Конспект урока чтения в 1 классе Тема урока: «Звуки [л], [л,], буквы Л, л.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мазяркина Елена Владимировна
Конспект урока чтения в 1 классе Тема урока: «Звуки [л], [л,], буквы Л, л.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_l.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 1 классе

Тема урока: «Звуки [л], [л,], буквы  Л, л.»

Цель урока: познакомить с согласным звуком [л] и [л'] буквами Л, л;

Задачи урока:

учить чтению буквы, чтению слогов, слов с новой буквой;

воспитывать любовь к животным и растениям и бережное отношение к ним;

развивать речь, мышление, память, воображение.

Оборудование: буквенная лента, схемы слова, печатная и прописная буквы (карточка), слоговые карточки с буквой л, лист для выщипывания буквы, проволока для конструирования, разрезная азбука алфавит, картинки с изображением лисы, лося, лукошка, лаптя, слоговая таблица, тетрадь для печатания букв, учебник.

Ход урока.

1. Повторение ранее изученного

1.1. Работа с буквенной лентой.

– Урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)

– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)

– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)

– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)

– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)

– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)

– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)

– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)

– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных звуков читаются твердо и мягко.)

– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)

– Почему? (Есть буквы согласных, которые читаются только твердо или только мягко.)

– Назовите буквы согласных, которые читаются только мягко. (й, ч)

– Назовите буквы согласных, которые читаются только твердо. (ж, ш)

– Когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят буквы гласных 1-го ряда или они находятся в конце слова.)

– Когда буквы согласных читаются мягко? (Если после них стоят буквы гласных 2-го ряда или буква мягкий знак.)

– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)

  • Что обозначает буква мягкий знак? Почему буквы согласных пишутся в два ряда? (Потому что буквы согласных верхнего ряда обозначают голос и шум одновременно, их называют звонкими. Звуки в нижнем ряду обозначают больше шума, их называют глухими.)
  • Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, й, б, в, г, д, ж, з)
  • Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, ш, с, х, ч)
  • Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, ж – ш, з – с)
  • Прочитай        те непарные звонкие. (н, м, л, р, й)
  • Прочитайте непарные глухие. (х, ч)

1.2. Работа со слоговыми таблицами

а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).

  • Прочитайте буквы гласных… Прочитайте буквы согласного [с] (показывает указкой).
  • Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет эта буква. (Два.)
  • Какие? (Вариант твердого чтения [с] и вариант мягкого чтения [с’].)
  • А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами.

б) составление слов из слогов

2. Работа со звуком [л] и [л']

2.1. Слоговой анализ опорного слов «лиса»

(картинка с изображением лисы вывешивается на доску)

  • Произнесите слово «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)
  • Произнесите первый слог. (ли-)
  • Из чего состоит первый слог? (Из слияния твердого согласного с гласным.)
  • Составьте схему первого слога.

  • Произнесите второй слог. (-са)
  • Из чего состоит второй слог? (Из слияния мягкого согласного с гласным.)
  • Составьте схему второго слога.

  • Произнесите все слово «лиса» и определите, какой слог ударный. (Второй.)
  • Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)
  • Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.

2. Выделение, артикулирование и характеристика звуков [л] и [л']

Оформление доски

  • Произнесите слово «лиса»… Произнесите в слове последний звук, определите, гласный он или согласный. (Гласный.)
  • Почему гласный? (Потому что при произнесении звук [а] тянется.)

  • Произнесите звук [л] ⎝ [л'] , определите, какой он. (Сонорный .)
  • Каким является звук [л] ⎝ [л'] – твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый и мягкий.)
  • Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуков [л] ⎝ [л'] . (Согласный, сонорный, твердый или мягкий.)

