Обобщающий урок по литературному чтению 1 класс"Прощай, Букварь"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Обобщающий урок по литературному чтению 1 класс "Прощай,Букварь!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshchaybukvar.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»
Обобщающий урок – путешествие
(по литературному чтению)
«Прощай, Букварь!»
Составила и провела: учитель начальных классов Колобова Инна Петровна
Ромоданово 2021
Цели:
-обобщить знания учащихся по разделу «Обучение грамоте»; -развивать память, мышление, находчивость учащихся; -прививать чувство дружбы, выручки и взаимопонимания;
Оборудование: книга Букварь, плакат корабль «Сангл-бангл-тингл-таг», надпись «С праздником!», пословицы напечатанные на листочке (порезанные на две части), эмблемы букв алфавита, шапочки для сценки «Буква Я», плакат «С праздником Букваря!», матросские воротники, ручки и листы бумаги , электронный ресурс.
1.Хороша сегодня школа Класс горит огнём Мы на праздник наш весёлый Всех друзей зовём !
2.Если всё у вас в порядке- Парта, книжки и тетрадки , Дружба с книгой навсегда, Приглашаем всех сюда.
3 Заходите, проходите
Путь свободен, освещён.
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с «Букварём».
(Под песню учащиеся входят в класс )
Учитель: Почему не на уроках школьники с утра? Почему в парадной форме нынче детвора? Сняли с Букваря обложку, и закладок нет... Все взволнованы немножко... В чем же тут секрет?
4.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
5. Дочитали эту книгу Мы ещё вчера, А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.
6.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
7. Мы смешными малышами
Пришли в наш светлый класс.
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
8.И шарики воздушные
Пустили в небо мы с тобой.
Счастливые, веселые,
Вернулись мы домой.
9.Но праздники кончаются
И наступают будни
И труд наш ученический,
Порой довольно трудный.
10.Очень хочется ребятам Поскорее подрасти. Мы уже умеем в слове Ударение найти .
11.В нашем классе не в лесу Громко звали мы лису . Закричали мы: Лиса! Зазвенели голоса. Это мы искали все ударение в «лисе».
12.Мне подумалось, а вдруг Прибежит лиса на звук? Мы её за парту сзади Рядом с Сёмой посадим. «Посиди у нас ,лиса! Подождут тебя леса».
13.Мы знаем буквы, знаем слоги . Умеем говорить, считать. И постепенно, понемногу Мы научились все читать.
14.И маме с папой не понять
Как трудно было написать
Нам в первый раз “Ау”, “Уа”
Такие сложные слова.
(Песня «Мы теперь ученики)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, мамы и папы.
Ребята закончили прочтение своей первой школьной книги – Букваря.
Мы познакомились со всеми буквами русского алфавита. Умеем произносить все звуки, знаем все их секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов.
И все эти слова составлены только из различных сочетаний 33 букв.
Вы прочитаете очень много книг, пока будете учиться в школе. И для вас не останется ни одного незнакомого слова, если вы будете любопытны, любознательны, старательны и станете получать как можно больше знаний.
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать,
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час, молчал, но учил нас трудиться. Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы.
-Что же это? (Букварь).
(Под звук фанфар входит Букварь.)
Учитель: А вот и всех букв государь, его величество Букварь.
Букварь : Здравствуйте, дорогие ребята ! Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная - Букварь!
Подведем итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идет образованье?
Чему же научил вас я?
Сейчас посмотрим мы, друзья!
Букварь: Ответьте на вопрос почему меня так назвали?
15. Букварем букварь назвали, Потому что учит он Записать звук-невидимку Буквой – видимым значком
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от "А" и до "Я".
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой!
До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней -
Мы читали тебя много дней!
16. Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята.
А я ему песню сейчас подарю.
(Исполняется песня «Прощание с букварём» )
Букварь: Ребята я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране Буквари .С собой в путешествие я пригласил Мудрую книгу.
Мудрая книга:
Дети,вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так:
«Сангл-бангл-тингл-таг».
Спишите, спишите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесёт».
Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас.
Только учтите: совсем не пустяк
Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».
Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»
Тот может поднять
Корабельный флаг
И важничать, как заправский моряк,
На корабле «Санглбанглтинглтаг».
Учитель: Давайте, ребята, попробуем произнести название нашего корабля.
(Учащиеся произносят название корабля «Санг-бангл-тингл-таг»)
Мудрая книга : Друзья, страны Букварии нигде на карте нет,
Но все к стране Букварии стремятся с детских лет.
