Лесной Колобок - Колючий Бок. В. Бианки. Литературные слушания.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Структура урока ознакомления с новым материалом – традиционная: мотивирование, актуализация, постановка учебной задачи,
знакомство с новым материалом, использование новых знаний в практической работе, рефлексия.
Но методы и приемы работы с учащимися отличаются большим разнообразием.
В ходе фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы дети рассматривают и анализируют иллюстрации,
оформляют обложку книжки-самоделки, работают с интерактивной доской.
Планируемые результаты
Предметные: ориентироваться в учебнике и в тетради (на развороте, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте;
учиться сравнивать героев и содержание сказок с похожим сюжетом;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подробно пересказывать небольшие тексты;
уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки;
рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии;
Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и к их поступкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnoy_kolobok-kolyuchiy_bok-ls.docx | 668.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение: уроки слушания
Ф.И.О. учителя: Коняхина Н. А.
Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема урока:
В. Бианки
«Лесной Колобок – Колючий Бок»
Предмет: Литературное чтение: уроки слушания
Ф.И.О. учителя: Коняхина Н. А.
Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема урока:
В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
В основе урока - здоровьесберегающие технологии.
Описание:
Главная цель этого урока является осознание детьми жанрового своеобразия сказки.
Задачи урока (на данном этапе изучения литературы актуально):
- создание условий для понимания учащимися жанра сказки;
- создание условий для понимания учащимися сходства и отличия народной и авторской сказки;
- развитие способности учащихся слушать литературное произведение;
- развитие способности учащихся анализировать поведение главных героев;
- совершенствование навыка запоминания текста;
- формирование способности различения опознавательных структурных элементов произведения: имени автора и названия;
- последовательное развитие умения самостоятельно ориентироваться в учебнике.
Все эти задачи реализуются в ходе данного урока.
Структура урока ознакомления с новым материалом – традиционная: мотивирование, актуализация, постановка учебной задачи, знакомство с новым материалом, использование новых знаний в практической работе, рефлексия.
Но методы и приемы работы с учащимися отличаются большим разнообразием. В ходе фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы дети рассматривают и анализируют иллюстрации, оформляют обложку книжки-самоделки, работают с интерактивной доской.
Открытие новых знаний (изучение нового материала) сопровождает обучающая презентация.
Планируемые результаты
Предметные: ориентироваться в учебнике и в тетради (на развороте, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте; учиться сравнивать героев и содержание сказок с похожим сюжетом; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подробно пересказывать небольшие тексты; уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки; рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии;
Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и к их поступкам.
Метапредметные:
Личностные УУД: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя, работать по предложенному плану, организовывать свое рабочее место под руководством учителя; совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать речь учителя и других учащихся, формулировать собственное мнение, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих товарищей.
Познавательные УУД: находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; отвечать на вопросы учителя, приводить сравнения, строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Основные понятия
Сказка (авторская и народная), автор, заголовок.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство (иллюстрирование эпизодов произведения), технология (изготовление книги-самоделки), русский язык (запись фамилий и заголовков литературных произведений), окружающий мир (повадки животных).
Ресурсы:
Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс, Л.А.Ефросинина, Рабочая тетрадь: 1 класс. Интерактивная доска, ноутбук, детские книги, индивидуальные карточки, маски зверей, карточки-заместители главных героев, суперобложка для новой книги-самоделки.
Методы:
Работа с моделями – сказками. Дети смогли соотнести отрывки сказок с данной моделью, объяснить, почему это сказка. ( На этом этапе дети учились определять жанр произведения).
Слушание сказки. (На этом этапе отрабатывалась главная цель уроков литературного слушания – умение слушать).
После чтения была проведена первичная беседа на эмоциональное восприятие произведения: (на этом этапе отрабатывалась воспитательная задача – развитие у детей сопричастности и сопереживания к услышанному произведению).
Моделирование обложки (отрабатывалось умение определять жанр и тему произведения, развивалось воображение детей, мелкая моторика рук)
Работа с учебником (закреплялось умение работать с книгой, ориентироваться в ней, находить автора и название произведения)
Работа с иллюстрацией (ведется работа по подготовке детей к пересказу).
Работа в группах
Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать речь учителя и других учащихся, формулировать собственное мнение, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих товарищей.
