Современные стратегии работы с текстом
методическая разработка по чтению
Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.
Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Опарина И. В.
Тезисы по теме «Современные стратегии работы с текстом».
Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.
Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели.
I. Предтекстовые стратегии нацелены на постановку задач чтения, на создание мотивации к чтению.
Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов.
Любое чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок, мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия.
1. Мозговой штурм. Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.).
2. Глоссарий (словарная работа, ключевые слова(понятия).
Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?
1) Выделить ключевые слова в названии текста, объяснить их, предположить, о чем пойдет речь.
2) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).
3. Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения).
Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).
4. Задай вопрос
Перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление).
II. Стратегии текстовой деятельности -это прием работы с текстом во время его чтения.
1. «Чтение с остановками». Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего.
2. «Чтение с пометками». По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.
3. Умение давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста. Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
4. Составление аннотации
Умение составлять аннотацию, Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.
III. Стратегии послетекстовой деятельности - достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
1. Кубик Блума
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Возможны два режима использования данного приёма.
- Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту.
- Ученики формулируют вопросы.
2. Работа с выводами.
- Раскрыть один из выводов
- Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями?
- В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...
Способы и стратегии работы с учебными текстами.
Выступление из опыта работы с учебными текстами на августовском семинаре учителей,...
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...
Мастер - класс "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Разные упражнения для мастер - класса....
Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...
Педагогический опыт «Современные приемы работы с текстом»
Педагогический опыт. Работа с тектом...
Современные методы работы с текстом
Материал для работы с текстом на уроках литературного чтения,русского языка,математики,окружающего мира и др....