Туда прямого, торного не сыщете пути,
И могут лишь упорные до той страны дойти. Сегодня испытания ждут вас впереди Но всех страна Буквария зовет в свои края,
Раскинулась Буквария от буквы А до Я.
(Звучит музыка .)
Учитель: Вот мы ,ребята, и поднялись на палубу удивительного корабля.
17.Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали.
Давайте вспомним тех сейчас,
Кто с буквами знакомил нас.
18 . Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй,
Да не простой. Был он прозван АЛФАВИТ
И повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
Учитель: Внимание! Внимание! Наш корабль проплывает мимо полуострова «Алфавит».
Букварь :Из-за леса ,из-за гор Мимо нас во весь опор С громким цоканьем копыт Скачет руссий алфавит.
Командиры во главе .Это буквы А,Б,В;
На конях (найдите где)
Вслед за ними Г,Д,Е;
А в тележке Ё И ТОЧКИ,
Дребезжат на каждой кочке.
За тележкой Ж и З
На рассерженной козе.
Вскачь несётся буква И-
Ишь какая посмотри!
А за ней Й (краткое)
Сверху что-то шаткое.
Копья ,латы, к шлему шлем-
Это едут К,Л,М,
А за ними мчится Н-
С перекладиной меж стен.
Разогнав коней в карьер
Пролетают О,П,Р.
Вслед со свистом С,Т,У.
Так ,что топот за версту.
Чуть потише Ф,Х,Ц,
Ц- с крючочком на конце.
И чуть слышно –три плаща-
Шелестящих- Че, Ша, Ща.
За плащами –твёрдый знак,
Развернув на мачте флаг;
После знака буква Ы:
Полюбуйтесь вот и мы!
А поодаль – мягкий знак,
Тоже едет кое-как.
Напоследок –Э,Ю,Я.
Троечка последняя.
АЛФАВИТ
А –начало алфавита
Тем она и знаменита .
А узнать её легко
Ноги ставит широко
Буква Б с Большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
Вот буква В
Видна вдали
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли
Приезжих поджидая.
Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге
Горбит спину буква Г.
Д-домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
Е-на грядке пригодилось-
Вместо грабель потрудилось.
Е и Ё родные сёстры.
Различить сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Эта буква широка.
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
З- не просто завитушка.
З- пружина,крендель, стружка.
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула-
К правой ножке пристегнула.
Букву Й зовут и кратким
Й ,как и в твоей тетрадке.
Чтобы й не путать с и
Сверху галочку пиши.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.
Алфавит продолжет наш
Буква Л- лесной шалаш.
Взявшись за руки мы встали.
И на М похожи стали.
На букве Н
Я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Буква О всегда стояла
Круглая нормальная,
Спать легла –бока помяла
И теперь овальная.
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
-Ну-ка, милый ,не ленись
Подойди, да подтянись.
Буква Р на мачте парус.
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
У –удобная буква .
Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто!
Всем известно без подсказки
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Ха- забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Ветру вольному подружка.
Буква Ц-
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Да вы правильно решили:
Ч мы пишем как 4.
Только с цифрами ,друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква Ша.
На расчёску Ща похожа
Три зубца всего ?
Ну что же!
Из ведра непросто так
Нам воды напиться
Нужен ковшик Ъ знак,
Чтобы не облиться.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой ,увы.!
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
Буква Э с открытым ртом
И большущим языком.
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите что случилось.
Получилась буква Ю.
Каждый знает буква Я
Самая последняя.
19Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишком
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
20.В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку
В любой рассказ найдёшь ты путь
Войдёшь в любую сказку.
(Исполняется песня «Азбука»)Все дети садятся, кроме Ирины и Ильи.
21.Букварь, наш Букварь
Твоими страницами
Словно по сказочным тропам шли
Ты нам то загадку задашь интересную,
То ребусом нас удивишь.
22.Помню ребус нам задали
Мама с бабушкой решали,
Папа с дедушкой решали,
Попросили дядю Колю –
Был отличником он в школе,
И профессор дядя Слава,
И артистка тетя Клава,
И мой лучший друг Алешка,
И мой младший брат Антошка –
Всем подъездом мы решали
Так его не отгадали. (вздыхает Ох!)
Букварь: На горизонте показался пролив Грамотеев.
23. Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
24.Вы подумайте о чуде:
Сколько букв — сестёр родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!
Учитель: С собой в дорогу нам необходимо взять…Слова рассыпались на буквы. («Знания, Дружба» собрали ребята слова).
РАБОТА В ПАРАХ.