2.3. Упражнения в различении звуков [л] ⎝ [л'] 

а) соотнесение звуков [л] ⎝ [л']  с его семантическим изображением

(учитель называет звуки [л] ⎝[л']  , дети показывают карточку синего цвета)

б) нахождение звука в словах, подобранных учителем

  • Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звуки [л] ⎝ [л'] , а вам нужно их отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звуки [л] ⎝⎣⎝ [л'] . (Слова: сабля, цапля, лукошко, насос, солнце, золото, кольцо, лапти)

в) нахождение звуков [л]  и [л'] в словах по изображениям «Кто внимательнее»

  • Назовите, что изображено на картинках. (лиса, лось, лукошко, лапоть,) Я буду указывать на картинку. Если в названии рисунка есть звуки [л] ⎝ [л'], покажите карточку синего цвета.

г) нахождение звуков [л]  и [л'] в своей собственной речи

  • Ребята, попробуйте сами спрятать звуки [л] ⎝ [л'] в словах.

(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звуки [л] ⎝[л'] )

д) нахождение изученных звуков в словах текста

  • Запомните слова со звуками [л] ⎝[л'] , которые встретятся вам в сказке.

Что случилось с волком.

Блуждал по лесу голодный волк. И увидел он на колючей ёлочке пушистую белку. «Вот я её съем,— подумал волк и говорит белке: «Слезай, белочка, вниз, иди сюда. Мы с тобой покатаемся на лыжах. Улыбнулась белочка: «Не могу я пойти с тобой: у меня лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и лису на лыжную прогулку. «Ладно,— ответила ему лиса, — только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только её и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь.

3. Работа с буквами

3.1. Знакомство с буквами

  • С каким звуками мы познакомились на уроке? (Со звуками [л] ⎝  [л'].)
  • Звуки [л] ⎝ [л']  на письме обозначается буквой Л л.

  • Сколько букв записано на карточке? (4)
  • Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.)
  • Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)
  • Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)
  • Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.)
  • Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)
  • Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.)

3.2. Упражнения на закрепление формы буквы:

а) на что похожа: стихи, картинки

Карандаш да карандаш -

Буква Л — лесной шалаш.

Л похожа на штаны,

А штаны нам всем нужны!

Циркуль Л напоминает -

Это каждый школьник знает!

  • В алфавите есть у буквы Л определенное место, она расположилась между буквами К и М, 13 буква в алфавите – буква Л. На буквенной ленте она имеет тоже свое место, расположена на синем фоне, так как эта буква согласного, в верхнем ряду, потому что сонорная, при произнесении всегда звонкая. Звуки [л] ⎝ л'] непарные, твердый или мягкий.

Физкультминутка.

 Давайте вспомним, как поют песню, когда не знают слов (ля-ля-ля). Предлагаю встать и спеть так песенку «Два весёлых гуся». Но делать мы будем это с движениями. В куплете мы будем держать руки на поясе и делать повороты, а в припеве весело хлопать в ладоши и ставить ножку на пяточку. Согласны? 

б) нахождение изучаемой буквы среди других букв

По глади оконной стекла

тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

и открыла один лепесток.

  • Найдите букву Л.

в) конструирование или выщипывание

(из проволоки конструируется буква Л, л; из бумаги выщипывается буква Л, л под руководством учителя)

г) печатание

  • Сегодня мы научимся печатать буквы Л и л.

(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в теради в крупную клетку: Л – 3 раза, л – 3 раза)

4. Обучение чтению

4.1. Чтение буквы

  • Какую букву мы печатали? (Л, л)
  • А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)
  • Какие звуки зашифровала буква Л? (Звуки [л] твердый и звук [л']  мягкий.)

4.2. Обучение чтению слогов

а) по буквенной ленте

  • Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет буква Л? (Два.)
  • Давайте подружим букву Л с гласными. А поможет нам в этом буквенная лента. Посмотрите, к какому гласному я подношу букву, а вы назовите гласный звук и слог, который получается.

б) по слоговым карточкам

в) по слоговой таблице

(читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)

г) чтение с договариванием до целого слова

Игра «Слоговой аукцион».

  • Придумайте слова, оканчивающиеся на -ла (зола, игла, акула, метла); на -ли (угли, мюсли); на -ло (мыло, крыло, зубило).

