Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок – совершенствования знаний, умений и навыков. «Обучение грамоте. Букварный период» (УМК: Школа России, автор: В. Г. Горецкий и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_-_pokazatel_myagkosti_predshestvuyushchego_soglasnogo.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного».
ТИП УРОКА: Урок –совершенствования знаний, умений и навыков.
Данный материал рассматривается в разделе «Обучение грамоте. Букварный период», 32 урок.
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» (УМК: Школа России, автор: В. Г. Горецкий и др.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: закрепление знаний учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного; формирование навыков чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; возможность научиться: находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, оценивать результаты выполненного задания.
Метапредметные: познавательные – использование различных способов анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; ответы на вопросы, оценивание своих достижений, соотнесение изученных понятий с примерами, освоение способов решения проблем творческого характера; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, формирование умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умения строить понятные для партнёра высказывания формирование умения слышать и слушать, пользование учебником; умение формулировать собственное мнение и позицию; регулятивные – организация своего рабочего места под руководством учителя; овладение способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; осуществление самоконтроля, адекватного восприятия оценки учителя, внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; саморегуляция.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие внимания и уважения к окружающим; формирование доброжелательного отношения к товарищам
Межпредметные связи: Русский язык
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (ресурсы): ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного», видеоролик-физминутка «Раз, два, три, четыре, пять», учебник «Азбука» часть 2, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.], плакат «ь», схемы слов, карточки со словами для парной работы, электронные планшеты, клей ПВА.
Методы обучения: метод стимулирования и мотивации, частично - поисковый, коммуникативный, объяснительно - иллюстративный; словесные, практические, работа с книгой, использование ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. (1 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1.Слово- приветствие. Построение на урок. 2.Психологический настрой на урок Чтение у нас, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Вы хороший, дружный класс, Всё получится у вас? | Принимают строевую стройку. Проговаривают стихотворные строчки: Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! | личностные: внимание, уважение к окружающим; регулятивные: саморегуляция коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, |
II. Актуализация знаний. (3 минуты). Цели: - приготовить речевой аппарат к чтению, правильному произношению звуков; -организовать актуализацию умений; - уточнить следующий шаг учебной деятельности; | 1.Речевая разминка. Мы расселись по порядку. Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими язычками. 1) «Задуй свечу»: Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. 2) «Чистоговорки»: Ась-ась-ась – в речке плавает карась. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. Ель-ель-ель – мы купили карамель. Ерь- ерь- ерь- волк опасный очень зверь. 3) Проговаривание скороговорки. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели.
Я - волшебник. В МЕЛЬ, опасную на море. | Выполняют упражнения. Читают хором. Проговаривают скороговорку. Отгадывают загадку, обсуждают написание слов МЕЛ и МЕЛЬ. | коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: внимание, уважение к окружающим; формирование личностного смысла учения регулятивные: саморегуляция |
