференциях;
- написание отзыва на прочитанную книгу;
Литературоведческая пропедевтика
- сравнение, сопоставление, выполнение элементарного анализа различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС (102 Ч)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Летописи. Былины. Жития | 8 |
2 | Чудесный мир классики | 15 |
3 | Поэтическая тетрадь | 8 |
4 | Литературные сказки | 12 |
5 | Делу время – потехе час | 9 |
6 | Страна детства | 7 |
7 | Поэтическая тетрадь | 4 |
8 | Природа и мы | 9 |
9 | Поэтическая тетрадь | 6 |
10 | Родина | 5 |
11 | Страна фантазия | 6 |
12 | Зарубежная литература | 13 |
Итого | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Летописи. Былины. Жития (8 часов) | ||||
1 | Знакомство с учебником. Летописи | 1 | ||
2 | Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда» | 1 | ||
3 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | ||
4 | Былина – жанр устного народного творчества. Былина " Ильины три поездочки" | 1 | ||
5 | Былина "Три поездки Ильи Муромца" | 1 | ||
6 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 1 | ||
7 | «Житие Сергия Радонежского» | 1 | ||
8 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Летописи. Былины. Жития". Проект "Создание календаря исторических событий» | 1 | ||
Чудесный мир классики (15 часов) | ||||
9 | П.П. Ершов "Конек - горбунок" | 1 | ||
10 | П.П. Ершов "Конек - горбунок" | 1 | ||
11 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова "Конек -горбунок" | 1 | ||
12 | А. Слонимский "О Пушкине". А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора, очей очарование! ...» | 1 | ||
13 | А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" | 1 | ||
14 | А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" | 1 | ||
15 | А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". "Что за прелесть эти сказки!" Сказки А.С. Пушкина | 1 | ||
16 | М.Ю. Лермонтов. А. Шан-Гирей "Воспоминания о Лермонтове". Дары Терека. | 1 | ||
17 | М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб" (турецкая сказка) | 1 | ||
18 | М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб" (турецкая сказка) | 1 | ||
19 | С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича». Л.Н. Толстой "Детство" | 1 | ||
20 | Л.Н. Толстой. Басня "Как мужик убрал камень | 1 | ||
21 | М. Семанова «Воспоминания». А.П. Чехов. "Мальчики" | 1 | ||
22 | А.П. Чехов. "Мальчики". Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. | 1 | ||
23 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Чудесный мир классики" | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (8 часов) | ||||
24 | Ф.И. Тютчев "Ещё земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко..." | 1 | ||
25 | А.А. Фет Весенний дождь", «Бабочка» | 1 | ||
26 | Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!..", "Где сладкий шепот..." | 1 | ||
27 | А.Н. Плещеев "Дети и птичка» | 1 | ||
28 | И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..." | 1 | ||
29 | Н.А. Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | ||
30 | И.А. Бунин "Листопад" | 1 | ||
31 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь» | 1 | ||
Литературные сказки (12 часов) | ||||
32 | В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" | 1 | ||
33 | В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" | 1 | ||
34 | В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" | 1 | ||
35 | В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" | 1 | ||
36 | В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" | 1 | ||
37 | П.П. Бажов "Серебряное копытце" | 1 | ||
38 | П.П. Бажов "Серебряное копытце" | 1 | ||
39 | П.П. Бажов "Серебряное копытце" | 1 | ||
40 | А.С. Аксаков "Аленький цветочек" | 1 | ||
41 | А.С. Аксаков "Аленький цветочек" | 1 | ||
42 | А.С. Аксаков "Аленький цветочек" | 1 | ||
43 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Литературные сказки» | 1 | ||
Делу время – потехе час (9 часов) | ||||
44 | Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" | 1 | ||
45 | Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" | 1 | ||
46 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца | 1 | ||
47 | В.Ю. Драгунский "Главные реки" | 1 | ||
48 | В.Ю. Драгунский "Главные реки" | 1 | ||
49 | В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка" | 1 | ||
50 | В.В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел" | 1 | ||
51 | В.В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел" | 1 | ||
52 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Делу время - потехе час" | 1 | ||
Страна детства (7 часов) | ||||
53 | Б.С. Житков "Как я ловил человечков" | 1 | ||
54 | Б.С. Житков "Как я ловил человечков" | 1 | ||
55 | К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" | 1 | ||
56 | К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" | 1 | ||
57 | К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения | 1 | ||
58 | М.М. Зощенко "Ёлка" | 1 | ||
59 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Страна детства" | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (4 часа) | ||||
60 | В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская" | 1 | ||
61 | С.А. Есенин "Бабушкины сказки" | 1 | ||
62 | М.И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка...", "Наши царства" | 1 | ||
63 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь" | 1 | ||
Природа и мы (9 часов) | ||||
64 | Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" | 1 | ||
65 | Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" | 1 | ||
66 | А.И. Куприн "Барбос и Жулька" | 1 | ||
67 | А.И. Куприн "Барбос и Жулька" | 1 | ||
68 | М.М. Пришвин "Выскочка". М.М. Пришвин - певец русской природы | 1 | ||
69 | Е.И. Чарушин " Кабан" | 1 | ||
70 | В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" | 1 | ||
71 | В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения | 1 | ||
72 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Природа и мы" | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (6 часов) | ||||
73 | Б.Л. Пастернак "Золотая осень" | 1 | ||
74 | С.А. Клычков "Весна в лесу" | 1 | ||
75 | Д.Б. Кедрин."Бабье лето". Н.М. Рубцов "Сентябрь" | 1 | ||
76 | С.А. Есенин "Лебедушка" | 1 | ||
77 | С.А. Есенин "Лебедушка" | 1 | ||
78 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь". | 1 | ||
Родина (5 часов) | ||||
79 | И.С. Никитин "Русь" | 1 | ||
80 | И.С. Никитин "Русь" | 1 | ||
81 | С. Дрожжин "Родине" | 1 | ||
82 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске..." Проект "Россия - Родина моя" | 1 | ||
83 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Родина" | 1 | ||
Страна фантазия (6 часов) | ||||
84 | Е.С. Велтистов "Приключения Электроника" | 1 | ||
85 | Е.С. Велтистов "Приключения Электроника" | 1 | ||
86 | К. Булычев "Путешествие Алисы" | 1 | ||
87 | К. Булычев "Путешествие Алисы" | 1 | ||
88 | К. Булычев "Путешествие Алисы". Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения | 1 | ||
89 | Обобщение. Урок-игра "В мире приключений". Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия» | 1 | ||
Зарубежная литература (13 часов) | ||||
90 | Д. Свифт "Путешествие Гулливера" | 1 | ||
91 | Д. Свифт "Путешествие Гулливера" | 1 | ||
92 | Д. Свифт "Путешествие Гулливера" | 1 | ||
93 | Г.Х. Андерсен "Русалочка" | 1 | ||
94 | Г.Х. Андерсен "Русалочка" | 1 | ||
95 | Г.Х. Андерсен "Русалочка" | 1 | ||
96 | М. Твен "Приключения Тома Сойера" | 1 | ||
97 | М. Твен "Приключения Тома Сойера" | 1 | ||
98 | М. Твен "Приключения Тома Сойера" | 1 | ||
99 | С. Лагерлеф "Святая ночь" | 1 | ||
100 | С. Лагерлеф "Святая ночь" | 1 | ||
101 | С. Лагерлеф "В Назарете" | 1 | ||
102 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература». Викторина "Литературные тайны". Задание на лето: советуем прочитать | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....