Урок чтения и письма в 1 классе. Тема урока: Звуки [б], [б] . Строчная буква б.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок разработан по системе "Школа 2100". втор учебника Бунеев Р.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_b.doc | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения и письма в 1 классе.
Тема урока: Звуки [б], [б] . Строчная буква б.
Цели:
- познакомить с новыми согласными звуками [б], [б’] и строчной буквой б;
- учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
- совершенствовать технику плавного слогового чтения;
- развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;
- воспитывать любовь к чтению, к природе.
Оборудование: слоговая таблица, схемы-человечков, сигнальные карточки, образец печатной буквы, разноцветные грибочки, карточки со словами, загадки на листочках, Презентация Power Point, компьютер, проектор, экран, диск с записью пения птиц.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
СЛАЙД (звенит звонок)
- Сначала пусть сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого звука.
-Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
- Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, дотроньтесь до плеча рукой, передайте рукой и глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы.
II. Повторение пройденного материала.
– Сегодня у нас День рождения новых звуков и новой буквы. Но вначале проведём разминку.
Дыхательная гимнастика.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем стоит много свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь разом задуть как можно больше свечек.
- Представьте, что осталось гореть три маленьких свечки. Сделайте глубоких вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу по отдельности.
- А теперь попробуйте задуть много маленьких свечек по отдельности, сделав максимальное количество коротких выдохов.
СЛАЙД
-На дне рождения дети обычно поют песенки. Посмотрите на детей и скажите, какие звуки произносят. (Гласные, т. к рот открыт и воздух выходит свободно.)
Работа по слоговой таблице с сигнальными карточками:
( 1 карточка: с одной стороны – синий кружок, с другой – зелёный, что соответствует твёрдости и мягкости звука;2 карточка: с одной стороны – жёлтый звонок, с другой – чёрный цилиндр, что соответствует звонкости и глухости звука.)
СЛАЙД:
| А | О | Ы | И |
Г | ГА | ГО | ГЫ | ГИ |
П | ПА | ПО | ПЫ | ПИ |
Р | РА | РО | РЫ | РИ |
Т | ТА | ТО | ТЫ | ТИ |
Н | НА | НО | НЫ | НИ |
– Прочитайте все слоги с гласными а (о, и, ы).
– Как звучит согласный звук в этих слогах– твердо или мягко? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)
– Прочитайте слоги с буквой Т( Р, Н, Г, П).
– Какой согласный звук – звонкий или глухой? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)
III . Постановка цели урока
Выделение звука [б]
- Отгадайте загадки:.
1) Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы?
- Кто это? (белка) СЛАЙД
2) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
- Кто это? (бабочка) СЛАЙД
3) По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан.
Заплелись густые травы,
Закудрявилсь луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
- Кто это? (баран) СЛАЙД
4) А это про кого стихотворение? (бегемот) СЛАЙД
- Прочитайте слова – отгадки:
Белка | Баран |
Бегемот | Бабочка |
- Подумайте и скажите, по какому признаку разделены эти слова? (Слова первой группы Начинаются со звука [б`], слова второй группы со звука [б].)
- Сможете ли вы сейчас сформулировать тему урока? (Я думаю, что сегодня тема урока – звуки [б] и [б`] и буква, которая их обозначает.)
– Как произносится? (не поётся, воздух встречает во рту преграду, значит звук согласный)
Какие звуки обозначает буква б? Дайте характеристику новым звукам и оденьте «звуковичка».
К доске с помощью магнитов прикреплена модель «звуковичка»:
Ученик комментирует и «одевает» схему - человечка:
( Буква б обозначает 2 звука [б] [б’], они согласные, звонкие – рисуем на голове колокольчик,
звук [б]-твёрдый, значит, один башмачок закрашиваем синим, звук [б,] мягкий, закрашиваем башмачок зелёным цветом).
Остальные ученики закрашивают звуковичка в учебнике.
Чистоговорки
Ба – ба – ба – в лесу стоит изба
Бу – бу – бу – сел комарик на трубу
Бе – бе – бе – мне тепло в избе
Бы – бы – бы – на пеньке растут грибы.
Работа над скороговоркой
СЛАЙД
Белые бараны били в барабаны
1 ряд:
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
2 ряд:
- Прочитайте с грустью.
3 ряд:
- Прочитайте с радостью.
- А сейчас произнесите шепотом своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новые звуки.
Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.
III. Знакомство с новой буквой.
- Еще раз охарактеризуем звуки [б ] [б `]. ([б ] – согласный, звонкий, твердый, [б`] – согласный, звонкий, мягкий.)
- Какой буквой обозначают эти звуки? (Буквой Б и б).
У. Найдите эту букву среди данных букв.
(на доске написаны буквы А, Б, б, В, в, Ц, Щ, Э. Выходит ученик и находит эти буквы)
-Почему вы выбрали две буквы? (Одна заглавная, а другая строчная).
Игра “Моя вообразилия”
- На какие предметы похожа буква Б? (варианты детей)
Буква Б с большим брюшком.