III.Введение в тему урока. (3 минуты) Цели: - подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. организовать постановку темы и цели урока; | О какой же букве пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте, пожалуйста, сказку. Сказка о мягком знаке. Жили-были в Азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, с которой не дружил никто. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. — Что ты за буква? — возмущались они. А эта буква звука никакого не обозначала, а потому не могла ничего им ответить. Молча вздыхала буква, и жилось ей плохо и одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Первое слово было такое. Оно зашифровано загадкой. Отгадайте ее: Без головы, а в шляпке, Одна нога — и та без сапога. Стали буквы составлять слово гвоздь. И вот что получилось: ГВОЗД. — Что-то у нас не получается! — говорили буквы. Последний звук в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. Буква И решила прийти на помощь. Говорит: — Встану я в конце слова и обозначу мягкость согласного. И быстро пристроилась в конце. — Что получилось? (Гвозди.) — Лучше я встану, — сказала буква Я. — У нас опять ничего не получится, ведь после согласного ты обозначаешь звук [а], — сказали буквы. — Что же делать буквам? Ребята, подскажите. (Надо поставить ь) Буквы обрадовались: — Иди скорее к нам ь, без тебя никак не обойтись. Мягкий знак был добрым и с удовольствием согласился помочь буквам. | Ответы детей. Слушают сказку. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме личностные: внимание, уважение к окружающим; регулятивные: саморегуляция коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Физминутка-игра (1-2 мин.) | Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь, поэтому они приготовили вам задание: Моль, мел, пел, мель, олень, пень, лен, руль, пол, рояль, ноль, мул, ел, ель линь, день, сон, тень, сыр, шум, конь. хор, хорь, угол, угол, роль, брат. | Играют: хлопают в ладоши, если слышат слово с мягким согласным на конце (в слове есть буква ь) и приседают, если в конце слова слышится твердый согласный. | Личностные: формирование доброжелательного отношения к товарищам регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность, умение работать по коллективно составленному плану |
IV.Формулирование темы и задач урока. (1 мин.) Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися; - уточнить тип урока. | Попробуйте определить тему урока. А мы уже знакомы с этой буквой? Значит, сегодня урок… Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. | Делают вывод, что темой урока является буква ь. Знакомы. Повторение. Цель урока: повторение о букве ь; чтение слов, предложений с буквой ь. | Регулятивные: целеполагание; формирование умения понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Личностные: формирование интереса к процессу познания |
V. Первичное закрепление в знакомой ситуации. (5 мин.) Цель: -включение в учебную деятельность. | 1. Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. В чём же особенность этой буквы, вспомните, что вы знаете о ней? 2. Молодцы! А теперь слушайте внимательно и попробуйте отгадать загадки: 1) Кто приходит, Кто уходит- Все её за ручку водят.
2) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. 3) В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется …
4) Спит или купается, Всё не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. 3. Работа с текстом. А возможно ли вообще обойтись без ь знака? Мама! Я вымыл пол, вытер пыль. Купил соль и рис. Вернусь в семь часов. Игорь. 4. Работа по учебнику - Молодцы, ребята. Помогли Игорю исправить свои ошибки! Но теперь нам с Вами нужно научить другого мальчика правильно себя вести, а для этого откройте, пожалуйста, учебник на с. 14. Давайте прочитаем его по предложению. и попробуем озаглавить. В чём ошибка мальчика Пети? Послушайте стихотворение В.В. Берестова «Раз-два-три-четыре-пять». Какие слова с ь Вы услышали? - А кто же может сказать, что это за слово «куролесить»? Что оно означает? | Коллективная работа Ответы детей. Может быть только буквой, но не звуком. Отгадывают загадки. ДВЕРЬ ЛОСЬ МЕДВЕДЬ ГУСЬ Читают текст, перечитывают, вставляя пропущенный ь знак Читают и озаглавливают текст. В том, что он дразнил гуся, а так вести себя с животными нельзя. Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, спать, куролесить. Баловаться, озорничать | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность Познавательные: формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, делать вывод и обобщать Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Коммуникативные: формирование умения строить понятные для партнёра высказывания Коммуникатавные: формирование умения слышать и слушать Познавательные: формировать умения сравнивать, делать вывод и обобщать |
Физминутка (1-2 ми.) Цель: снятие статического напряжения и поддержка положительного эмоционального поведения. | Физминутка. Показывает видеоролик-физминутку «Раз, два, три, четыре, пять» | Выполняют движения с персонажами видеоролика под музыкальное сопровождение. | Личностные: формирование доброжелательного отношения к товарищам регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность, умение работать по коллективно составленному плану |
