Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Коробейникова Алла Александровна

Урок – совершенствования знаний, умений и навыков. «Обучение грамоте. Букварный период» (УМК: Школа России, автор: В. Г. Горецкий и др.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного».

ТИП УРОКА: Урок –совершенствования знаний, умений и навыков.

Данный материал рассматривается в разделе «Обучение грамоте. Букварный период», 32 урок.

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» (УМК: Школа России, автор: В. Г. Горецкий и др.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: закрепление знаний учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного; формирование навыков чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; возможность научиться: находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, оценивать результаты выполненного задания.

Метапредметные: познавательные – использование различных способов анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; ответы на вопросы, оценивание своих достижений, соотнесение изученных понятий с примерами, освоение способов решения проблем творческого характера; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, формирование умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умения строить понятные для партнёра высказывания формирование умения слышать и слушать, пользование учебником; умение формулировать собственное мнение и позицию; регулятивные – организация своего рабочего места под руководством учителя; овладение способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; осуществление самоконтроля, адекватного восприятия оценки учителя, внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; саморегуляция.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие внимания и уважения к окружающим; формирование доброжелательного отношения к товарищам

Межпредметные связи: Русский язык

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (ресурсы): ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного», видеоролик-физминутка «Раз, два, три, четыре, пять», учебник «Азбука» часть 2, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.], плакат «ь», схемы слов, карточки со словами для парной работы, электронные планшеты, клей ПВА.

Методы обучения: метод стимулирования и мотивации, частично - поисковый, коммуникативный, объяснительно - иллюстративный; словесные, практические, работа с книгой, использование ИКТ.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Слово- приветствие.

Построение на урок.

2.Психологический настрой на урок 

Чтение у нас, друзья!

На вас надеюсь, как всегда! Вы хороший, дружный класс,

Всё получится у вас?                           

Принимают строевую стройку.          

Проговаривают стихотворные строчки:

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!                          

личностные: внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками,

    II. Актуализация знаний. (3 минуты).

Цели:

- приготовить речевой аппарат к чтению, правильному произношению звуков;

-организовать актуализацию умений;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности; 

1.Речевая разминка.

Мы расселись по порядку.

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками.

1) «Задуй свечу»:

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2) «Чистоговорки»:

Ась-ась-ась – в речке плавает карась.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Ель-ель-ель – мы купили карамель.

Ерь- ерь- ерь- волк опасный очень зверь.

3) Проговаривание скороговорки.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели Карамель на мели ели.


4) Наблюдение над словами МЕЛ-МЕЛЬ

Я - волшебник.
Захочу —
Появлюсь и превращу
МЕЛ, которым пишут в школе,

В МЕЛЬ, опасную на море.
Кто волшебник — отгадай,
Выше руку поднимай!

Выполняют упражнения.

Читают хором.

Проговаривают скороговорку.

Отгадывают загадку, обсуждают написание слов МЕЛ и МЕЛЬ.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

личностные: внимание, уважение к окружающим; формирование личностного смысла учения

регулятивные: саморегуляция

III.Введение в тему урока. (3 минуты)

Цели:

-  подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока.

организовать постановку темы и цели урока;

О какой же букве пойдет речь сегодня на уроке?

Послушайте, пожалуйста, сказку.

Сказка о мягком знаке.

Жили-были в Азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, с которой не дружил никто. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

— Что ты за буква? — возмущались они. А эта буква звука никакого не обозначала, а потому не могла ничего им ответить. Молча вздыхала буква, и жилось ей плохо и одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

Первое слово было такое. Оно зашифровано загадкой. Отгадайте ее:

Без головы, а в шляпке,

Одна нога — и та без сапога.

Стали буквы составлять слово гвоздь. И вот что получилось: ГВОЗД.

— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. Последний звук в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.

Буква И решила прийти на помощь. Говорит:

— Встану я в конце слова и обозначу мягкость согласного. И быстро пристроилась в конце.

— Что получилось? (Гвозди.)

— Лучше я встану, — сказала буква Я.

— У нас опять ничего не получится, ведь после согласного ты обозначаешь звук [а], — сказали буквы.

