конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Мошковская "Я маму мою обидел..."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Долгушева Оксана Александровна

конспект урока по литературному чтению 2 класс Э.Мошковская "Я маму мою обидел..." конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

Ход урока:

  1. Чтение книги 5 минут.
  2. Проверка домашнего задания.

Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине». Напоминаю что читать надо громко, выразительно, не торопиться, с интонацией, соблюдая знаки препинания.

(Иванова, Семенов, Труфан)

  1. Постановка целей урока.

- Ребята, отгадайте загадку:

 Кто пришёл ко мне с утра?

 Кто сказал: «Вставать пора»?

 Кашу кто успел сварить?

 Чай — в пиалу мне налить?

 Кто косички мне заплёл?

 Целый дом один подмёл?

 Кто цветов в саду нарвал?

 Кто меня поцеловал?

 Кто ребячий любит смех?

 Кто на свете лучше всех?

   (мама)

- Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем читать?

- Сегодня мы с вами продолжим читать о маме и поговорим об отношениях с ней.

  1. Работа по теме урока:

- На 120 странице учебника прочитайте имя автора произведения, которое мы будем сегодня читать. Обратите внимание на портрет Эммы Мошковской на доске, посмотрите какое у нее доброе, приветливое выражение лица. Давайте познакомимся с ее биографией.

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

    Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

Детство по Мошковской – это счастливый остров, на котором опять становятся целыми поломанные игрушки и разбитые чашки, а мама там не сердитая…

Через всю жизнь пронесла Мошковская свое «волшебное стеклышко», которое делало мир прекрасным. (Имеется ввиду, что Эмма Мошковская смотрела на мир глазами ребенка, чувствовала все так же как дети). Мошковская – добрый и открытый человек! Её стихи учат нас всем премудростям жизни, учат быть  честными, учат доводить любое дело до конца, учат быть щедрыми, трудолюбивыми…

 Мошковская писала:

У взрослых – очки,

большие портфели,

такие огромные гири – гантели,

приемник, который на шею надет.

А такого красивого стеклышка

нет!

Все у них есть –

И часы, и браслет…

А такого красивого стеклышка

нет!

Читая стихи Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок:

Я громко пою про ногу свою,

Пою про башмак,

Пою просто так!

Ее стихи были переведены на разные языки мира.

Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями.  («Двойка», «Окно», «Тараторы»).

В последние годы жизни Эмма Мошковская жила в небольшой двухкомнатной квартире у метро «Щёлковская». Дом среди зелени, в тени деревьев. Мебель была очень скромная, полы скрипучие, книг немного, она не собирала библиотеку, зато всюду были рукописи (это тексты со стихами, написанные от руки).

Самой поэтессе не суждено было стать старушкой. Эмма Мошковская прожила всего 55 лет. Но она успела рассказать своим читателям много интересного о стране Детства и ее неунывающих обитателях.

- Что вы узнали об авторе? Захотелось вам почитать ее книги?

- Тогда я вам рекомендую взять в библиотеке и почитать следующие книги Эммы Мошковской. (презентация).

  1. Физминутка.
  2. Работа по учебнику.

- А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения.

 Вопросы по прочитанному стихотворению

- Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

-Какое решение он принял? Найдите эти строчки.

(Он решил сам себя наказать разлукой с мамой и … уйти из дома: «Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу».)

-Как вы думаете, для чего мальчик хочет уйти в тайгу?

-Согласны ли с этим решением?

-Можно ли попросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? Нет, нам остается только догадываться об этом.

А как вы сами думаете, как мальчик  мог обидеть маму?

- Давайте прочитаем стихотворение выразительно.

Подготовка к выразительному чтению

- Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.

- Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.

-О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, а закончите – радостно.

(Голубев, Панченко, Гончарук, Тимощенко)

- Прочитайте пословицы на странице 121, объясните их смысл.

Без корня и трава не растёт.

Смысл пословицы в том, что трава не выживет без корней, погибнет. Так и человек не сможет жить оторванным от Родины, без своих корней-предков, родителей, матери, истории, традиций. Жизнь человека без истории, предков и традиций неполноценна, а народ, оторванный от своих корней обречён на исчезновение.

Сердце матери лучше солнца греет.

Это обозначает –то,  что мать роднее всех, греет теплее солнца, нет лучше на свете человека чем родная мама!

Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

Смысл выражения в том, что природа всегда красива во всех своих проявлениях даже в урагане и шторме есть своя красота. Но то как мы её воспринимаем зависит от нашего состояния. И если мы теряем близкого человека, то нам ничто не мило.

  1. Игра «Волшебный цветок»

- А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…

( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

  1. Как звучит слово МАМА на других языках народов.

- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)

Бенгальский – майера;   Чешский – маминка;   Датский – моа;
Эстонский – эма;   Французский - маман (мамА);  
Исландский,  Итальянский – мама;   Корейский – омма; 
Латынь – мАтрем;   Словацкий – мамичка;   Испания, Италия – мадрэ; 

Персидский - маман,   Нидерланды – мА;   Литва – мамитэ;  

      Болгария - мамо, майка;   Швеция –мур;   Украинский – мати, мамо;

      Греческий – митэра, мана.

  1. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

-  На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я бы похвалил себя за …

- После урока мне захотелось …

- Сегодня я сумел …

   8.  Подведение итогов урока.

- Какое произведение мы читали на уроке?

- Кто его автор?

- Чему автор нас учит?

9. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

15 апреля родилась Эмма Мошковская | АртЛит Клуб

Эмма Эфраимовна Мошковская

(1926-1981)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Е.Благинина-Посидим в тишине.Я маму свою обидел"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Е.Благинина "Посидим в тишине", "Я маму свою обидел"Цели урока: продолжить знакомство уч-ся с произведениями о маме;развивать навыки выразительного чтени...

Конспект урока литературного чтения «Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»Планируемые  результатыПредметные:знать биографию Э. Мошковской;уметь анализирова...

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Еще мама» 3класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: знакомство учащихся с произведением   А.П.Платонова  «Цветок на земле», формирование навыков выразительного чтенияПланируемые результатыПредметные:Знать: ...

Конспект урока литературного чтения Э. Мошковская «Я маму мою обидел» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Э. Э. Мошковской, со стихотворением «Я маму мою обидел»; совершенствование навыка осознанного и выразительного чт...

Конспект урока по литературному чтению А. Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство детей с новым произведением А. Платонова «Еще мама». Планируемые результаты:Предметные: уметь определять главную мысль произведения, рассказывать...