Тема урока: Звук [б], [б’] и буквы «Б», «б’».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Куликова  Анна  Евгеньевна

Цель урока: познакомить с согласным звуком [б],[б’],и буквами Б, б.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв; закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных; умение составлять слова из слогов; развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков; знание функций строчных и письменных букв; закрепление знаний о форме новой печатной буквы; формирование умения читать отдельную букву; формирование умение читать слоги с новой буквой; формирование умения читать слова с новой буквой; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение находить изученные орфограммы.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст.

Метапредметные:

умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД).

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).

структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote_chteniya.doc387.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1 класс

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Звук [б], [б’] и буквы «Б», «б’».

Цель урока: познакомить с согласным звуком [б],[б’],и буквами Б, б.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв; закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных; умение составлять слова из слогов; развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков; знание функций строчных и письменных букв; закрепление знаний о форме новой печатной буквы; формирование умения читать отдельную букву; формирование умение читать слоги с новой буквой; формирование умения читать слова с новой буквой; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение находить изученные орфограммы.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст.

Метапредметные:

умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД).

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).

структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

  1. Организационный момент

- Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку?

Начинаем урок.

умение организовывать рабочее место (регулятивные УУД);

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (коммуникативные УУД)

II. Повторение ранее изученного

2.1. Работа с буквенной лентой.

–Мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)

– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)

– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)

– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)

– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)

– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)

– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных дают твердый и мягкий звуки.)

– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)

– Назовите буквы согласных, которые читаются только мягко. (й, ч)

– Назовите буквы согласных, которые читаются только твердо. (ж, ш)

– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)

  • Что обозначает буква мягкий знак? Почему буквы согласных пишутся в два ряда? (Потому что буквы согласных верхнего ряда обозначают голос и шум одновременно, их называют звонкими. Звуки в нижнем ряду обозначают больше шума, их называют глухими.)
  • Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, й, в, г, д, ж, з)
  • Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, ш, с, х, ч)
  • Прочитайте парные. (г – к, д – т, ж – ш, з – с)
  • Прочитай        те непарные звонкие. (н, м, л, р, й)
  • Прочитайте непарные глухие. (х, ч)

2.2. Работа со слоговыми таблицами

а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).

  • Прочитайте буквы гласных… Прочитайте буквы согласного [п] (показывает указкой).
  • Какие? (Вариант твердого чтения [п] и вариант мягкого чтения [п’].)

  • А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами. Кто догадался с какими? Можем ли мы составить план, по которому будем работать?

(Дети высказывают свои предположения).

знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв

закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных

структурирование знаний, анализ, синтез (познавательные УУД)

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД)

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, синтез (познавательные УУД)

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

III. Изучение нового звука [Б],[б’]

3.1. Слоговой анализ опорного слова «Барабан»

-Сам пустой, голос густой,Дробь отбивает, Шагать помогает...(барабан) (картинка с изображением барабана вывешивается на доску)

- Произнесите слово «барабан». Сколько слогов в слове «барабан»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (три.)

  • Произнесите первый слог. (ба-)

Составьте схему первого слога.

  • Произнесите второй слог. (ра)

- Произнесите третий слог (бан)

  • Составьте схему третьего  слога.

  • Произнесите все слово «барабан» и определите, какой слог ударный. (третий.)
  • Почему третий? (Потому что произносится с большей силой голоса.)

3.2. Выделение, артикулирование и характеристика звука [б]

Оформление доски

  • Произнесите слово «барабан»… Произнесите в слове первый звук, определите, гласный он или согласный. (Согласный.)

  • Произнесите звук [б],[б’] определите, звонкий он или глухой. (глухой.)

  • Каким является звук [б] [б’]– твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый и мягкий)

  • Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуку [б], [б’]. (Согласный, глухой, твердый.)

2.3. Упражнения в различении звука [б]

а) соотнесение звука [б], [б’] с его семантическим изображением

(учитель называет звук [б], [б’] дети показывают карточку синего цвета)

б) нахождение звука в словах, подобранных учителем

  • Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звук [б] [б’], а вам нужно его отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [б], [б’]. (Слова: сабля, цапля, ножницы, зубр, бубен, золото, кольцо.)

в) нахождение звука [б],[б’]в своей собственной речи

  • Ребята, попробуйте сами спрятать звук [б] [б’] в словах.

(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звук [б],[б’])

г) нахождение изученных звуков в словах текста

  • Запомните слова со звуком [б],[б’], которые встретятся вам в сказке.