— Что же делать буквам? Ребята, подскажите. (Надо поставить ь)

Буквы обрадовались:

— Иди скорее к нам ь, без тебя никак не обойтись.

Мягкий знак был добрым и с удовольствием согласился помочь буквам.

Ответы детей.

Слушают сказку.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

личностные: внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Физминутка-игра

(1-2 мин.)

Развеселились буквы, всем

захотелось пригласить в гости Ь, поэтому они приготовили вам задание:

Моль, мел, пел, мель, олень, пень, лен, руль, пол, рояль, ноль, мул, ел, ель линь, день, сон, тень, сыр, шум, конь. хор, хорь, угол, угол, роль, брат.

Играют: хлопают в ладоши, если слышат слово с мягким согласным на конце (в слове есть буква ь) и приседают, если в конце слова слышится твердый согласный.

Личностные:

формирование доброжелательного

отношения к товарищам

регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность, умение работать по коллективно составленному плану

IV.Формулирование темы и задач урока. (1 мин.)

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися;

- уточнить тип урока.

Попробуйте определить тему урока.

А мы уже знакомы с этой буквой?

Значит, сегодня урок…

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

Делают вывод, что темой урока является буква ь.

Знакомы.

Повторение.

Цель урока: повторение о букве ь; чтение слов, предложений с буквой ь.

Регулятивные: целеполагание; формирование

умения понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Личностные:

формирование интереса к процессу познания

V. Первичное закрепление в знакомой ситуации. (5 мин.)

Цель:

-включение в учебную деятельность.

1. Мягкий знак - хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

В чём же особенность этой буквы, вспомните, что вы знаете о

ней?

2.  Молодцы! А теперь слушайте внимательно и попробуйте отгадать загадки:

1)   Кто приходит,                

      Кто уходит-

      Все её за ручку водят.      

                                                     

2) Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко.  

3)    В яме спит зимою длинной,

       Но чуть солнце станет греть,

       В путь за мёдом и малиной

       Отправляется …  

                                               

4)        Спит или купается,

       Всё не разувается:

       День и ночь на ножках  

       Красные сапожки.

3. Работа с текстом.

А возможно ли вообще обойтись без ь знака?

Мама!

Я вымыл пол, вытер пыль. Купил соль и рис. Вернусь в семь часов.

Игорь.

4. Работа по учебнику

- Молодцы, ребята. Помогли Игорю исправить свои ошибки! Но теперь нам с Вами нужно научить другого мальчика правильно себя вести, а для этого

откройте, пожалуйста, учебник на с. 14.

Давайте прочитаем его по предложению.

и попробуем озаглавить.

В чём ошибка мальчика Пети?

Послушайте стихотворение В.В. Берестова «Раз-два-три-четыре-пять».  Какие слова с ь Вы услышали?

- А кто же может сказать, что это за слово «куролесить»? Что оно означает?

Коллективная работа

Ответы детей.

Может быть только буквой, но не звуком.

Отгадывают загадки.

ДВЕРЬ

ЛОСЬ

МЕДВЕДЬ

ГУСЬ

Читают текст, перечитывают, вставляя пропущенный ь знак

Читают и озаглавливают текст.

В том, что он дразнил гуся, а так вести себя с животными нельзя.

Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, спать, куролесить.

Баловаться, озорничать

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

Познавательные:

формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, делать вывод и обобщать

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

формирование умения строить понятные для партнёра высказывания

Коммуникатавные:

формирование умения слышать и слушать

Познавательные:

формировать умения сравнивать, делать вывод и обобщать

Физминутка (1-2 ми.)

Цель: снятие статического напряжения и поддержка положительного эмоционального поведения.

Физминутка. 

Показывает видеоролик-физминутку «Раз, два, три, четыре, пять»

Выполняют движения с персонажами видеоролика под музыкальное сопровождение.

Личностные:

формирование доброжелательного

отношения к товарищам

регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность, умение работать по коллективно составленному плану

VI. Продолжение работы по теме. Первичное закрепление в изменённой ситуации. (5-7 мин.)

Цели:

- организовать выполнение обучающимися групповой работы;

- организовать самопроверку, самооценку;

1) Работа в группах на развитие звуко -буквенного анализа.

