Конспект урока литературного чтения «Д. Хармс «Вы знаете…»» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Д. Хармс «Вы знаете…»»
Цели деятельности учителя: расширение знаний о писателе Данииле Хармсе, формирование понимания особенностей комического произведения; представлений о произведении «Вы знаете…»
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
- знать биографию Д. Хармса; содержание произведения «Вы знаете…»; особенности комического произведения.
Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2021 Учитель: Седых Е.Ю.
Школа: ОЦ № 5 Студент: Данько А.Н.
Класс: 2 – 7 Методист: Солопова Т.В.
Кабинет: 3.49
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Д. Хармс «Вы знаете…»»
Цели деятельности учителя: расширение знаний о писателе Данииле Хармсе, формирование понимания особенностей комического произведения; представлений о произведении «Вы знаете…»
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.
- знать биографию Д. Хармса; содержание произведения «Вы знаете…»; особенности комического произведения.
Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.
Челябинск, 2021
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке. Присаживайтесь. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока. | Настраиваются на урок. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация и мотивация Практический – работа со стихотворением Метод выразительного чтения | 7 мин. | - Для того чтобы начать наш урок, давайте выполним речевую разминку. Встретил ёжика бычок, И лизнул его в бочок. И, лизнув его, бычок Уколол свой язычок - Прочитайте стихотворение - Кто прочитает стихотворение грустно, весело, хитро, с умилением. - Молодцы! - Ребята, где можно прочитать стихи? Это весёлое стихотворение я взяла на урок из журнала «Мурзилка» № 6 2004г. - А что такое журнал? (выслушивает ответы детей) - Послушаем, что означает слово журнал в толковом словаре Ожегова. - Где вы можете взять детские журналы? - Давайте повторим, чем книга отличается от журнала? - Расскажите, есть ли у вас любимый журнал какой он? - Чем интересен этот журнал? - Обратите внимание на слайд, когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами. -А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. | Выполняют речевую разминку. - В книгах, журналах и т.д. - В магазине, библиотеке. - В журнале много разных статей. | Р.: принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы К.: построение монологического высказывания; развитие речи К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность |
III. Постановка учебной задачи Наглядный – работа с презентацией Словесный - беседа | 3 мин | - Посмотрите на выставку книг и скажите, пожалуйста, произведения, какого писателя здесь собраны? (книги Даниила Хармса). - Почему? (мы будем говорить о нем) - Да, ребята, одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж» был Даниил Хармс. - Какая тема нашего урока? - Давайте поставим цель урока. Чему мы сегодня научимся, что нового мы узнаем? Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе. - Откройте с. 100, прочитайте учебную задачу. | - Книги Д. Хармса - Мы будем говорить о нём. - Знакомство с автором Д. Хармсом. Предположения детей. | К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р.: принятие и сохранение учебной задачи, П.: установление причинно-следственных связей, анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие. |
IV. Открытие нового знания Словесный - беседа | 10 мин | Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия- родился в Петербурге в семье дворянина –народовольца. Его мама заведовала приютом для бедных. Будущий поэт хорошо учился, свободно говорил по-немецки и по-английски. Получал образование в таком учебном заведении, где преподавание велось на иностранных языках. ХАРМС- так впервые он в 1922 году (17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в англ. яз и нем. яз это слово обозначает «обаяние», «прелесть»., по франц. обозначает «шарм». После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на муз. инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, разные добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения печатались в детских журналах тех лет. - Что вы запомнили из моего рассказа? -Послушайте стихотворение и подумайте, какое название наиболее подходит к нему? (аудиозапись) - Понравилось стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало? - Как музыка звучала на фоне стихотворения? - На что похоже стихотворение? - Какое название больше других подходит к нему? - Все эти названия близки по смыслу. (варианты: «Фантазёр», «Выдумщик», «Затейник», «Сочинитель»). - Какое же из них лучше подходит? - Ваши мнения разделились. - Разрешить эту проблему нам поможет анализ произведения. - Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Д. Хармса «Вы знаете…» - Прежде чем вы начнете читать стихотворение, обратите внимание на знаки препинания. - Что вы можете сказать о них? - Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит восклицательный знак? - С какой интонацией будете читать? (с восклицательной) - Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный знак? -Как называется такое предложение? (вопросительное) - С какой интонацией будете читать? (с вопросительной) Проводит словарную подготовку. -Прежде чем читать проведём словарную работу не-сом-нен-но на-у-чи-ли-ся здо-ро-вен-ный яст-ре-бы е-рун-да ча-со-вой соба-ки-пус-то-лай-ки с заря-жен-ным ру-жьём - Кто такой часовой? - Обратите внимание слово на научилися. Мы так не говорим сейчас. - Зачем автор использует такой вариант? - Сколько действующих лиц в стихотворении? - В какой форме написано стихотворение? (монолог или диалог) - На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли это? - Прочитайте первую строфу. