Лесной Колобок - Колючий Бок. В. Бианки. Литературные слушания.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Коняхина Наталья Александровна

Структура урока ознакомления с новым материалом – традиционная: мотивирование, актуализация, постановка учебной задачи,

знакомство с новым материалом, использование новых знаний в практической работе, рефлексия.

Но методы и приемы работы с учащимися отличаются большим разнообразием.

В ходе фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы дети рассматривают и анализируют иллюстрации,

оформляют обложку  книжки-самоделки, работают с интерактивной доской.

 

Планируемые результаты

Предметные: ориентироваться в учебнике и в тетради (на развороте, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте;

учиться сравнивать героев и содержание сказок с похожим сюжетом;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подробно пересказывать небольшие тексты;

уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки;

рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии;

Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и к их поступкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnoy_kolobok-kolyuchiy_bok-ls.docx668.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение: уроки слушания

Ф.И.О. учителя:  Коняхина Н. А.

Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Тема урока:

В. Бианки

«Лесной Колобок – Колючий Бок»


Предмет: Литературное чтение: уроки слушания

Ф.И.О. учителя:  Коняхина Н. А.

Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Тема урока:

В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

В основе  урока  -  здоровьесберегающие технологии.

Описание:

Главная цель этого урока является осознание детьми жанрового своеобразия сказки.

Задачи урока (на данном этапе изучения литературы актуально):

  • создание условий для понимания учащимися жанра сказки;
  • создание условий для понимания учащимися  сходства и отличия народной и авторской сказки;
  • развитие способности учащихся слушать литературное произведение;
  • развитие способности учащихся анализировать поведение главных героев;
  • совершенствование навыка запоминания текста;
  • формирование способности различения опознавательных структурных элементов произведения: имени автора и названия;
  • последовательное развитие умения самостоятельно ориентироваться в учебнике.

Все эти задачи реализуются в ходе данного урока.

Структура урока ознакомления с новым материалом – традиционная: мотивирование, актуализация, постановка учебной задачи, знакомство с новым материалом, использование новых знаний в практической работе, рефлексия.

Но методы и приемы работы с учащимися отличаются большим разнообразием. В ходе фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы дети рассматривают и анализируют иллюстрации, оформляют обложку  книжки-самоделки, работают с интерактивной доской.

Открытие новых знаний (изучение нового материала) сопровождает обучающая презентация.

Планируемые результаты

Предметные: ориентироваться в учебнике и в тетради (на развороте, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте; учиться сравнивать героев и содержание сказок с похожим сюжетом; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подробно пересказывать небольшие тексты; уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки; рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии;

Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и к их поступкам.

Метапредметные:

Личностные УУД:  воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя, работать по предложенному плану, организовывать свое рабочее место под руководством учителя; совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать речь учителя и других учащихся, формулировать собственное мнение, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих товарищей.

Познавательные УУД: находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; отвечать на вопросы учителя, приводить сравнения, строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Основные понятия

Сказка (авторская и народная), автор, заголовок.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство (иллюстрирование эпизодов произведения), технология (изготовление книги-самоделки), русский язык (запись фамилий и заголовков литературных произведений), окружающий мир (повадки животных).

Ресурсы:

Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс, Л.А.Ефросинина, Рабочая тетрадь: 1 класс. Интерактивная доска, ноутбук, детские книги, индивидуальные карточки, маски зверей, карточки-заместители главных героев, суперобложка для новой книги-самоделки.

Методы:

Работа с моделями – сказками. Дети смогли соотнести отрывки сказок с данной моделью, объяснить, почему это сказка. ( На этом этапе дети учились определять жанр произведения).

Слушание сказки. (На этом этапе отрабатывалась главная цель уроков литературного слушания – умение слушать).

После чтения была проведена первичная беседа на эмоциональное восприятие произведения: (на этом этапе отрабатывалась воспитательная задача – развитие у детей сопричастности и сопереживания к услышанному произведению). 

Моделирование обложки (отрабатывалось умение определять жанр и тему произведения, развивалось воображение детей, мелкая моторика рук)

Работа с учебником (закреплялось умение работать с книгой, ориентироваться в ней, находить автора и название произведения)

Работа с иллюстрацией (ведется работа по подготовке детей к пересказу).

Работа в группах

Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать речь учителя и других учащихся, формулировать собственное мнение, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих товарищей.

Введение заместителей, беседа по содержанию, составление цепочки событий (развитие речи и памяти детей, формирование навыка работы с заместителями).

Инсценировка сказки (на этом этапе отрабатывалось умение рассказывать, по возможности передать характер героев).

Необходимо создать условия на уроке для  разных видов  деятельности  учащихся, стараясь поддерживать их внимание.

  1. Организационный момент: целеполагание и мотивация.

-Ребята, давайте познакомимся с планом работы на урок.

План.

1. Вспоминаем и повторяем.

2. Новое открытие.

3. Работа в учебнике.

4. Работа в группах.

5. Подведем итоги.

