Урок по чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: В.Ю. Драгунский «Главные реки»
Цель: формирование правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_chteniyu.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по чтению
Технология продуктивного чтения
Тема: В.Ю. Драгунский «Главные реки»
Цель: формирование правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Познавательные УУД:
- развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- развиваем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- развиваем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- развиваем умение обобщать и классифицировать по признакам;
- развиваем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
-развиваем умение слушать и понимать других;
- развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- развиваем умение работать в паре, в группе.
Регулятивные УУД:
- развиваем умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- развиваем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- развиваем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развиваем умение оценивать свои поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока
1.Орг. момент.
- Сегодня на уроке я покажу технологию продуктивного чтения, а ребята , надеюсь мне помогут. Мы ожидаем, что у нас всё получится.
2. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование будущего чтения.
- Нас сегодня ждёт встреча. Как вы думаете с кем?
- С каким произведением? Сформулируйте тему урока.
- Прочитаем название «Главные реки».
- Предположите о чём или о ком может быть текст по названию? (Может о реках, о путешествии, о чем-то главном.)
-Рассмотрим иллюстрации в учебнике.
- Можно на иллюстрации найти реки? Что еще видите на иллюстрации?
- Кого изобразил художник? Предположите содержание текста по иллюстрациям. Выделите героев текста.
- Как мы можем проверить предположения, что для этого мы должны сделать? Прочитать текст.
Этап завершается постановкой цели.
- Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения.
3. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
Комментированное чтение с остановками.
Словарная работа проводится по ходу чтения.
1-ю часть читает учитель.
- Какой возникает вопрос? (Почему уроки нужно учить, почему герой об этом догадался только вчера?)
- Возраст героя? От чьего лица ведётся повествование?
- Читаем как ответил герой.
- Предположите в какую историю он мог вляпаться? (Вляпаться – попасть.)
- А я, вместо того чтобы учиться, продолжите мысль … .
(Предположите, почему герой не успел выучить уроки?)
- Читаем ответ.
- Чем занимался мальчик?
- Какой возникает вопрос, почему герой забыл обо всём на свете? Читаем ответ.
- Представим эту ситуацию, что же произойдет на следующий день?
2-часть читают дети.
(Как на пожар - … .)
(Во всю прыть - очень быстро, на пределе своих возможностей.)
- Вопрос. У меня сразу испортилось настроение …, почему?
- Чтобы вы придумали на месте Дениса?
Посмотрим, что придумал герой.
(Крестьянин, на дровнях, рысью)
- Почему Мишка отвернулся? ( Ему стало обидно, он хотел помочь, а Денис грубо ему ответил) (Не срамись – не позорься .)
- О чём говорит его поза?
(Продекламировал – прочитал выразительно.)
- А что обозначает слово «кругозор»? Словарь.
(В «Словаре» Ожегова кругозор в прямом значении – Пространство, которое можно окинуть взором. Но здесь в переносном значении – объем знаний, интересов кого-либо.)
- Вот когда мне стало худо …, почему?
- Как вы думаете, что ждёт героя?
- Что увидели в конце?
- А вы знаете, как называется самая большая река в Америке? ( Самая длинная река Северной Америки – Миссисипи, на языке индейцев обозначает «Великая река»)
Физминутка
4. Работа с текстом после чтения.
Цель: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
- Совпали ли ваши предположения о содержании?
- Повествование ведётся от героя произведения Дениски.
- Объясните, почему именно такой приём выбрал автор?
(Жизнь воспринята глазами, умом и сердцем ребёнка.)
- К какому жанру относится это литературное произведение?
- Почему рассказ? ( Малое количество героев, одно событие, небольшой объем)
- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.
- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?
- Вернёмся к названию, про главные реки почти ничего не говорится, произведение получило такое название. Объясните, почему? (Именно эпизод с незнанием главной реки Америки помог сделать вывод Денису, что уроки необходимо учить всегда.)
- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (Начало и конец произведения.)
- Как вы думаете над чем заставляет задуматься автор?
(Этот нелепый случай может заставить задуматься каждого ребёнка. Если не хочешь быть смешным и выглядеть в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно.)
5. Творческие задания
Работа в парах, в группах.
В парах: найти отрывок из текста, который подходит к первой иллюстрации.
1-я группа: найти пословицу, которая подходит к произведению.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Делу время – потехе час.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
2-я группа: выбрать информацию о качествах характера героя.
(Добрый, грубый, находчивый, трудолюбивый, любит читать, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, весёлый, самостоятельный, злой.)
3-я группа: составить план рассказа, восстановить последовательность.
1) Вечером мне некогда было приготовить уроки, а утром я немного заспался.
2) На уроках мне удалось затаиться, и Раиса Ивановна вызвала меня к доске.
3) Раиса Ивановна потребовала, чтобы я прочёл стихи, а я их не знал.
4) Ребята стали мне подсказывать, но получилось ещё хуже.
5) Тогда Раиса Ивановна решила проверить мой кругозор и попросила назвать самую большую реку Америки.
6) Я дал слово учить уроки всегда.
4-я группа: составить эмоциональную партитуру.
Составьте необычный план рассказа не от содержания, а от настроения повествования.
Вступление – спокойное, умиротворённое.
Завязка – что-то настораживает, чувство тревоги, беспокойство.
Кульминация – неудоумение от злого поступка людей, осуждение.
Развязка – унылое опустошение в душе, грусть, сожаление.
Проверка заданий.
- Можно ли назвать это произведение юмористическим? Что смешного в этом рассказе? Обязательно ли смешное бывает весёлым и радостным?
- Для читателей это смешной рассказ, а для героя? Было ли жалко Дениску?
- Прочитав произведение, что вы узнали об авторе?
(Виктор Драгунский – детский писатель. Любимая тема писателя: дети. Его интересует состояние детской души, в своих рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя.)
Первые рассказы про Дениску Кораблёва появились в 1959 году. И до сих пор эти рассказы любят и дети, и взрослые. О приключениях вы можете узнать из книги «Денискины рассказы» В.Ю.Драгунского. В ней 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
Драгунский обращался к взрослым: «Спешите приносить детям радость».
- О чём говорит это обращение?
- А теперь продолжите мысль
Спешите приносить … .
6. Рефлексия.
- Продолжи фразу
Сегодня я понял … .
Мне захотелось … .
Мне было трудно … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....