д) чтение слогов по учебнику в парах

е) выборочное чтение (проверка)

(учитель называет слова, учащиеся называют слог хором:

лыжи – лы, лиана – ли, люк – лю, ляпы – ля, лед – ле, лапа – ла, лупа — лупа, лошадь — ло, лес — ле, моль - ль)

4.3. Обучение чтению слов

а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)

  • Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова.

(на доске столбики слов)

лапа                         село

лак                           кол

лист                         моль

люк                          клепка

клоп                         полка

  • Как читается буква «л» перед буквой «е»? (мягко).
  • Где находится буква «л» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов).

б) выборочное чтение на основе графического анализа

- Прочитайте слова с буквой «л» в слиянии с буквой гласного (вне слияния).

в) выборочное чтение на основе лексического анализа слова

- Прочитайте слова, которые  называют родственников.

4.4. Обучение чтению текста

а) подготовка к чтению текста

- Посмотрите на страницу 174. Что изображенио на рисунке? (Арена цирка)

- Каких участников представления вы узнали? (Клоуны, жонглер, эквилибрист, наездница, дрессированные животные).

б) черновое чтение (с.175)

- Прочитайте предложения шепотом.

в) анализирующее чтение

(чтение текста по предложениям)

  • Прочитайте предложения о тех животных, которых вы видите на картинке.
  • Прочитайте предложения о животном, изображения которого нет на картинке.
  • Найдите предложение, передающее отношение автора к цирку. Обратите внимание на знак в конце предложения.

г) черновое  чтение (с.176)

- Переверните страницу, самостоятельно прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.

д) проверка восприятия

- О каких дрессированных животных пишет Самуил Яковлевич? (Медведь, слон, морская черепаха).

е) анализирующее чтение

- Найдите предложение, в котором говорится о том, чему люди обучили медведя и морскую черепаху?

- Как назван слон в стихотворении?

- В чем заключается работа канатоходца и жонглера? Можно ли жонглировать и идти по канату одновременно? Прочитайте предложении о нем.

е) образцовое чтение

  • А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать?

5. Упражнения в развитии речи и мышления.

5.1. составление слова из букв:

- Составьте слово из букв, напечатанных на доске: КЕЦВОТ (Цветок).

- Что называется словом «цветок». (Растение. Часть растения.)

5.2. Составление рассказа по сюжетной картинке

(картинка вывешивается на доску)

- Кого вы видите на картинке? (Двух девочек).

- Чем они заняты? (Ухаживают за клумбой с цветами).

- Составьте рассказ об этих девочках.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей).

5.3. Разучивание стихотворения

- Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски).

Я. Аким 

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

- О чем это стихотворение? (О бережном отношении к природе).

- К чему призывает автор каждого из нас? ( Беречь свою планету).

- Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.

6. Языковая и орфографическая пропедевтика

  • Прочитайте предложение: Ласточки летают низко.
  • Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Ласточки  – начало предложения.)
  • Прочитайте предложение.
  • Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Ласточки летают низко!)
  • Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Ласточки летают низко?)
  • Какие еще знакомые виды орфограмм вам встретились в этом предложении? (Слова пишутся раздельно, ставится знак конца предложени).
  • Найдите слова с безударными гласными звуками. (Ласточки, летают, низко).

7. Итого урока

  • Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [л] ⎝ [л'].)
  • Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, сонорный, твердый или мягкий, непарный)
  • Сколько вариантов чтения имеют эти звуки [л] ⎝ [л']? (Два.)
  • С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Л», «л».)
  • Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме Тема: Звуки [г] [г \'], буквы Г, г

Данная разработка содержит конспект урока обучения грамоте по УМК "Перспектива"...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Звуки [г ] , [г `], буквы Г,г.

Разработка урока в период обучения грамоте. Знакомство со  звуками  [г  ], [г  ] и буквами Г,г....

конспект урока для 1 класса. Тема: «Твёрдый согласный звук ц. Буквы Ц, ц»

Познакомить учащихся с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»...

Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"

Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...

Конспект урока чтения 3 класс Тема урока: И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» школа 8 вида

Урок чтение 3 классТема урока:  И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»     Цель:     формирование навыка осознанного, правильного чтенияЗадачи: ...