Технологическая карта урока литературного чтения Е.И.Чарушин "Теремок", 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения Е.И.Чарушин "Теремок", 1 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Чарушин «Теремок»
Цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Учить анализу поступков героев, чувств и мыслей действующих лиц, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать мышление и речь учащихся.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты :
Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.
ЛичностныеУУД: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Метапредметные :
Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные УУД: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Формы и методы обучения: коллективная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Материально-техническое обеспечение: выставка книг со сказками (народными и авторскими), иллюстрации к сказке «Теремок», рисунки с изображением героев сказки, словарь С.И.Ожегова, презентация, экран, компьютер, проектор.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание заданий ( для обучающихся) | Виды деятельности учащихся, формы организации работы | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | Виды УУД, характеристики | |||
I . Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нет проку. Садитесь! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя. | Личностные УУД:внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика» |
II. Речевая размин-ка. | - Прочитайте скороговорку медленно. -какой звук здесь чаще встречается? -а теперь почитайте увеличивая темп. -прочитайте весело, грустно. | Читают : Шорох, Шептанье, Шумок под окном, Шлёпанье лёгкое… Кто это- гном? Шшш! Там, за шторами, возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. | Уметь: правильно и выразительно читать | Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме |
III. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - У вас на столах знакомые вам листы самооценки, на нем солнышко без лучиков, за каждый вид работы на уроке, за каждый правильный ответ, вы будете рисовать один лучик. -Поднимите руки, кто любит читать книги. -А какие книги вам больше всего нравится читать? -Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске? RСКYАЗVКLИW - Как вы расшифровали эту запись? -Какое слово получилось? -Сформулируйте тему урока. О чем -то скрипит половица, И спится и опять мне не спится. Присев на кровать у подушки, Уже навострили ушки И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски, Тихонько скрепит половица По комнате ходит сказка. -А что такое сказка? -Вы называете признаки сказки. -А какие сказки вы знаете? | Слушают учителя . Отвечают на вопросы. Сказки, энциклопедии, приключения и т.д Отгадывают зашифрованную запись Сказка Будем говорить о сказках, будем учиться читать сказку выразительно, отвечать на вопросы. Выдумка, фантазия, в сказке есть волшебство, превращения… | Знать: определение слова «сказка» Знать: название известных сказок. Правильно формулировать ответы на вопросы | Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров. Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение |
IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30) - Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»? Верно, сказки появились давно, когда сказки детям рассказывали, хотели донести до них добро, уважение к старшим, трудолюбие… – Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания? - Ребята, обратите внимание на выставку книг, на обложки. На всех ли книгах есть авторы? Почему, как вы думаете? -Авторскую сказку кто пишет? -Подберите синоним к слову автор. -А кто пишет народные сказки? У каждого народа есть свои сказки. Но все они учат добру. | Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении В сказках много вымысла, но они учат быть добрыми, честными, сильными, справедливыми, храбрыми Мудрость народа, его мечты и желания. Есть авторские и народные Автор. Писатель. Не известно кто её придумал | Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок . Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки. | Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке. Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы. уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам. КоммуникативныеУУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства. Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности. Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. |
Физминутка | Медвежата в чаще жили, Медвежата мед искали, Вперевалочку ходили А потом они плясали, | Крутят головой Качают дерево Вертятся в перевалочку. Наклон вперед. Приседают. Поднять руки вверх | ||