VI. Продолжение работы по теме. Первичное закрепление в изменённой ситуации. (5-7 мин.) Цели: - организовать выполнение обучающимися групповой работы; - организовать самопроверку, самооценку; | 1) Работа в группах на развитие звуко -буквенного анализа. Сейчас я раздам вам задание, где группой из 4 человек попробуйте составить схему полученного слова (раздается). 2) Игра «Спрячьте мягкий знак» в середину слова: День пень уголь окунь зверь огонь | Групповая работа с последующей коллективной проверкой по эталону. Деньки пеньки угольки окуньки зверьки огоньки | регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности регулятивные: умение рационально организовывать работу в группе |
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (7-10 мин) -организовать практическую работу - организовать закрепление изученного материала; -формировать умение делать выводы;
|
А сейчас приготовьте, пожалуйста, планшеты, на которых по моему заданию необходимо будет написать нужную букву алфавита: - Какая буква идёт после Л? Перед К? После Ф? Первой в алфавите? Перед М? А перед ней? После Н? 3-ей в алфавите? 2) Знакомство с творчеством С.В. Михалкова. Какое слово получилось? Это фамилия знаменитого писателя Сергея Владимировича Михалкова. Что Вы знаете о нём? - Это знаменитый писатель, поэт, баснописец, драматург, переводчик, сценарист, журналист и автор российского… - Какие его произведения Вы помните? - Есть много интересных книг, написанных Михалковым, но я советую Вам познакомиться с такими его произведениями, как «Мы везём с собой кота», «Дядя Стёпа», «Я тоже был маленьким», «Сказки о зверятах», «Праздник непослушания». А сегодня мы с Вами прочитаем отрывок из стихотворения «А что у вас?». 3) Проблемный вопрос А теперь прочитайте пословицы на экране доски: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Без труда и отдых не сладок. Скажите, связаны ли они по смыслу со стихотворением? -Как вы думаете, стоит ли тратить время на пустую болтовню или лучше найти себе другое занятие? | Михалков Ответы детей. Гимна. Ответы детей. 2 человека читают вслух отрывок на с 15. Читают и объясняют смысл пословиц. Отдых должен быть не только приятным, но и полезным: нужно читать книги, учиться музыке или рисованию, заниматься спортом. | Личностные: формирование доброжелательного отношения к товарищам регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность,
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности |
VIII. Обобщение. (3 мин.) Цель: -выявить уровень знаний учащихся. | Работа в паре - Правильно, ребята, и мы с Вами тоже не будем бездельничать, а выполним ещё одно задание по теме нашего урока. Итак, сегодня мы с вами уже прятали ь знак в серединку слова и у вас это отлично получалось делать хором, а сейчас покажите мне, насколько вы внимательные и дружные при работе в парах. Я раздам Вам листочки с одинаковыми словами. Ваша задача- разделить слова на группы с соседом по парте так, чтобы один человек из пары раскрасил только карточки с ь в середине слова, а другой – в конце слова. Помните правила работы в парах – уважайте мнение своих товарищей и договаривайтесь. | Выполняют задания на карточках. | познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности личностные: внимание, уважение к окружающим регулятивные: - волевая саморегуляция; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
IX. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.) Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | Наш урок подошел к концу. - Какую цель мы поставили в начале урока? - Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами? Что особенно интересно было на уроке? Какие знания вы получили сегодня на уроке? Что за буква ь? Что повторили? Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Нарисуйте на своём планшете смайлик с широкой улыбкой, если вам понравился урок, и Вы сегодня довольны своей работой, с небольшой улыбкой – если считаете, что у вас не всё получилось, хотя очень старались, грустный смайлик– если недовольны своей работой. | Отвечают на поставленные вопросы. Обучающиеся дают адекватную оценку своей деятельности. | познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности личностные: внимание, уважение к окружающим. |
X. Итог урока (1 мин.) | Я радуюсь вашим успехам и желаю удачи в дальнейшем обучении! | Спасибо! | коммуникативные: оценивание качества своей и общей учебной деятельности личностные: внимание, уважение к окружающим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Технологическая карта урока чтения...
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...
Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии
Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласногов слоге-слияни...
Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».
Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам....
«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Обучающие· познакомить с особенностями буквы ь;· учить выполнять звуко-бу...