Конспект урока чтения в 1 классе Тема урока: «Звуки [л], [л,], буквы Л, л.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_l.doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 1 классе
Тема урока: «Звуки [л], [л,], буквы Л, л.»
Цель урока: познакомить с согласным звуком [л] и [л'] буквами Л, л;
Задачи урока:
учить чтению буквы, чтению слогов, слов с новой буквой;
воспитывать любовь к животным и растениям и бережное отношение к ним;
развивать речь, мышление, память, воображение.
Оборудование: буквенная лента, схемы слова, печатная и прописная буквы (карточка), слоговые карточки с буквой л, лист для выщипывания буквы, проволока для конструирования, разрезная азбука алфавит, картинки с изображением лисы, лося, лукошка, лаптя, слоговая таблица, тетрадь для печатания букв, учебник.
Ход урока.
1. Повторение ранее изученного
1.1. Работа с буквенной лентой.
– Урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)
– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)
– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)
– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)
– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)
– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)
– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)
– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)
– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных звуков читаются твердо и мягко.)
– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)
– Почему? (Есть буквы согласных, которые читаются только твердо или только мягко.)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только мягко. (й, ч)
– Назовите буквы согласных, которые читаются только твердо. (ж, ш)
– Когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят буквы гласных 1-го ряда или они находятся в конце слова.)
– Когда буквы согласных читаются мягко? (Если после них стоят буквы гласных 2-го ряда или буква мягкий знак.)
– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)
- Что обозначает буква мягкий знак? Почему буквы согласных пишутся в два ряда? (Потому что буквы согласных верхнего ряда обозначают голос и шум одновременно, их называют звонкими. Звуки в нижнем ряду обозначают больше шума, их называют глухими.)
- Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, й, б, в, г, д, ж, з)
- Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, ш, с, х, ч)
- Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, ж – ш, з – с)
- Прочитай те непарные звонкие. (н, м, л, р, й)
- Прочитайте непарные глухие. (х, ч)
1.2. Работа со слоговыми таблицами
а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).
- Прочитайте буквы гласных… Прочитайте буквы согласного [с] (показывает указкой).
- Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет эта буква. (Два.)
- Какие? (Вариант твердого чтения [с] и вариант мягкого чтения [с’].)
- А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами.
б) составление слов из слогов
2. Работа со звуком [л] и [л']
2.1. Слоговой анализ опорного слов «лиса»
(картинка с изображением лисы вывешивается на доску)
- Произнесите слово «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)
- Произнесите первый слог. (ли-)
- Из чего состоит первый слог? (Из слияния твердого согласного с гласным.)
- Составьте схему первого слога.
- Произнесите второй слог. (-са)
- Из чего состоит второй слог? (Из слияния мягкого согласного с гласным.)
- Составьте схему второго слога.
- Произнесите все слово «лиса» и определите, какой слог ударный. (Второй.)
- Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)
- Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.
2. Выделение, артикулирование и характеристика звуков [л] и [л']
Оформление доски
- Произнесите слово «лиса»… Произнесите в слове последний звук, определите, гласный он или согласный. (Гласный.)
- Почему гласный? (Потому что при произнесении звук [а] тянется.)
- Произнесите звук [л] ⎝ [л'] , определите, какой он. (Сонорный .)
- Каким является звук [л] ⎝ [л'] – твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый и мягкий.)
- Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуков [л] ⎝ [л'] . (Согласный, сонорный, твердый или мягкий.)
2.3. Упражнения в различении звуков [л] ⎝ [л']
а) соотнесение звуков [л] ⎝ [л'] с его семантическим изображением
(учитель называет звуки [л] ⎝[л'] , дети показывают карточку синего цвета)
б) нахождение звука в словах, подобранных учителем
- Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звуки [л] ⎝ [л'] , а вам нужно их отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звуки [л] ⎝⎣⎝ [л'] . (Слова: сабля, цапля, лукошко, насос, солнце, золото, кольцо, лапти)
в) нахождение звуков [л] и [л'] в словах по изображениям «Кто внимательнее»
- Назовите, что изображено на картинках. (лиса, лось, лукошко, лапоть,) Я буду указывать на картинку. Если в названии рисунка есть звуки [л] ⎝ [л'], покажите карточку синего цвета.