В кепке с длинным козырьком СЛАЙДЫ
Буква Б проснется рано
Буква Б бочонок с краном СЛАЙД
- Встаньте из-за парт и изобразите букву Б.
V. Письмо в тетради по грамоте №3 на стр. 33.
- Откроем тетрадь для письма с.5.
Пальчиковая гимнастика.
Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда.
(На первые две строчки – ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке.
На восьмую строку – развести руками.
На девятую – погрозить пальчиком.
На последнюю – имитировать бег пальцами по столу.)
- Из каких элементов состоит письменная строчная буква?
- Эта буква пишется с овала. Поэтому, если с нее начинается слово, овал пишется как и у буквы а, затем верхний элемент
(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)
- Напишите строчную букву б.
- Напишите слоги. Как буква б соединяется с последующими буквами? (При помощи соединительного элемента)
Физминутка.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.
- Сколько орешков получилось?
- Работать нам будет интереснее, если мы пригласим гостя на урок.
- В названии какого из зверят 5 звуков, а наш новый звук занимает первое место? Для этого вернемся к картинкам. (К нам придет белка.)
Вывешивается картинка с изображение белочки.
- Где живет белка? (в лесу)
- Мы сегодня отправимся в лес.
Эмоциональный настрой.
(Глаза прикрыли, отдыхаем и слушаем стихотворение)
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Что ты шепчешь в тишине
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои.
- А теперь встали. Идём по лесу, слушаем тишину, присели, видим справа следы
лисы, а слева - следы зайца. Встали, подняли головы, на дерево присел дятел, он собрался лечить больное дерево.
- Белочка, передвигаясь по лесу, встретила в лесу различные предметы. Если в названии этого предмета слышится звуки [Б] или [Б`], мы будем радостно хлопать в ладоши, а если этих звуков нет, то мы быстро убегаем.
- Ель, брусника, грибы, дятел, мухомор, берёза. подберезовик, сова, синичка, осина.
ҮІ. Работа в парах.
(каждой паре дается своё слово, они должны из слогов собрать слово. Собрав
У. Ребята, белочка, готовясь к зиме, собирала грибы и рассыпала их, да так, что шляпки отделились от ножек. Давайте поможем белочке и соберем грибочки, но эти грибочки не простые – это грибы – слова. Чтобы быстрей нам помочь гостю – поработаем в парах.
Сильным ученикам: слова рассыпаны на отдельные буквы (е, б, л, а, к).
Средним: трехсложные слова рассыпаны на слоги (барсуки, кабаны, Бурундуки)
Слабым: Двухсложные слова (зеб-ры, зуб-ры)
слово, пара подает сигнал)
- Проверьте по слайду
СЛАЙД (белка, барсуки, бараны, бурундуки, зебры, бобры, зубры, кабаны)
– Что общего в словах ? (Это живые существа.)
- Какое слово лишнее?
(белка – это слово в ед. числе, а все остальные слова во мн. числе)
Чтение по вариантам
1 вариант:
- Прочитайте слова, где буква б в начале слова,
2 вариант:
- Прочитайте слова, где буква б в середине слова.
Закрепление
Чтение слогов по Азбуке.
ба бо бу бы би бе
- Прочитайте слоги про себя.
- Мальчики собирают слоги, меняя громкость от шепота до крика.
- Девочки читают, меняя громкость от крика до шепота.
-- Прочитайте слоги, в которых есть звук [б’] . Как обозначена мягкость согласного?
- Прочитайте слоги, в которых есть звук [б]. Как обозначена твердость согласного?
Работа в парах
- Обозначьте цыетными карандашами точки под буквами. Один ученик работает у доски.
Взаимопроверка.
Один ученик читает по выбору слог, а его сосед договаривает так, чтобы получилось слово:
Ба- нан
Бо- чка и т.д.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз росой она умылась
Два изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре улетела!
- А вот еще один герой. Угадайте , почему он к нам пришел? (имя Буратино начинается с Буквы Б)
СЛАЙД
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, разогнулся.
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Работа с текстом из «Букваря»
Ключевые слова
-Отгадайте загадку.
Загадка для 1слова:
Не учил квадрат и вектор,
Все же точен архитектор.
Разделил на части круг
Серый, маленький … (паук) СЛАЙД
Загадка для 2 слова:
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел) СЛАЙД
Загадка для 3 слова:
Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвет грибок –
Заготавливает впрок. (Белка) СЛАЙД
Загадка для 4 слова:
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобр) СЛАЙД
Загадка для 5 слова:
Соберите рассыпавшиеся буквы, и вы узнаете название хищного зверька, который отлично роет норы в лесу:
У | К | С | Б | А | Р | (барсук) |
СЛАЙД (с ключевыми словами: дятел, барсук, паук, бобр)
- Что общего у всех слов? (Это дикие животные. Они живут в лесу.)
Работа до чтения:
- Откройте «Букварь» на странице 113. Перед вами текст. Прочитайте заголовок. Кого мы в жизни называем мастером? ( Человека, который умеет хорошо, ловко что-либо делать. Он достиг высокого искусства в своем деле.)