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова? (хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание) - Что отвечают ему ребята? Что это означает? - Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру) - А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть? - Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру. Организует чтение стихотворения в парах - Сейчас прочитайте стихотворение каждый сам - Расскажите соседу по парте, что вы запомнили - Что необычного в этом стихотворении? - Как построено стихотворение? (Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов) - Зачем автор использует повторы слов? (Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько). - Как вы думаете, можно ли разыграть эту ситуацию? Сейчас вы попробуете это сделать. - Работать будем группами по 4 человека. - Выходят к доске 2 группы. - Кому я надеваю кепку на голову читает за фантазёра, остальные 3 человека ему отвечают. - Остальные группы являются экспертами, оценивают выступление артистов. Поаплодируем всем артистам. | Слушают биографию автора. Предположения детей. - Веселое Предположения детей - Восклицание - Восклицательной - Вопросительное - С вопросительной - Предположения детей. - Диалог - Чтобы заинтересовать ребят. - Они включились в игру. - Он придумал новую игру - Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов) - Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько. | П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным Р.: осознают и принимают К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг Л.: определение границ собственного знания и незнания |
V. Первичное закрепление Практический: выразительно чтение. Анализ выразительного чтения. | 8 мин. | - Прежде чем вы начнете читать стихотворение, обратите внимание на знаки препинания. - Что вы можете сказать о них? - Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит восклицательный знак? - С какой интонацией будете читать? (с восклицательной) - Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный знак? -Как называется такое предложение? (вопросительное) - С какой интонацией будете читать? (с вопросительной) Проводит словарную подготовку. -Прежде чем читать проведём словарную работу не-сом-нен-но на-у-чи-ли-ся здо-ро-вен-ный яст-ре-бы е-рун-да ча-со-вой соба-ки-пус-то-лай-ки с заря-жен-ным ру-жьём - Кто такой часовой? - Обратите внимание слово на научилися. Мы так не говорим сейчас. - Зачем автор использует такой вариант? - Давайте прочитаем стихотворение вслух, все внимательно следят, я могу остановить читающего и попросить продолжить читать любого из вас. - Сколько действующих лиц в стихотворении? - В какой форме написано стихотворение? (монолог или диалог) - На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли это? - Прочитайте первую строфу. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова? (хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание) - Что отвечают ему ребята? Что это означает? - Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру) - А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть? - Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру. | - Восклицание - Восклицательной - Вопросительное - С вопросительной - Предположения детей. - Диалог - Чтобы заинтересовать ребят. - Они включились в игру. - Он придумал новую игру | К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
VI. Самостоятельная работа в парах Словесный: обобщающая беседа: осмысление смысла стихотворения | 5 мин. | Организует чтение стихотворения в парах - Сейчас прочитайте стихотворение каждый сам - Расскажите соседу по парте, что вы запомнили - Что необычного в этом стихотворении? - Как построено стихотворение? (Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов) - Зачем автор использует повторы слов? (Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько). - Как вы думаете, можно ли разыграть эту ситуацию? Сейчас вы попробуете это сделать. - Работать будем группами по 4 человека. - Выходят к доске 2 группы. - Кому я надеваю кепку на голову читает за фантазёра, остальные 3 человека ему отвечают. - Остальные группы являются экспертами, оценивают выступление артистов. Поаплодируем всем артистам. | - Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов) - Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность |
VII. Включение в систему знаний Словесный - беседа | 5 мин. | Предлагает совместное сочинение продолжения стихотворения - Давайте сочиним вместе небылицу про котенка. На сколько частей нужно разделить это слово? (3) - Что получилось? А вы знаете, что ко А вы знаете, что те, А вызнаете, нок - Придумываем невероятное предположение. - Давайте представим, что котёнок научился говорить! Какие слова мы будем использовать, чтобы продолжить небылицу? мурлыкать, говорить, как люди, как ребенок научился, ко- -тё- -нок Что котенок, как ребенок научился говорить, не мяукать, не мурлыкать, а как люди, говорить…. | - А вы знаете, что ко А вы знаете, что те, А вызнаете, нок - мурлыкать, говорить, как люди, как ребенок научился, ко- -тё- -нок | К.: построение речевых высказываний П.: восприятие информации. Р.: принимать и сохранять задачу |
VIII. Рефлексия Словесный: беседа | 3 мин. | – Каким вы видите главного героя стихотворения? - О чём бы хотели у него спросить? - Изменился бы мир, если бы не было фантазёров? Как? - Какая тема нашего урока была? - Достигли ли мы поставленной цели? - Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её. (Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…) - Спасибо за урок. | Анализируют свою деятельность. | Л: умение ставить оценку собственной деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Д. Хармсом «Вы знаете…» Цель: Познакомиться с автором Д. Хармсом и его произведением «Вы знаете…»; Научиться определять комические ситуации в тексте.
не-сом- нен -но на-у- чи -ли- ся здо - ро -вен- ный яст -ре-бы е-рун-да ча -со-вой соба - ки - пус -то-лай- ки с заря-жен- ным ру-жьём Словарная работа
Котёнок Ко – тё – нок
А вы знаете, что ко А вы знаете, что те, А вызнаете, нок
мурлыкать, говорить, как люди, как ребенок научился , к о- - тё - -нок
А вы знаете, что ко А вы знаете, что те, А вызнаете, нок Что котенок , Как ребенок научился говорить, Н е мяукать, Н е мурлыкать, А как люди, говорить …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Д.Хармс "Очень вкусный пирог"2 класс
Конспект урока...
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...
Конспект урока литературное чтение. Драгунский. Он живой и светится. 3 класс . УМК "Школа России"
Конспект урока литературное чтение....
Конспект урока литературного чтения: "Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. " ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. Цель деятельности учителя: формирование знаний о Д. Хармсе и его произведении « Вы знаете&he...