Введение заместителей, беседа по содержанию, составление цепочки событий (развитие речи и памяти детей, формирование навыка работы с заместителями).
Инсценировка сказки (на этом этапе отрабатывалось умение рассказывать, по возможности передать характер героев).
Необходимо создать условия на уроке для разных видов деятельности учащихся, стараясь поддерживать их внимание.
- Организационный момент: целеполагание и мотивация.
-Ребята, давайте познакомимся с планом работы на урок.
План.
1. Вспоминаем и повторяем.
2. Новое открытие.
3. Работа в учебнике.
4. Работа в группах.
5. Подведем итоги.
-А зачем нужны ученикам уроки литературного слушания?
( Быть культурным и грамотным, образованным)
-Кто является помощником у ученика на уроке?
(Учитель, книга, учебник, тетрадь и т.д.)
-Давайте вместе с вами перейдем к первому пункту нашего плана.
- Выявление читательского опыта.
Литературная игра «Послушай и назови».
-Давайте послушаем отрывок из произведения и вспомним название произведения, а затем попробуем с вами соотнести с моделью обложки.
1 "Какая славная песенка! - сказала Лиса. - Но ведь я, Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче". (русская народная сказка «Колобок») |
2 Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики! (сказка Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик») |
3 Старик опять ушел в лес на работу, а кот понёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. (русская народная сказка «Кот, Петух и Лиса») |
4 Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. (сказка Шарля Перро «Красная Шапочка») |
-Что вы заметили? ( Одинакового жанра. Сказки)
-Попробуйте разбить модели обложек на группы (на авторские и на русские народные)
- Кто же нам подскажет, а чем они отличаются?
- Открытие нового знания.
1.Слушание произведения В. В. Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок
СЛАЙД №1
-А сейчас, ребята, примите позу слушателя. Я познакомлю вас с новым произведением.
-Какими вы будете слушателями?
2. Беседа по выявлению первичного восприятия.
-Вам понравилось?
- Выскажите свое мнение.
-Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему??
-В какой момент вы улыбнулись?
-На какую сказку похоже наше произведение? (Р.Н.С. «Колобок»).
-А какая вам сказка понравилась больше «Колобок» или новая сказка?
- Что хотел до нас донести автор?
3.Упражнения по формированию специальных умений. Моделирование обложки (Приложение 3 - Презентация).
СЛАЙД №2
-Повернитесь. Выпрямите спинки. Приготовьте листочки.
– Сейчас мы оформим обложку произведения.
- Что слушали? (Сказку).
- Изобразите на своих моделях жанр произведения. Проверим. Покажите.
- Сравните свою модель с моделью на доске. У кого так, то поставьте плюс.
– Каким цветом закрасим круг?
- Как вы думаете, кто автор сказки? Оказывается, ее написал В.Бианки.
– Обозначьте фамилию автора. Автор этой сказки В.В. Бианки.
-Как пишем фамилию автора?
- Как вы думаете, как он озаглавил эту сказку?
-Оказывается, он ее озаглавил «Лесной Колобок – Колючий Бок». Заголовок длинный, будет много больших букв. Пишем с большой буквы.
- Покажите мне свои модели.
«Лягушонок Евстигней»
4 Работа с учебником.
-Теперь мы поработаем с нашим учебником-хрестоматией.
-Найдите это произведение в хрестоматии. А как мы сможем его найти?
(по иллюстрациям, фиксируем внимание на прошедшем материале и открываем новый)
-Найдите фамилию автора и прочитайте. Допишите её, если не успели, или спишите.
-Кто правильно назовет произведение? Заголовок проверяем в вашей обложке и дописываем.
а) Найдите рубрику «Прочитай»
-чтение песенки
б) Давайте посмотрим на иллюстрацию и вспомним.
-Кто встретился нашему ежику первым?
-Каким голосом он разговаривал? Кто нашел слова волка?
- Кто изображен на следующей иллюстрации? Как разговаривает медведь? Давайте прочитаем вслух.
- Смотрим на следующую иллюстрацию. Как обращается лиса к ежику? Каким голосом?
- Давайте посмотрим на последнюю иллюстрацию. Что там изображено?
- Почему звери удивились? Что их удивило?
5 Работа в группах.
