Рабочая программа по чтению на родном языке 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по чтению на родном языке с КТП 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_na_rodnom_yazyke_4_klass.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. 4 класс. Программа «Литературное чтение на родном (русском) языке» является составляющей предметной области «Филология».
Цели курса:
– помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт.
- развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
- формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка
Основные задачи:
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
- пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь;.
- обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить обучающихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать обучающихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения обучающихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов (34 учебные недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
- овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
- приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
- оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
- обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
- умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и культура.
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. синонимов. Словарь языка писателей.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Круг чтения
Русские народные волшебные сказки.
Классики русской литературы XIX – первой половины XX веков.
Классики русской литературы второй половины XX века.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1 | Урок-путешествие. Русские народные сказки. | 1 | 03.09-10.09 | |
2 | Крылов И.А. «Крестьянин в беде», «Осёл и соловей» | 1 | 17.09-24.09 | |
3 | Волков Г. Н. «Удивительный Александр Сергеевич» | 1 | 01.10-15.10 | |
4 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | 22.10-29.10 | |
5 | М. Ю. Лермонтов Стихи о русской природе. | 1 | 05.11-12.11 | |
6 | Произведения русских поэтов 19 века о родной природе. | 1 | 26.11-03.12 | |
7 | Антоний Погорельский Сказка «Чёрная курица или Подземные жители» | 1 | 10.12-17.12 | |
8 | Книги Древней Руси. | 1 | 24.12-14.01 | |
9 | Л. Н. Толстой Рассказы для детей. | 1 | 21.01-28.01 | |
10 | И. А. Бунин. Не видно птиц. Покорно чахнет... | 1 | 04.02-11.02 | |
11 | С. Я. Маршак «Ледяной остров» | 1 | 25.02-04.03 | |
12 | Н. А. Заболоцкий «Детство» | 1 | 11.03-18.03 | |
13 | Н. М. Рубцов «Тихая моя родина» | 1 | 25.03-01.04 | |
14 | В. П. Катаев «Сын полка» | 1 | 15.04-22.04 | |
15 | К.М. Симонов «Сын артиллериста» | 1 | 29.04-06.05 | |
16 | А. П. Платонов «Любовь к родине, или путешествие воробья» | 1 | 13.05-20.05 | |
17 | Обобщающий урок. | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" 1-4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего о...
Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса
Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке , 4 класс
Литературное чтение на родном языке в 4 классе - часть единого курса обучения предмету "Литературное чтение". Начальный курс помогает детям осмыслить их речевую практику, д...
Рабочая программа «Литературное чтение на родном языке» 3 класс
Программа учебного предмета разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературное чтение‚ изуч...
Рабочая программа Литературное чтение на родном языке (русском) 1 класс ФГОС
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...