- Кого из перечисленных животных мы могли бы назвать лесным мастером? (затрудняются) Перед нами проблема.
- Чтобы проверить, верны ли наши предположения, надо прочитать текст Н. Сладкова.
Работа с текстом во время чтения (учитель по ходу чтения задает ученикам вопросы, учит вести диалог с текстом)
- Почему без профессии в лесу не прожить? (Она кормит, дает жильё.)
0 Кто на этот вопрос хочет найти ответ? ( Бельчонок.)
- Как дятел лечит деревья? Сможет ли доктором стать Бельчонок? (нос не дорос)
- Кто такие землекопы? (Те, кто копают землю.)
- Зачем Барсуку туннели? (Ищут насекомых в земле.)
- Интересно, чем Барсук роет туннель? (лапы что лопаты)
- Почему Бельчонок не сможет быть землекопом? (лапки слабенькие)
- Зачем пауку сети? Кто он по профессии? (ткач)
- Сможет ли Бельчонок стать ткачом?
- Что мешает Бельчонку стать ткачом?
- Кто это Оляпка?
СЛАЙД (с изображением оляпки)
Ученик читает отрывок из словаря:
Оляпка – это водяной воробей.
- Почему испугался Бельчонок? (плавать не умеет)
- Каким представляете Бобра?
- Как вы понимаете выражение «мастер на все лапы»? Что умеет делать бобёр?
(Строить хатки, плотины, хорошо плавать, валить деревья…)
- А как мы говорим о людях, которые хорошо умеют делать много дел?
(«Мастер на все руки»)
- Почему Бобр не умеет собирать грибы? (Они ему не нужны.)
- Кем решил стать Бельчонок? Почему? (решил стать грибником, потому что это ему по душе и по силам)
Вопросы ко всему тексту:
- Оправдались ли наши предположения? Кого же можно назвать лесным мастером? Что нового вы узнали о лесных обитателях?
Работа в группах
- Ребята, сегодня на уроке обучения грамоте мы работаем в исследовательских группах. Думаю, этот урок принесет всем нам радость познания и общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу.
- Вы помните, что знаний у каждого становится больше, если ими поделиться. Лучше всего это делать в групповой работе.
Группа может с помощью определенного сигнала попросить помощь учителя. В этом случае учитель может предложить группе подсказку.
- Еще раз назовите лесные профессии, о которых говорится в тексте.
- Соотнесем название профессии и название животного на доске.
Ученики устанавливают пары.
Один ученик из группы рассказывают о результатах работы.
- Проверьте по слайду
СЛАЙД
Дятел доктор
Паук ткач
Барсук землекоп
Оляпка водолаз
Белка грибник
- Можно ли текст назвать сказкой? Докажите.
- Кто автор этой сказки? (Николай Сладков) Встречались ли мы с произведениями этого автора? (Да, мы читали его текст «Лесная хатка»). О чем был текст? (Тоже о природе).
- Сладков написал много интересных сказок и рассказов о природе. Мы еще встретимся с творчеством этого писателя.
VI. Итог урока
Подводятся итоги урока, проводится рефлексия.
- Какую новую букву изучили? Какие звуки она обозначает? Что нового о жизни животных узнали на уроке? Кто помог нам в этом?
- В названии каких животных есть новая буква?
- Понравилось ли вам работать в группе? Вам было легко или трудно? В какой роли вы хотели бы выступить в следующий раз?
VII. Творческое домашнее задание
- Вы можете на альбомном листе нарисовать то животное, которое вас сегодня заинтересовало больше других или найти о нём что-то интересно, а потом с нами поделиться своими знаниями.
Ситуация успеха на уроке.
Ребята, давайте сделаем подарок белочке: если вам интересно и легко было сегодня на уроке – подарите ей красный грибочек, если немного трудно было или вы что-то не поняли – подарите ей желтый грибочек, а если совсем было трудно или скучно – подарите синий грибок.
Дети подходят к столу, выбирают грибок и прикрепляют рядом с белочкой.
Урок окончен! Скажем белочке: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш
ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...
Урок обучения грамоте . Чтение и письмо. 1 класс.Тема : " Буква Д, звуки [д ] и [ д\']."
Урок изучения нового материала.Цели урока: Познакомить детей с согласными звуками [д] и [д\'], буквой д.Выработать навыки осознанного чтения.Продолжить формировать навыки правильного напиcания бу...
Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"
Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"Цели урока: продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа” формирова...
Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х.
Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х....
Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"
Урок русского языка "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...
Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство 3 класс Тема: Х. К. Андерсен «Ромашка»
Данная разработка является интегрированным уроком по литературному чтению и изобразительному искусству. Урок построен таким образом, что наряду с отработкой читательских умений, идёт работа над вообра...
Конспект урока по обучению письму 1 класс. Тема: Строчная буква р. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения воспроизводить строчную букву «р», ее элементы, соединять с другими буквами.Планируемые результатыПредметные:Знать: из каких элементов состои...