-Вспомните правила работы в группах. (Каждая группа получает конверт с заданием) (Приложение 1 - «Работа в группах»)
-Кому потребуется помощь, что надо сделать? (Поднять руку)
-Желаю удачи!
СЛАЙД №3
1-я группа. Используя план, составить рассказ о В.Бианки.
-Что вы запомнили из биографии В.Бианки? Поделитесь своей информацией.
«Лягушонок Евстигней»
6 Выставка книг СЛАЙД №3
- В. Бианки умел не только наблюдать, видеть всё интересное, но и увлекательно об этом рассказывать детям в своих произведениях. Он написал 120 книг. С большой любовью относился писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами.
7. Работа с готовой таблицей. СЛАЙД №4
-Сравните сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок» и РНС «Колобок»
- Обобщение. СЛАЙД №5
- С каким новым произведением работали? О ком оно?
- Чему учились?
(Слушать. Рассказывать. Моделировать).
-Подпишите свои обложки. (Сдают модели обложек)
- Я еще приготовила вам суперобложку.
«Лягушонок Евстигней»
- Рефлексия.
-Теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу.
- Если вы смогли самостоятельно отличить авторскую сказку от народной, активно работали в группе, сами принимали решение, возьмите и раскрасьте цветок ярким цветом в каждой колонке нашего Путевого Листочка.
- А если вам требовалась помощь ребят, затруднялись на каком-то этапе или не помогали в группе – оставьте белый цветок.
- Подумайте, проанализируйте, создайте нужный цветок на нашей Цветочной полянке
(Приложение 2. – Оценочная таблица «Цветочная полянка»)
СЛАЙД №6
Приложение1 (работа в группах-задания)
Предмет: Литературное чтение. Уроки слушания.
Тема «В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»
1-я группа. Используя план, составить рассказ о В.Бианки. -Что вы запомнили из биографии В.Бианки? Поделитесь своей информацией. |
2-я группа. Проинсценировать эпизод сказки. (например - стр.131) |
3-я группа. Выполнить Суперобложку к сказке В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» и рассказать всем, почему выбрали такое оформление. |
4-я группа. Составить модельный схематичный план к сказкам. -Сравните модельный схематичный план сказок Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок» и Р.Н.С. «Колобок». -А как вы думаете, какая сказка появилась раньше? |
Приложение 2. – Оценочная таблица «Цветочная полянка»
Предмет: Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс.
Дата:_____________________Тема «В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»______________________________Ф.И.
самостоятельно отличаю авторскую сказку от народной | активно работаю в группе, не мешаю, а помогаю | самостоятельно принимаю решение |
при помощи отличаю авторскую сказку от народной | не работаю в группе, мешаю, и не помогаю | не самостоятельно принимаю решение |
ТАБЛИЦА «РАЗЛИЧИЕ СКАЗОК»
ЗАГОЛОВОК | АВТОРСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ | КАКАЯ СКАЗКА? |
«Лесной Колобок – Колючий Бок» | В.В. Бианки | Авторская (А) |
«Колобок» | Народная | Русская народная сказка (РНС) |
Приложение 3. Презентация.
СЛАЙД 1 | СЛАЙД 3 |
СЛАЙД 2 | СЛАЙД 4
|
СЛАЙД 5 | СЛАЙД 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: Книжка – самоделка по сказке В.В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок».
Конспект урока-проекта по литературному чтению в первом классе (УМК Школа XXIв.).Продукт проекта - книжка-самоделка по сказке В.Бианки "Лесной колобок- колючий бок"...
Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"
Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....
Наш театр. В.Бианки. Лесной колобок – колючий бок. Инсценирование.
План-конспект урока по предмету Литературное чтение 2 класс (Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. в 2-х частя...
Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"
Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс УМК "21 век"...
Спектакль по произведению Виталия Бианки "Лесной колобок -колючий бок"
Цель спектакля : развитие творческих способностей детей...
Литературное чтение В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок» 2 класс
Тема урока: В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок». Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции младших школьников через знакомст...
Рабочий лист к сказке В. Бианки "Лесной колобок-колючий бок"
К уроку литературного чтения по УМК "Перспектива" для 2 класса разработала рабочий лист к сказке В. Бианки "Лесной колобок- колючий бок"...