Сейчас я раздам вам задание, где группой из 4 человек попробуйте составить схему полученного слова (раздается).

2)  Игра «Спрячьте мягкий знак» в середину слова:

День

пень

уголь

окунь

зверь

огонь

Групповая работа с последующей коллективной проверкой по эталону.

Деньки

пеньки

угольки

окуньки

зверьки

огоньки

регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности

регулятивные: умение рационально организовывать работу в группе

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (7-10 мин)

-организовать практическую работу

- организовать закрепление изученного материала; 

-формировать умение делать выводы;

 

  1. Повторение алфавита с помощью дощечек-планшетов:

А сейчас приготовьте, пожалуйста, планшеты, на которых по моему заданию необходимо будет написать нужную букву алфавита:

- Какая буква идёт после Л? Перед К?

После Ф? Первой в алфавите? Перед М? А перед ней? После Н? 3-ей в алфавите?

2) Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

Какое слово получилось?

Это фамилия знаменитого писателя Сергея Владимировича Михалкова. Что Вы знаете о нём?

- Это знаменитый писатель, поэт, баснописец, драматург, переводчик, сценарист, журналист и автор российского…

- Какие его произведения Вы помните?

- Есть много интересных книг, написанных Михалковым, но я советую Вам познакомиться с такими его произведениями, как «Мы везём с собой кота», «Дядя Стёпа», «Я тоже был маленьким», «Сказки о зверятах», «Праздник непослушания». А сегодня мы с Вами прочитаем отрывок из стихотворения «А что у вас?».

3) Проблемный вопрос

А теперь прочитайте пословицы на экране доски:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без труда и отдых не сладок.

Скажите, связаны ли они по смыслу со стихотворением?

-Как вы думаете, стоит ли тратить время на пустую болтовню или лучше найти себе другое занятие?  

Михалков

Ответы детей.

Гимна.

Ответы детей.

2 человека читают вслух отрывок на с 15.

Читают и объясняют смысл пословиц.

Отдых должен быть не только приятным, но и полезным: нужно читать книги, учиться музыке или рисованию, заниматься спортом.

Личностные:

формирование доброжелательного

отношения к товарищам

регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность,

 

регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности

VIII. Обобщение. (3 мин.)

Цель:

-выявить уровень знаний учащихся.

Работа в паре

- Правильно, ребята, и мы с Вами тоже не будем бездельничать, а выполним ещё одно задание по теме нашего урока. Итак, сегодня мы с вами уже прятали ь знак в серединку слова и у вас это отлично получалось делать хором, а сейчас покажите мне, насколько вы внимательные и дружные при работе в парах. Я раздам Вам листочки с одинаковыми словами. Ваша задача- разделить слова на группы с соседом по парте так, чтобы один человек из пары раскрасил только карточки с ь в середине слова, а другой – в конце слова. Помните правила работы в парах – уважайте мнение своих товарищей и договаривайтесь.

Выполняют задания на карточках.

познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности

регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность 

личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

коммуникативные: умение выражать свои мысли;

 оценивание качества своей и общей учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим

регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

IX.  Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Наш урок подошел к концу.

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами?

Что особенно интересно было на уроке?

Какие знания вы получили сегодня на уроке? Что за буква ь? Что повторили?

Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке.

Нарисуйте на своём планшете смайлик с широкой улыбкой, если вам понравился урок, и Вы сегодня довольны своей работой, с небольшой улыбкой – если считаете, что у вас не всё получилось, хотя очень старались, грустный смайлик– если недовольны своей работой.

Отвечают на поставленные вопросы.

Обучающиеся дают адекватную оценку своей деятельности.

познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности.

регулятивные:

волевая саморегуляция,

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 коммуникативные: умение выражать свои мысли;

 оценивание качества своей и общей учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим.

X. Итог урока (1 мин.)

Я радуюсь вашим успехам и желаю удачи в дальнейшем обучении!

Спасибо!

коммуникативные: 

 оценивание качества своей и общей учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласногов слоге-слияни...

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».

Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам....

«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Обучающие·         познакомить  с особенностями буквы  ь;·         учить выполнять звуко-бу...