Жила была скрипка у одного музыканта. Вместе жили они и выступали вместе. Однажды сломалась у скрипки струна. Музыкант даже чинить её не стал и убрал в чулан.

Сидит скрипка в чулане и грустит. Вдруг слышит голос:

- Кто здесь плачет?

- Я - скрипка, а ты кто? - отвечает скрипка.

- А я барабан, чулана хозяин. Меня сюда давно положили, потому я здесь и живу.

- А меня выкинули потому, что у меня струна порвалась...

- Слушай меня скрипка, давай выйдем из чулана и пойдем к людям и сами выступать?

- давай.

Нашла скрипка нитки и дала барабану, а тот ей дал струну. Починили они себя и вышли из чулана. Пока хозяин не видел они вышли на улицу и начали выступать. А люди все диву даются:

- Смотрите, скрипка сама на себе играет.

- А барабан, смотри что вытворяет.

Люди сразу им аплодировать и деньги давать начали. Вот они и стали богаче хозяина и пошли в замке жить.

развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова

развитие фонематического слуха; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков

развитие фонематического слуха

поиск и выделение необходимой информации; моделирование; анализ; синтез (познавательные УУД)

построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД);

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

(регулятивные УУД); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД)

нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст (личностные УУД)

IV. Знакомство с буквами

4.1. Знакомство с буквами

  • С каким звуком мы познакомились на уроке? (Со звуком [б].)
  • Звук [б] на письме обозначается буквой Б б.

  • Сколько букв записано на карточке? (4)
  • Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.)
  • Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)
  • Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)
  • Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.)
  • Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)
  • Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.)

4.2. Упражнения на закрепление формы буквы:

а) на что похожа: стихи, картинки

Буква Б б’

Внизу кружок

Точно с краником бочок.

в) конструирование или выщипывание

(из проволоки конструируется буква Б, б’; из бумаги выщипывается буква Б, б’ под руководством учителя)

г) печатание

  • Сегодня мы научимся печатать буквы Б и б’.

(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в теради в крупную клетку)

знание функций строчных и письменных букв

закрепление знаний о форме новой печатной буквы

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

V. Физкультминутка

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не пускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(2 раза декламируется, в первый раз дети стоят на одной ноге, во второй – на дргой)

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД)

VI. Обучение чтению

6.1. Чтение буквы

  • Какую букву мы печатали? (Б, б)
  • А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)
  • Какой звук зашифровала буква Б? (Звук [б] твердый.) Б’ (звук [б’] мягкий)

6.3. Обучение чтению слов

а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)

Давайте почитаем слова по слогам с буквой Б, б’

 Ба-ра-бан

Бу-бен

Бар-сук

Бам-бук

 (на доске столбики слов)

  • Как читается буква «б» перед буквой «е»? (Мягко).

б) выборочное чтение на основе графического анализа

- Прочитайте слова с буквой «б» в слиянии с буквой гласного (вне слияния).

6.4. Обучение чтению текста

а) подготовка к чтению текста

- Посмотрите на страницу 174. Что изображено на рисунке? (дети играют)

- Каких игрушки вы видите? (ведерко, савочек, грабельки, погремушку, барабан).

б) черновое чтение (с.175)

- Прочитайте предложения шепотом.

формирование умения читать отдельную букву

формирование умение читать слоги с новой буквой

формирование умения читать слова с новой буквой

формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД)

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (познавательные УУД)

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (познавательные УУД)

смысловое чтение (познавательные УУД); постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД)

VII. Упражнения в развитии речи и мышления.

7.1. составление слова из букв:

- Составьте слово из букв, напечатанных на доске: БНБНЕУ (БУБЕН).

- Что называется словом «БУБЕН». (музыкальный инструмент)

развитие воображения, развитие лексического строя речи

развитие связной речи

поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД); нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (личностные УУД)

VIII. Языковая и орфографическая пропедевтика

  • Прочитайте предложение: девочка играет в барабан
  • Прочитайте предложение.

умение находить изученные орфограммы

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

IX. Итого урока

  • Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [б].)
  • Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, звонкий, твердый, парный.)
  • Сколько вариантов чтения имеет этот звук [б],[б’]? (Всегда один.)
  • С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Б», «б’».)
  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Молодцы, ребята.

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

Обучение грамоте. Письмо.Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква к.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элем...

Урок чтения и письма в 1 классе. Тема урока: Звуки [б], [б] . Строчная буква б.

Урок разработан по системе "Школа 2100". втор учебника Бунеев Р.Н....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»

Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования понятий о сог...

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. Тема урока: Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж.

Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....