г) нахождение звуков [л] и [л'] в своей собственной речи
- Ребята, попробуйте сами спрятать звуки [л] ⎝ [л'] в словах.
(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звуки [л] ⎝[л'] )
д) нахождение изученных звуков в словах текста
- Запомните слова со звуками [л] ⎝[л'] , которые встретятся вам в сказке.
Что случилось с волком.
Блуждал по лесу голодный волк. И увидел он на колючей ёлочке пушистую белку. «Вот я её съем,— подумал волк и говорит белке: «Слезай, белочка, вниз, иди сюда. Мы с тобой покатаемся на лыжах. Улыбнулась белочка: «Не могу я пойти с тобой: у меня лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и лису на лыжную прогулку. «Ладно,— ответила ему лиса, — только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только её и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь.
3. Работа с буквами
3.1. Знакомство с буквами
- С каким звуками мы познакомились на уроке? (Со звуками [л] ⎝ [л'].)
- Звуки [л] ⎝ [л'] на письме обозначается буквой Л л.
- Сколько букв записано на карточке? (4)
- Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.)
- Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)
- Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)
- Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.)
- Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)
- Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.)
3.2. Упражнения на закрепление формы буквы:
а) на что похожа: стихи, картинки
Карандаш да карандаш - Буква Л — лесной шалаш. Л похожа на штаны, А штаны нам всем нужны! Циркуль Л напоминает - Это каждый школьник знает! |
- В алфавите есть у буквы Л определенное место, она расположилась между буквами К и М, 13 буква в алфавите – буква Л. На буквенной ленте она имеет тоже свое место, расположена на синем фоне, так как эта буква согласного, в верхнем ряду, потому что сонорная, при произнесении всегда звонкая. Звуки [л] ⎝ л'] непарные, твердый или мягкий.
Физкультминутка.
Давайте вспомним, как поют песню, когда не знают слов (ля-ля-ля). Предлагаю встать и спеть так песенку «Два весёлых гуся». Но делать мы будем это с движениями. В куплете мы будем держать руки на поясе и делать повороты, а в припеве весело хлопать в ладоши и ставить ножку на пяточку. Согласны?
б) нахождение изучаемой буквы среди других букв
По глади оконной стекла
тяжёлая капля стекла.
Капля упала на синий цветок
и открыла один лепесток.
- Найдите букву Л.
в) конструирование или выщипывание
(из проволоки конструируется буква Л, л; из бумаги выщипывается буква Л, л под руководством учителя)
г) печатание
- Сегодня мы научимся печатать буквы Л и л.
(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в теради в крупную клетку: Л – 3 раза, л – 3 раза)
4. Обучение чтению
4.1. Чтение буквы
- Какую букву мы печатали? (Л, л)
- А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)
- Какие звуки зашифровала буква Л? (Звуки [л] твердый и звук [л'] мягкий.)
4.2. Обучение чтению слогов
а) по буквенной ленте
- Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет буква Л? (Два.)
- Давайте подружим букву Л с гласными. А поможет нам в этом буквенная лента. Посмотрите, к какому гласному я подношу букву, а вы назовите гласный звук и слог, который получается.
б) по слоговым карточкам
в) по слоговой таблице
(читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)
г) чтение с договариванием до целого слова
Игра «Слоговой аукцион».
- Придумайте слова, оканчивающиеся на -ла (зола, игла, акула, метла); на -ли (угли, мюсли); на -ло (мыло, крыло, зубило).
д) чтение слогов по учебнику в парах
е) выборочное чтение (проверка)
(учитель называет слова, учащиеся называют слог хором:
лыжи – лы, лиана – ли, люк – лю, ляпы – ля, лед – ле, лапа – ла, лупа — лупа, лошадь — ло, лес — ле, моль - ль)
4.3. Обучение чтению слов
а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)
- Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова.