-А зачем нужны ученикам уроки литературного слушания?

( Быть культурным и грамотным, образованным)

-Кто является помощником у ученика на уроке?

(Учитель, книга, учебник, тетрадь и т.д.)

-Давайте вместе с вами перейдем к первому пункту нашего плана.


  1. Выявление читательского опыта.

Литературная игра «Послушай и назови».

-Давайте послушаем отрывок из произведения и вспомним название произведения, а затем попробуем с вами соотнести с моделью обложки.

1 "Какая славная песенка! - сказала Лиса. - Но ведь я, Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче". (русская народная сказка «Колобок»)

2 Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики! (сказка Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»)

3 Старик опять ушел в лес на работу, а кот понёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. (русская народная сказка «Кот, Петух и Лиса»)

4 Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. (сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»)

-Что вы заметили? ( Одинакового жанра. Сказки)

-Попробуйте разбить   модели обложек на группы (на авторские и на  русские народные)

- Кто же нам подскажет, а чем они отличаются?


  1. Открытие нового знания.

1.Слушание произведения В. В. Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок

СЛАЙД №1

-А сейчас, ребята, примите позу слушателя. Я познакомлю вас с новым произведением.

-Какими вы будете слушателями?

2. Беседа по выявлению первичного восприятия.

-Вам понравилось?

- Выскажите свое мнение.

-Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему??

-В какой момент вы улыбнулись?

-На какую сказку похоже наше произведение? (Р.Н.С. «Колобок»).

-А какая вам сказка понравилась больше «Колобок» или новая сказка?

- Что хотел до нас донести автор?

3.Упражнения по формированию специальных умений. Моделирование обложки  (Приложение 3 - Презентация).

СЛАЙД №2

-Повернитесь. Выпрямите спинки. Приготовьте листочки.

– Сейчас мы оформим обложку произведения.

- Что слушали? (Сказку).

- Изобразите на своих моделях жанр произведения. Проверим. Покажите.

- Сравните свою модель с моделью на доске. У кого так, то поставьте плюс.

– Каким цветом закрасим круг?

- Как вы думаете, кто автор сказки? Оказывается, ее написал В.Бианки.

– Обозначьте фамилию автора. Автор этой сказки В.В. Бианки.

-Как пишем фамилию автора?

- Как вы думаете, как он озаглавил эту сказку?

-Оказывается, он ее озаглавил «Лесной Колобок – Колючий Бок». Заголовок длинный, будет много больших букв. Пишем с большой буквы.

- Покажите мне свои модели.

«Лягушонок Евстигней»

4 Работа с учебником.

-Теперь мы поработаем с нашим учебником-хрестоматией.

-Найдите это произведение в хрестоматии. А как мы сможем его найти?

(по иллюстрациям, фиксируем внимание на прошедшем материале и открываем новый)

-Найдите фамилию автора и прочитайте. Допишите её, если не успели, или спишите.

-Кто правильно назовет произведение? Заголовок проверяем в вашей обложке и дописываем.

а) Найдите рубрику «Прочитай»

-чтение песенки

б) Давайте посмотрим на иллюстрацию и вспомним.

-Кто встретился нашему ежику первым?

-Каким голосом он разговаривал? Кто нашел слова волка?

- Кто изображен на следующей иллюстрации? Как разговаривает медведь? Давайте прочитаем вслух.

- Смотрим на следующую иллюстрацию. Как обращается лиса к ежику? Каким голосом?

- Давайте посмотрим на последнюю иллюстрацию. Что там изображено?

- Почему звери удивились? Что их удивило?

5 Работа в группах.

-Вспомните правила работы в группах. (Каждая группа получает конверт с заданием) (Приложение 1  - «Работа в группах»)

-Кому потребуется помощь, что надо сделать? (Поднять руку)

-Желаю удачи!

СЛАЙД №3

1-я группа. Используя план, составить рассказ о В.Бианки.

-Что вы запомнили из биографии В.Бианки? Поделитесь своей информацией.

 «Лягушонок Евстигней»

6 Выставка книг СЛАЙД №3

- В. Бианки умел не только наблюдать, видеть всё интересное, но и увлекательно об этом рассказывать детям в своих произведениях. Он написал 120 книг. С большой любовью относился писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами.

7. Работа с готовой таблицей. СЛАЙД №4

-Сравните сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок» и РНС «Колобок»


  1. Обобщение.  СЛАЙД №5

- С каким новым произведением работали? О ком оно?

- Чему учились?

(Слушать. Рассказывать. Моделировать).

-Подпишите свои обложки. (Сдают модели обложек)

- Я еще приготовила вам суперобложку.

«Лягушонок Евстигней»

  1. Рефлексия.

-Теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу.
- Если вы смогли самостоятельно отличить авторскую сказку от народной, активно работали в группе, сами принимали решение, возьмите и раскрасьте   цветок ярким цветом в каждой колонке нашего Путевого Листочка. 
- А если вам требовалась помощь ребят, затруднялись на каком-то этапе или не помогали в группе – оставьте  белый цветок. 

