Литературное чтение на родном языке 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Литературное чтение на родном языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4klass_literaturnoe_chteniena_rodnom_russkom_yazyke.docx | 361.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке» для 4 класса разработана на основе примерной программы курса «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и образовательной программы МАОУ СОШ № 2.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном русском языке» являются:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЫОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературные сказки – 5 часов
Понятия: произведение, устная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.
Делу время – потехе час – 3 часа
Край родной – 4 часа
Зарубежная литература – 5 часов
Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение.
Эпическое произведение-произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение на родном русском языке» отводится 0,5 ч в неделю (17 часов).
.
Тематическое планирование по литературному чтению на родном русском языке
I четверть (ч) | II четверть (ч) | III четверть (9 ч) | IV четверть (8 ч) | |||||||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | |
1. | Литературные сказки | 5 ч | 1. | Край родной | 3 ч | |||||||
2. | Делу время – потехе час | 3 ч | 2. | Зарубежная литература | 5 ч | |||||||
3. | Край родной | 1 ч | ||||||||||
Итого: | 9 ч | 8 ч | ||||||||||
Итого за год: | 17 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Кол-во часов | Название темы/урока | Основные виды деятельности | ДАТА | |
план | факт | ||||
Литературные сказки-5ч | |||||
1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному художественному тексту. | |||
1 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. | |||
1 | А. Линдгрен «Веселая кукушка» | Рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями, наблюдать за особенностями языка сказок. определять отношение и высказывать свое мнение о произведение и его героях. | |||
1 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |||
«Делу время – потехе час» - 3ч | |||||
1 | Н.Носов «Замазка» | Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту. | |||
1 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания). | |||
1 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | Использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию. | |||
Край родной – 4 ч | |||||
1 | Путешествие в мир поэзии Б.Л.Пастернак «Золотая осень» | Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора). | |||
1 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | Понимать значимость чтения для личного развития; иметь представление о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятиях о добре и зле, дружбе, честности. | |||
1 | Н. Языков «Конь» | Понимать ценность и значимость русской литературы. | |||
1 | О родине. Проект: «Они защищали Родину» | Понимать значимость чтения для личного развития; иметь представление о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятиях о добре и зле, дружбе, честности; рассказывать об исторических событиях, используя материал летописи. | |||
Зарубежная литература-5 | |||||
1 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица главных героев; высказывать свое мнение о прочитанном произведении, давать оценку поступкам героев. | |||
1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. | |||
1 | Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу» | Выявлять специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному тексту. | |||
1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. | |||
1 | С.Лагерлеф «Святая ночь» | Пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. | |||
1 | Обобщающий урок | Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному тексту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР
Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...
Рабочая программа по курсу "РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 1 класс (3 ч.)
Рабочая программа для 1 класса...
Рабочие программы по литературному чтению и литературному чтению на родном языке
Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной рабочей программы основной общеобразовательной программы начального общего образования...