Технологическая карта урока литературного чтения Е.И.Чарушин "Теремок", 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Зима Валентина Владимировна

Технологическая карта урока литературного чтения Е.И.Чарушин "Теремок", 1 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чарушин «Теремок»

Цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Учить анализу поступков героев, чувств и мыслей действующих лиц, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать мышление и речь учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты :

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

ЛичностныеУУД: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные :

Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные УУД: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: коллективная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Материально-техническое обеспечение: выставка книг со сказками (народными и авторскими), иллюстрации к сказке «Теремок»,  рисунки с изображением героев сказки, словарь С.И.Ожегова, презентация, экран, компьютер, проектор.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание заданий

( для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I . Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нет проку.

Садитесь!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Личностные УУД:внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»

II. Речевая размин-ка.

- Прочитайте скороговорку медленно.

-какой звук здесь чаще встречается?

-а теперь почитайте увеличивая темп.

-прочитайте  весело, грустно.

Читают :

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое… Кто это- гном?

Шшш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Уметь: правильно и выразительно читать

Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя

Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

III. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- У вас на столах знакомые вам листы самооценки, на нем солнышко без лучиков, за каждый вид работы на уроке, за каждый правильный ответ, вы будете рисовать один лучик.

-Поднимите руки, кто любит читать книги.

-А какие книги вам больше всего нравится читать?

-Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске?

RСКYАЗVКLИW

- Как вы расшифровали эту запись?

-Какое слово получилось?

-Сформулируйте тему урока.

О чем -то скрипит половица,

И спится и опять мне не спится.

Присев на кровать у подушки,

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрепит половица

По комнате ходит сказка.

-А что такое сказка?

-Вы называете признаки сказки.

-А какие сказки вы знаете?

Слушают учителя . Отвечают на вопросы.

Сказки, энциклопедии, приключения и т.д

Отгадывают зашифрованную запись

Сказка

Будем говорить о сказках, будем учиться читать сказку выразительно, отвечать на вопросы.

Выдумка, фантазия, в сказке есть волшебство, превращения…

Знать: определение слова «сказка»

Знать: название известных сказок.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30)

- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»?  

Верно, сказки появились давно, когда сказки детям рассказывали, хотели донести до них добро, уважение к старшим, трудолюбие…

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

- Ребята, обратите внимание на выставку книг, на обложки. На всех ли книгах есть авторы? Почему, как вы думаете? 

-Авторскую сказку кто пишет?

-Подберите синоним к слову автор.

-А кто пишет народные сказки? 

У каждого народа есть свои сказки. Но все они учат добру.

Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

В сказках много вымысла, но они учат быть добрыми, честными, сильными, справедливыми, храбрыми

Мудрость народа, его мечты и желания.

Есть авторские и народные

Автор.

Писатель.

Не известно кто её придумал

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок .

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Личностные УУДуметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

КоммуникативныеУУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Познавательные УУДуметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Физминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.

А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.

Крутят головой

Качают дерево

Вертятся в перевалочку.

Наклон вперед.

Приседают.

Поднять руки вверх

V. Реализация построенного проекта

VI.

Зрит.гимнастика

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на урок

Чтобы узнать в какую же сказку мы сегодня попадем, отгадайте загадки:

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я без оглядки,

Кто я-угадай-ка!

Ну, конечно,……

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? …

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки 

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Что это? …

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты, 

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

-Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? 

-Конечно, это сказка «Теремок», а как вы думаете это сказка народная или ее написал автор? 

-Не забывайте себя оценивать!

-Давайте мы её вспомним.(инсценировка сказки)

-Молодцы! Существует много вариантов этой сказки, в них разные животные, в одной сказке медведь пришел и разрушил Теремок, он в сказке так себя и назвал : Я , Мишка, всех давишка и звери все убежали в лес. В этой сказке  медведь и звери выстроили новый Теремок, лучше прежнего, и дружно в нем стали жить.

Эту сказку пересказывали и многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую, пересказал Евгений Иванович Чарушин.

-Вы слышали имя фамилию этого автора? Где?