Учитель : Дети, в букваре мы прочитали много пословиц и
поговорок. Нам необходимо составить разделённые пословицы.
Перед вами сло-го-ви-ца,
В ней пословица таится.
Отправляйся в путь-дорогу –
Делай шаг от слога к слогу,
Всю пословицу прочти,
Не запутайся в пути!
(Дети читают пословицы на листочках).
Учитель: Ребята , впереди по курсу находится остров Сказок. Это с него
нам поступает сигнал SOS.Сказочные герои просят о помощи.
Мудрая книга: Неизвестно как случилось
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём
Буква- озорница.
Очень странные дела
Начали твориться.
1.Как правильно называется сказка?
-«Кот в ботинках»
«Белоснежка и семь великанов»
«Свёколка»
«Гадкий цыплёнок»
«Мальчик и Карлсон»
«По рыбьему хотенью»
«Жёлтая шапочка»
( Исполняется песня «Игра»)
Учитель: Ребята ,что это за шум на море Гласных?
(Сценка Б.Заходер «Буква Я».)
Всем известно:
Буква «Я»
В Азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно!
Интересно?
Интересно! Только раз
Всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»!
Я, - сказала буква «Я», -
Главная – заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду!
Быть желаю на виду!
Говорят ей:
Встань на место! –
Отвечает:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква:
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною –
Недоразумение!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Фу-фу-фу!-
Вздохнуло «Ф»,
От обиды покраснев.
Срам!-
Сердито «С» сказало.
«В» кричит:
Воображала!
Это каждый так бы мог!
Может, я и сам предлог!-
Проворчало «П»:
Попробуй,
Потолкуй с такой особой…
Нужен к ней подход особый,-
Вдруг промямлил Мягкий знак.
А сердитый Твёрдый знак
Молча показал кулак.
Я затопала ногами:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама.
Хватит у меня ума!
Буквы тут переглянулись.
Все – буквально! – улыбнулись.
И ответил дружный хор:
Хорошо!
Идём на спор:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Чтобы я да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а «Я»!
… Буква «Я»
Взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
И кряхтела,
И потела-
Написать она сумела
Только : « ЯЯЯЯЯ…»
Как зальётся буква «Х»:
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
«О» от смеха покатилось.
«А» за голову схватилось.
«Б» схватилось за живот…
Буква «Я» сперва крепилась.
А потом как заревёт:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою.
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю»!
Что ж, - решил весь алфавит,
Если хочет – пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
В том, чтоб все –
От «А» до «Я»-
Жили, как одна семья!
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я»!
25.Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце ,кровью обливаться
И равнодушно холодом дышать.
26.Призывом стать и отзывом и зовом
Способно слово, изменяя лад
И поздравляют, и клянутся словом…
Сегодня, как и много лет назад.
Учитель: Самые близкие люди сегодня рядом с вами пришли отпраздновать первую школьную победу – окончание обучения по букварю. Слово для поздравления предоставляется родителям.
(Поздравление учащихся родителями.)
Учитель: Ребята, сегодня в ваш адрес на корабль получено много телеграмм.
Прочитайте их и отгадайте от кого они ? Я думаю вам не сложно будет это сделать.
1) Поздравляю всех с праздником букваря . Не ссорьтесь. Ребята, давайте жить дружно. (Кот Леопольд).
2) Я от бабушки ушел. Я от дедушки ушел. Скоро буду на празднике. (Колобок).
3) Поздравляю с окончанием букваря. Приехать не могу , потеряла туфельку. (Золушка).
4) Мальвина не отпускает с занятий. С праздником вас! (Буратино).
(Исполняют школьные частушки)
Частушки
ВСЕ: Мы, родители, частушки
Вам сегодня пропоём,
Чтоб запомнить на все годы
Как сдружились с букварём.
1.Мы читать уж научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой букварём!
2.Топни ножка-нога,
Топни правенькая.
Я букварь весь изучила,
Хоть и маленькая.
3.Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
4.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
5.Все мы буквы изучили,
Что ж нам дожидаться,
С Дашей в загсе мы теперь
Сможем расписаться!
6.Не печалься ты, букварь,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
7.Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички.
Все: Мы простимся с букварём
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!
Учитель: Дети! Пираты похитили буквы из фразы. Чтобы восстановить запись необходимо найти букву между соседями.
1.О … Р (П ) 1.Й.Л.(К)
2.Н …П (О) 2.А… В (Б)
3…Б (А) 3.Т…Ф(У)
4. И… К.(Й) 4.Б…Г(В)
6.П.. .С (Р) 5.Ы Э (Ь)
7.Ш ..Ъ (Щ) 6….Б(А)
7.П…С(Р)
-Из этих букв попробуйте составить фразу ( Прощай, Букварь!)