V. Реализация построенного проекта VI. Зрит.гимнастика VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи IX. Этап рефлексии учебной деятельности на урок | Чтобы узнать в какую же сказку мы сегодня попадем, отгадайте загадки: Хвост короче уха, Быстрые повадки. Мчусь я без оглядки, Кто я-угадай-ка! Ну, конечно,…… Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её? … На лугу по кочкам Прыгают листочки! Выпуклые глазки И кривые лапки. Только где же ушки?! Что это? … Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Черненькие глазки, Остренькие зубки. Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Зимой спит, Летом ульи ворошит. -Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? -Конечно, это сказка «Теремок», а как вы думаете это сказка народная или ее написал автор? -Не забывайте себя оценивать! -Давайте мы её вспомним.(инсценировка сказки) -Молодцы! Существует много вариантов этой сказки, в них разные животные, в одной сказке медведь пришел и разрушил Теремок, он в сказке так себя и назвал : Я , Мишка, всех давишка и звери все убежали в лес. В этой сказке медведь и звери выстроили новый Теремок, лучше прежнего, и дружно в нем стали жить. Эту сказку пересказывали и многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую, пересказал Евгений Иванович Чарушин. -Вы слышали имя фамилию этого автора? Где? -Чарушин Е. И. (1901 - 1965) С самого детства его окружала живая природа, дом в котором вырос писатель, был с огромным садом, во дворе, как в маленьком зоопарке росли поросята, кролики, цыплята и птицы. Родители лечили и выхаживали их. Понятно, что в таком доме —мог вырасти только добрый, отзывчивый, любящий животных мальчик. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал к ним картинки. Он рос Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге. Там он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать, издал десятки своих книг, продолжая при этом рисовать в своих книгах и для других детских писателей — Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Мир животных — был и его миром, вот почему его рисунки такие живые, яркие. 1.Чтение сказки учителем. -Понравилась сказка? - Что в сказке понравилось? - Какие герои появляются в сказке? Найдите и прочитайте их имена в том порядке в котором они появлялись. -Объясните значение слова «увёртыш». 2.Чтение продолжения сказки учителем. -У этой сказки есть продолжение. Хотите услышать? Я вам дочитаю эту сказку до конца. А вы запомните и скажите, каких героев можно добавить в этот список? 3.Творческая работа. - Ребята, предлагаю придумать новый конец сказки. -Обычные ли у них имена или особенные? -Верно, особенные у них имена? Что в них особенного? -Чем эта сказка отличается от народной? Выполним гимнастику для глаз. 4. Подготовка к чтению обучающихся. -Прежде чем вы начнете читать сказку, давайте прочитаем слова из сказки сначала по слогам, потом целым словом. ос-та-но-ви-лась – остановилась в те-ре-моч-ке – в теремочке не-вы-со-ком – невысоком не от-ве-ча-ет – не отвечает рас-пе-вать – распевать у-вёр-тыш – увёртыш за-бра-лась – забралась При чтении интонацией выделяйте паузы, знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки, паузу. С какой интонацией? - Ребята, а можно ли наш вариант сказки закончить словами «Хорошо всё то, что хорошо кончается»? Почему? -Какую пословицу можно подобрать к ней? • В тесноте, да не в обиде. • Знает сорока, где зиму зимовать. • Согласие крепче каменных стен. - Какую сказку мы сегодня читали? - Кто ее автор? - А назовите действующих лиц? -Как жили звери? В чем заключалась их дружба? - Чему учит эта сказка? - Вы молодцы, очень хорошо поработали. У вас на столах лежат листы самооценки, посчитайте, сколько лучиков нарисовали.. У кого больше всего? У кого меньше всего? Как ты думаешь почему? -Дорисуйте солнышко, изобразив свое настроение к концу урока. | Отгадывают Зайка Лиса Лягушка Мышки Волк Медведь Теремок Народная Дети инсценируют народную сказку «Теремок». Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увертыш, лисичка-сестричка. Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности. . Волк из-за кустов хватыш, медведь тяпыш, ляпыш. Дети придумывают свои варианты Указывают либо на их внешность, либо особенности передвижения. У Чарушина много рифмы, в народной медведь не специально раздавил домик, героев звали по другому. Веселой Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех. В тесноте, да не в обиде Чарушин Дружно Быть гостеприимными, дружелюбными, учились понимать друг друга, вместе жить лучше, удобнее, веселее, легче. Дорисовывают и вывешивают на доску | Знать: название сказки, новый жанр литературного произведения. Уметь: восстанавливать последовательность событий. Участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания. Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Принцесса Лгунья" 3 класс УМК "Гармония" ФГОС
Дана разработка урока литературного чтения в соответствии ФГОС...
Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс
Цели:- образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.- развивающая: сод...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 «Г» классе
Дидактическое обоснование1. Учебник «Литературное чтение», автор Чуракова Н.А.2. Тема урока: «На пути в Волшебный ле...
Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся 4 класса (ОВЗ) по теме "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Технологическая карта урока Учитель: Коробова Виктория ВладимировнаПредмет: Литературное чтениеКласс: 4 класс. Обучающиеся с ОВЗТема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Тип урок...
Технологическая карта урока Литературного чтения Чудеса случаются 2 класс
Технологическая карта урока Литературного чтения Чудеса случаются 2 класс УМК Перспектива Первый вводный урок раздела Чудеса случаются с Презентацией...
- Мне нравится (1)