-Чарушин Е. И. (1901 - 1965) С самого детства его окружала живая природа, дом в котором вырос писатель, был с огромным садом, во дворе, как в маленьком зоопарке росли поросята, кролики, цыплята и птицы. Родители лечили и выхаживали их. Понятно, что в таком доме —мог вырасти только добрый, отзывчивый, любящий животных мальчик. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал к ним картинки. Он рос

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге. Там он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать, издал десятки своих книг, продолжая при этом рисовать в своих книгах и для других детских писателей — Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Мир животных — был и его миром, вот почему его рисунки  такие живые, яркие.

1.Чтение сказки учителем.

-Понравилась сказка?

- Что в сказке понравилось?

- Какие герои появляются в сказке? Найдите и прочитайте их имена в том порядке в котором они появлялись.

-Объясните значение слова «увёртыш».

2.Чтение продолжения сказки учителем.

-У этой сказки есть продолжение. Хотите услышать? Я вам дочитаю эту сказку до конца. А вы запомните и скажите, каких героев можно добавить в этот список?

3.Творческая работа.

- Ребята, предлагаю придумать новый конец сказки.

-Обычные ли у них имена или особенные?

-Верно, особенные у них имена? Что в них особенного?

-Чем эта сказка отличается от народной?

Выполним гимнастику для глаз.

4. Подготовка к чтению обучающихся.

-Прежде чем вы начнете  читать сказку, давайте прочитаем слова из сказки сначала по слогам, потом целым словом.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке –         в теремочке

не-вы-со-ком –         невысоком

не от-ве-ча-ет –         не отвечает

рас-пе-вать –         распевать

у-вёр-тыш –         увёртыш

за-бра-лась –         забралась

При чтении интонацией выделяйте паузы, знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки, паузу. С какой интонацией?

  - Ребята, а можно ли наш вариант сказки закончить словами «Хорошо всё то, что хорошо кончается»?

Почему?

-Какую пословицу можно подобрать к  ней?

• В тесноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

- Какую сказку мы сегодня читали? 

- Кто ее автор? 

- А назовите действующих лиц? 

-Как жили звери? В чем заключалась их дружба?

- Чему учит эта сказка?

- Вы молодцы, очень хорошо поработали. У вас на столах лежат листы самооценки, посчитайте, сколько лучиков нарисовали.. У кого больше всего? У кого меньше всего? Как ты думаешь почему?

-Дорисуйте солнышко, изобразив свое настроение к концу урока.

Отгадывают

Зайка

Лиса

Лягушка

Мышки

Волк

Медведь

Теремок

Народная

Дети инсценируют народную сказку «Теремок».

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увертыш, лисичка-сестричка.

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

.

Волк из-за кустов хватыш, медведь тяпыш, ляпыш.

Дети придумывают свои варианты

Указывают либо на их внешность, либо особенности передвижения.

У Чарушина много рифмы, в народной медведь не специально раздавил домик, героев звали по другому.

Веселой

 Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех.

В тесноте, да не в обиде

Чарушин

Дружно

Быть гостеприимными, дружелюбными, учились понимать друг друга, вместе жить лучше, удобнее, веселее, легче.

Дорисовывают и вывешивают на доску

Знать: название сказки, новый жанр литературного произведения.

Уметь: восстанавливать последовательность событий. Участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Принцесса Лгунья" 3 класс УМК "Гармония" ФГОС

Дана разработка урока литературного чтения в соответствии ФГОС...

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 «Г» классе

Дидактическое обоснование1.     Учебник «Литературное чтение», автор  Чуракова  Н.А.2.     Тема урока:  «На пути в Волшебный ле...

Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся 4 класса (ОВЗ) по теме "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""

Технологическая карта урока Учитель: Коробова Виктория ВладимировнаПредмет: Литературное чтениеКласс: 4 класс. Обучающиеся с ОВЗТема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Тип урок...

Технологическая карта урока Литературного чтения Чудеса случаются 2 класс

Технологическая карта урока Литературного чтения Чудеса случаются 2 класс УМК Перспектива Первый вводный урок раздела Чудеса случаются с Презентацией...