27.Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.
28.Мы прочли букварь до корки.
Нам по чтению (все хором) Пятерки!
Позади нелегкий труд,
Медленного чтения
Нам сегодня выдают
Удостоверения.
29.В том, что мы букварь прочли
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
30.Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
(За сценой организуют громкий плач)
31. Мальчик -Что такое? Что случилось?
Почему так огорчилась?
32. Девочка- Жалко с букварем прощаться.
На второй год хочу остаться,
Но жалко с вами расставаться.
И жалко с букварем прощаться.
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!
Мальчик - Но дальше будет ещё интереснее!
Мы познакомимся с баснями и песнями.
Букварь нам заменит “Литературное чтение»”
С ним так интересно нам будет с тобою.
И библиотека откроет нам двери,
И самые лучшие книги доверит
Гляди веселее и слезы утри,
Нас столько чудесного ждет впереди.
Девочка- Раз так, то и я с букварем попрощаюсь.
И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
Скажу очень громко ___“Прощай, наш Букварь!”-ВСЕ
Хотя расставаться с тобой очень жаль.
Букварь:
Убедился я, друзья, что грамоту вы знаете.
Любую книгу без труда теперь вы прочитаете.
А в книгах есть про все, про все.
Про реки и моря. И что у неба нет конца, и круглая земля.
Про космонавтов, к облакам летавшим много раз,
Про дождь и молнии, и гром, про свет, тепло и газ.
Вот и подошло к завершению наше путешествие. Вы с честью справились со всеми испытаниями.
В память о том , что вы научились читать и подружились с книгами
Я вручаю вам самое мудрое на земле- книги.
(Выдают медали и книги.)
Слайд
Букварь: На праздник ваш привел я вам свою подругу.
Надеюсь, другом станет вам она. А как её зовут прочитаем все вместе (Литературное чтение)
Лит.чтение: Здравствуйте, дорогие, ребята !
Букварь: Литературное чтение! Прими эстафету.
Веди учеников по дорогам планеты.
Пусть не погаснет желание ребят-
Творить добро на планете Земля.
Прощайте, ребята!
(Песня «Прощай ,букварь»)
Лит. Чтение: Я к вам обращаюсь, товарищи дети !
Полезнее книги нет вещи на свете
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Мудрая книга: Красивые добрые книжки листы
Хотят, чтобы просьбу их выполнил ты .
Книгу бери только в чистые руки
И не листай её просто от скуки!
Учитель: Ведь без знаний, как без света,
Как без доброго совета.
Мы без книги, как без рук.
Книга - это лучший друг.
(Песня «Книга»)
Учитель: Вот и подошло к завершению наше путешествие. Наши мальчики поделятся своими впечатлениями.
(Песня « Бескозырка белая»)
33.В букваре буквы, как цветы.
Из них сиянье льётся.
И если их напишешь ты
То выйдет слово- СОЛНЦЕ!
34.И в этих буквах доброты
И нежности немало.
И если их напишешь ты
То выйдет слово-МАМА!
35.А эти ясны и чисты
Наперерез ненастью.
И если их напишешь ты
То выйдет слово-СЧАСТЬЕ!
36.Есть буквы- словно след волны
Есть буквы на граните.
А чёрным буквам для войны
Нет места в алфавите!
37.Красивы буквы и просты
Как мир, как тишина…
Пусть никогда, не сможешь ты
Сложить из них «ВОЙНА»!
Песня «Мир похож на цветной луг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по литературному чтению по теме «Люблю природу русскую»
Программа "ШКОЛА РОСИИ"...
Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".
Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".(соответствует ФГОС ,с тестом)...
Обобщающий урок по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса.
Обобщающий урок по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса....
Презентация к обобщающему уроку по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса.
Презентация к обобщающему уроку по литературному чтению "Поэтическая тетрадь" для 4 класса....
Обобщающий урок по литературному чтению в 3 классе
Групповая работа на уроке с использованием метода "конвейер"...
Обобщающий урок по литературному чтению, 2 класс
Обобщающий урок по учебнику «Родная речь» авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова,"Школа России"2 класс.Тема: «Я и мои друзья»...
Обобщающий урок по литературному чтению по разделу "Были-небылицы" 3 класс
В конспекте указан материал для подведения итогов по разделу "Были - небылицы". Благодаря данному материалу учитель сможет оценить умение детей ориентироваться в тексте и то, как внимательно...