Календарно-тематическое планирование по курсу «Учимся работать с текстом» 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Учимся работать с текстом» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_2kl_rabota_s_tekstom_savchenko.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Учимся работать с текстом» 2 класс
Савченко Татьяны Викторовны
высшей квалификационной категории
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Появление курса «Учимся работать с текстом» во 2 классе обусловлено современной ситуацией в образовании: новый образовательный стандарт предусматривает развитие метапредметных, коммуникативных УУД у учащихся начальной школы.
Успехи учащихся в работе с текстом и информацией обеспечивают и определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа.
Программа курса «Учимся работать с текстом» рассчитана на 17 часов (в течение второго полугодия).
Программа включает в себя:
- теоретический материал
- практический материал (работа с предложением, текстом)
- повторение трудных случаев орфографии и пунктуации
Цель программы:
формирование умений младших школьников правильно понимать текст, анализировать его, делить на части, письменно передавать его в подробном варианте.
Задачи:
1)умение переводить речь устную в речь письменную;
2) развитие интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;
3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
Предполагаемые метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем;
- учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу;
- формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание текста и предложений недостающими компонентами;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- слушать собеседника, ориентироваться на его позицию, отличную от собственной, уважать иную точку зрения, уметь обосновывать собственную;
- договариваться, находить общее решение;
- уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;
Личностные УУД (регулятивный компонент):
- формировать способность адекватно судить о причинах успеха или неуспеха своей работы, связывая это с усилиями, трудолюбием и стараниями;
- формировать познавательный мотив - интерес к новому;
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса.
знать:
- - стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- - распознавать типы текстов;
- - устанавливать связь предложений в тексте;
- - восстанавливать деформированный текст;
- - устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- - составлять планы различных видов
- -писать подробные изложения: по вопросам, по коллективно составленному плану, по опорным словам
Работа с текстом во 2 классе построена по мере усложнения. На первых занятиях дети работают с деформированными предложениями, текстами. Учатся озаглавливать, делить текст на части, определять микротемы, составлять разные виды планов. Затем дети пишут изложения по подробному вопросному плану и словам, подсказывающим начало предложения. Через два три занятия вопросный план сокращается. Осуществляется переход к коллективно-составленному плану. В конце года запланировано письмо одного сжатого изложения и одного творческого изложения.
В календарно- тематическом планировании учитываются возрастные особенности детей второго года обучения. Поэтому в каждое занятие включены 2 обязательных момента: игровой материал и письмо по памяти. Игровой материал поддерживает интерес, развивает память, мышление детей.
Материал для разминок «Письмо по памяти» представляет собой 1-2 предложения на определенную тему. Это могут быть четверостишия, объединенные в тематические группы.
Тематические группы:
1.Времена года.
2. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
3.Братья наши меньшие.
4.Мир вокруг.
5. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
6.Ученье – свет, а неученье – тьма.
7. Добро.
Как итог –пишется изложение по этой теме.
Календарно-тематическое планирование
«Учимся работать с текстом» 2 класс
№ п/п | Тема | УУД | Система упражнений |
1. | Основные единицы речи. Текст, предложение, слово, Членение речи на предложения и слова. | 1. Выделять из речи предложения, делить предложения на слова, определять смысловую законченность предложений. 2. Пользоваться вариантами конца предложения, видеть зависимость слова в предложении. 3. Развивать умение строить суждения. | 1. Редактирование предложений: игра «Расставь слова в нужном порядке». 2. Словарная работа. 3. Письмо по памяти. Тема «Времена года». |
2. | Текст. Признаки текста: единство содержания, связность изложения. Цепочка предложений в тексте. Построение текста. | 1. Отличие текста от группы предложений, установление последовательности предложений в тексте, деление сплошного текста на предложения. 2. Выделение частей в тексте. 3. Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания. | 1. Игра «Определи границу предложений». 2.Словарная работа. 4. Письмо по памяти. Тема «Времена года». |
3. | Текст. Тема текста. Основная мысль. О чём говорит заглавие? Опорные слова. | 1. Определение и формулирование темы текста, основной мысли и отражение её в заголовке; озаглавливание текста. 2. Нахождение опорных слов в тексте, умение находить синонимы. 3.Развитие речи, умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. | 1.Игра «Определи границу предложений». 2. Упражнение «Синонимы». 3. «Порядок событий» 4. Письмо по памяти. Тема «Времена года». |
4. | Типы текстов. Повествование, описание, рассуждение. Написание изложения по вопросному плану. Изложение «Осенние наряды» | 1. Знакомство с тремя типами текста. 2. Отработка умений, связанных с оформлением текста на письме. 3. Установление связи заглавия с темой текста. 4.Развитие речи, умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. | 1. Найди части текста. Составь план. 2. «Редактор». 3.Письмо по памяти. Тема «Времена года. Осень». Осенние наряды Солнечные лучи падают на опушку леса. Там деревья надели осенние наряды. Листочки березы стали желтыми. Клен выкрасил себя желтой и коричневой краской. На каждую веточку рябина набросила красные бусы. Только елочка не поменяла своих зеленых иголок. |
5. | Текст-повествование. | Знакомство с текстом - повествованием. Обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем; учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу; | 1. Найди части текста. Составь план. 2. «Редактор». 3.Письмо по памяти. Тема «Братья наши меньшие». |