(на доске столбики слов)
лапа село
лак кол
лист моль
люк клепка
клоп полка
- Как читается буква «л» перед буквой «е»? (мягко).
- Где находится буква «л» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов).
б) выборочное чтение на основе графического анализа
- Прочитайте слова с буквой «л» в слиянии с буквой гласного (вне слияния).
в) выборочное чтение на основе лексического анализа слова
- Прочитайте слова, которые называют родственников.
4.4. Обучение чтению текста
а) подготовка к чтению текста
- Посмотрите на страницу 174. Что изображенио на рисунке? (Арена цирка)
- Каких участников представления вы узнали? (Клоуны, жонглер, эквилибрист, наездница, дрессированные животные).
б) черновое чтение (с.175)
- Прочитайте предложения шепотом.
в) анализирующее чтение
(чтение текста по предложениям)
- Прочитайте предложения о тех животных, которых вы видите на картинке.
- Прочитайте предложения о животном, изображения которого нет на картинке.
- Найдите предложение, передающее отношение автора к цирку. Обратите внимание на знак в конце предложения.
г) черновое чтение (с.176)
- Переверните страницу, самостоятельно прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.
д) проверка восприятия
- О каких дрессированных животных пишет Самуил Яковлевич? (Медведь, слон, морская черепаха).
е) анализирующее чтение
- Найдите предложение, в котором говорится о том, чему люди обучили медведя и морскую черепаху?
- Как назван слон в стихотворении?
- В чем заключается работа канатоходца и жонглера? Можно ли жонглировать и идти по канату одновременно? Прочитайте предложении о нем.
е) образцовое чтение
- А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать?
5. Упражнения в развитии речи и мышления.
5.1. составление слова из букв:
- Составьте слово из букв, напечатанных на доске: КЕЦВОТ (Цветок).
- Что называется словом «цветок». (Растение. Часть растения.)
5.2. Составление рассказа по сюжетной картинке
(картинка вывешивается на доску)
- Кого вы видите на картинке? (Двух девочек).
- Чем они заняты? (Ухаживают за клумбой с цветами).
- Составьте рассказ об этих девочках.
- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей).
5.3. Разучивание стихотворения
- Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски).
Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
- О чем это стихотворение? (О бережном отношении к природе).
- К чему призывает автор каждого из нас? ( Беречь свою планету).
- Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.
6. Языковая и орфографическая пропедевтика
- Прочитайте предложение: Ласточки летают низко.
- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Ласточки – начало предложения.)
- Прочитайте предложение.
- Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Ласточки летают низко!)
- Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Ласточки летают низко?)
- Какие еще знакомые виды орфограмм вам встретились в этом предложении? (Слова пишутся раздельно, ставится знак конца предложени).
- Найдите слова с безударными гласными звуками. (Ласточки, летают, низко).
7. Итого урока
- Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [л] ⎝ [л'].)
- Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, сонорный, твердый или мягкий, непарный)
- Сколько вариантов чтения имеют эти звуки [л] ⎝ [л']? (Два.)
- С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Л», «л».)
- Молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте по теме Тема: Звуки [г] [г \'], буквы Г, г
Данная разработка содержит конспект урока обучения грамоте по УМК "Перспектива"...
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Звуки [г ] , [г `], буквы Г,г.
Разработка урока в период обучения грамоте. Знакомство со звуками [г ], [г ] и буквами Г,г....
конспект урока для 1 класса. Тема: «Твёрдый согласный звук ц. Буквы Ц, ц»
Познакомить учащихся с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами....
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»...
Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"
Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....
Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".
Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...
Конспект урока чтения 3 класс Тема урока: И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» школа 8 вида
Урок чтение 3 классТема урока: И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» Цель: формирование навыка осознанного, правильного чтенияЗадачи: ...