- Подумайте, проанализируйте, создайте нужный цветок на нашей Цветочной полянке  

(Приложение 2. – Оценочная таблица  «Цветочная  полянка»)

СЛАЙД №6


Приложение1 (работа в группах-задания)

Предмет: Литературное чтение. Уроки слушания.

Тема «В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»

1-я группа.

Используя план, составить рассказ о В.Бианки.

-Что вы запомнили из биографии В.Бианки? Поделитесь своей информацией.

2-я группа.

Проинсценировать эпизод сказки. (например - стр.131)

3-я группа.

Выполнить Суперобложку к сказке В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» и рассказать всем, почему выбрали такое оформление.

4-я группа. Составить модельный схематичный план к сказкам.

-Сравните модельный схематичный план сказок Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок»  и Р.Н.С. «Колобок».

-А как вы думаете, какая сказка появилась раньше?

Приложение 2. – Оценочная таблица «Цветочная полянка»

Предмет: Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс.

Дата:_____________________Тема «В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»______________________________Ф.И.

самостоятельно отличаю авторскую сказку от народной

активно работаю в группе, не мешаю, а помогаю

самостоятельно принимаю решение

  при помощи

отличаю авторскую сказку от народной

не  работаю в группе, мешаю, и не помогаю

не самостоятельно принимаю решение

ТАБЛИЦА «РАЗЛИЧИЕ СКАЗОК»

ЗАГОЛОВОК

АВТОРСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

КАКАЯ СКАЗКА?

«Лесной Колобок – Колючий Бок»

В.В. Бианки

Авторская (А)

«Колобок»

Народная

Русская народная сказка

(РНС)

Приложение 3. Презентация.

СЛАЙД 1K:\АРХИВ -1\1-ДЕТИ (школа, сады)\1-ШКОЛА\1-2015-2019 - школа-1-4кл\1-2015-2016(школа 21 Век)\УРОКИ(21 век)\литературные СЛУШАНИЯ\Лесной Колобок-Колючий бок-уроки ЛС\1-ЛК.jpg

СЛАЙД 3K:\АРХИВ -1\1-ДЕТИ (школа, сады)\1-ШКОЛА\1-2015-2019 - школа-1-4кл\1-2015-2016(школа 21 Век)\УРОКИ(21 век)\литературные СЛУШАНИЯ\Лесной Колобок-Колючий бок-уроки ЛС\3-Бианки Виталий Валентинович.jpg

СЛАЙД 2K:\АРХИВ -1\1-ДЕТИ (школа, сады)\1-ШКОЛА\1-2015-2019 - школа-1-4кл\1-2015-2016(школа 21 Век)\УРОКИ(21 век)\литературные СЛУШАНИЯ\Лесной Колобок-Колючий бок-уроки ЛС\2- обложка ЛК-КБ.jpg

СЛАЙД 4

K:\АРХИВ -1\1-ДЕТИ (школа, сады)\1-ШКОЛА\1-2015-2019 - школа-1-4кл\1-2015-2016(школа 21 Век)\УРОКИ(21 век)\литературные СЛУШАНИЯ\Лесной Колобок-Колючий бок-уроки ЛС\4-различие сказок-таблица.jpg

 

СЛАЙД 5

K:\АРХИВ -1\1-ДЕТИ (школа, сады)\1-ШКОЛА\1-2015-2019 - школа-1-4кл\1-2015-2016(школа 21 Век)\УРОКИ(21 век)\литературные СЛУШАНИЯ\Лесной Колобок-Колючий бок-уроки ЛС\5-ЛК2.jpg

СЛАЙД 6

K:\АРХИВ -1\1-ДЕТИ (школа, сады)\1-ШКОЛА\1-2015-2019 - школа-1-4кл\1-2015-2016(школа 21 Век)\УРОКИ(21 век)\литературные СЛУШАНИЯ\Лесной Колобок-Колючий бок-уроки ЛС\6-оценочкая таблица.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: Книжка – самоделка по сказке В.В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок».

Конспект урока-проекта по литературному чтению  в первом классе (УМК Школа XXIв.).Продукт проекта - книжка-самоделка по сказке В.Бианки "Лесной колобок- колючий бок"...

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"

Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....

Наш театр. В.Бианки. Лесной колобок – колючий бок. Инсценирование.

План-конспект урока по предмету Литературное чтение 2 класс (Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.  Литературное чтение. 2 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. в 2-х частя...

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс  УМК "21 век"...

Спектакль по произведению Виталия Бианки "Лесной колобок -колючий бок"

Цель спектакля : развитие творческих способностей детей...

Литературное чтение В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок» 2 класс

Тема урока: В. Бианки «Лесной колобок- колючий бок». Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции младших школьников через знакомст...

Рабочий лист к сказке В. Бианки "Лесной колобок-колючий бок"

К уроку литературного чтения по УМК "Перспектива" для 2 класса разработала рабочий лист к сказке В. Бианки "Лесной колобок- колючий бок"...