6. | Текст-описание. | Знакомство с текстом - описанием. Обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем; учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу; | 1. Найди части текста. Составь план. 2. «Редактор». 3.Письмо по памяти. Тема «Братья наши меньшие». |
7. | Текст-рассуждение. | Знакомство с текстом - рассуждением. Обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем; учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу; | 1. Найди части текста. Составь план. 2. «Редактор». 3.Письмо по памяти. Тема «Братья наши меньшие». |
8 | Однокоренные слова обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом. | 1. Виды речевых ошибок. 2. Употребление однокоренных слов, синонимов и антонимов в речи. | 1. «Редактор» 2. Упражнение «Подбери синонимы и антонимы». 3. Игра «Самый внимательный». 4. «Найди лишнее слово» 5. Игра «Лучшее слово». 6.Письмо по памяти. Тема «Братья наши меньшие». |
9 | Понятие о микротеме. | 1.Деление текста на части. Озаглавливание каждой части. Определение ее темы. | . «Редактор» 2. Упражнение «Подбери синонимы и антонимы». 3. Игра «Самый внимательный». 4. «Найди лишнее слово» 5. Игра «Лучшее слово». 1.Письмо по памяти. Тема «Учение –свет, а неученье - тьма» |
10 | Роль опорных слов в тексте. | 1. Установление связи заглавия с темой текста 2. Оформление текста на письме. 3. Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания. | 1.. «Редактор» 2. Упражнение «Подбери синонимы и антонимы». 3. Игра «Самый внимательный». 4. «Найди лишнее слово» 5. Игра «Лучшее слово». 1.Письмо по памяти. Тема «Добро» |
11 | Изложение текста по опорным словам « Лев и мышка» | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; | 1.Письмо по памяти. Тема «Добро» Лев и мышка. Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал мышку. Мышка просила отпустить ее и обещала отплатить добром. Лев посмеялся и отпустил мышку. Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рев льва, прибежала и перегрызла веревку. Так мышка спасла льва и выполнила обещание. |
12 | Слова – синонимы. | 1. «Редактор» 2. Упражнение «Подбери синонимы и антонимы». 3. Игра «Самый внимательный». 4. «Найди лишнее слово» 5. Игра «Лучшее слово». 1.Письмо по памяти. Тема «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет». | |
13 | Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану «Для чего руки нужны». | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; | 1.Письмо по памяти. Тема «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет». Для чего руки нужны? Петя с дедушкой были большими друзьями. Они любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука, для чего руки нужны. Весь вечер отвечал Пет. Руки нужны, чтобы в мяч играть, ложку держать, кошку гладить. Правильно отвечал. Только мальчик был маленький. Обо всех людях по своим рукам судил. |
14 | Способы сжатия текста. | 1. «Редактор» 2. Упражнение «Подбери синонимы и антонимы». 3. Игра «Самый внимательный». 4. «Найди лишнее слово» 5. Игра «Лучшее слово». .Письмо по памяти. Тема « Дружба» | |
15 | Сжатое изложение «Верный товарищ» | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; | Верный товарищ. Вася и Гриша скучали во дворе. Решили они пойти погулять. Друзья взяли санки и зашагали по тропе. Вот и горка. Уселись мальчики на санки и покатили вниз. Только снежок заскрипел и закружился за санями. Вдруг Вася вылетел из санок и свалился в сугроб. Он сильно ударил ногу и не мог сам встать. Гриша усадил товарища на санки и повез в больницу. Врачи оказали Васе помощь. |
16 | Многозначные слова. | 1. . «Редактор» 2. Упражнение «Подбери синонимы и антонимы». 3. Игра «Самый внимательный». 4. «Найди лишнее слово» 5. Игра «Лучшее слово». .Письмо по памяти. Тема « Дружба» | |
17 | Творческое изложение «Сила не право» | осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; | 1.Письмо по памяти. Тема « Дружба» Сила не право Прибежал Миша в сад. Он выхватил у маленькой сестрички Тани куклу и поскакал верхом на палочке. Выбежал старший брат Миши Сережа. Захотел он покатать куклу по саду. Сережа отнял у Миши куклу и лошадку. Побежал Миша с жалобой к отцу. Отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мише отец? |
Литература
1. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие (Юным умникам и умницам). 2 класс / Соколова Т.Н. – М.: Росткнига, 2009.
2. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7 лет : В 2 частях (Юным умникам и умницам) / Соколова Т.Н. – М.: Росткнига, 2010
3. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 1992.
4. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя / Иванова В.А.,Потеха З.А., Розенталь Д.Э.– Л.: Просвещение,1990.
5. Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. – М.: Издательство, 2003.
6. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева Н.– ПЦ, 1997.
7. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.
8. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.
9. Я иду на урок в начальную школу: Развитие речи: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
10. Стихи для развития речи. СПб. Издательский Дом “Литера” 2004.
11. «Начальная школа» №12 (1990), 8 (1991), 12 (1991), 11-12 (1991).
Упражнение «Письмо по памяти» развивает зрительную память детей, умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, умение правильно понимать текст, выполнять письменное высказывание .
После каждой такой письменной разминки дети зажигают фонарик самооценки на полях.
Цвет сигнализирует мне о детских достижениях.
Зеленый цвет - мне было легко запомнить, и я записал без ошибок,.
Желтый цвет – я хорошо запомнил, но при записи допустил одну - две ошибки
Оранжевый цвет – мне было трудно, допустил 3-5 ошибок.
Красный цвет – мне было трудно запомнить, я написал с ошибками
По итогам я составляю сводный лист достижений .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Планирование внеурочного курса "Учимся любить книгу"
Данная программа составлена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы и позволяет развивать кругозор детей и прививать любовь к книге....
Рабочая программа по курсу «Учимся учиться и действовать» 2 класс
Рабочая программа курса ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любо...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....