Урок чтения и письма в 1 классе. Тема урока: Звуки [б], [б] . Строчная буква б.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Валеева Фидалина Рифовна

Урок разработан по системе "Школа 2100". втор учебника Бунеев Р.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_b.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и письма в 1 классе.

Тема урока: Звуки [б], [б] . Строчная буква б.

Цели: 

  • познакомить с новыми согласными звуками [б], [б’] и строчной буквой б;
  • учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
  • совершенствовать технику плавного слогового чтения;
  • развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;
  • воспитывать любовь к чтению, к природе.

Оборудование: слоговая таблица, схемы-человечков, сигнальные карточки, образец печатной буквы, разноцветные грибочки, карточки со словами, загадки на листочках, Презентация Power Point, компьютер, проектор, экран, диск с записью пения птиц.

Ход урока

I. Организационный момент

- Прозвенел звонок. Начинается урок.

СЛАЙД (звенит звонок)

- Сначала пусть сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого звука.

-Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

- Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, дотроньтесь до плеча рукой, передайте рукой и глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы.

II.  Повторение пройденного материала.

– Сегодня у нас День рождения новых звуков и новой буквы. Но вначале проведём разминку.

Дыхательная гимнастика.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем стоит много свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь разом задуть  как можно больше свечек.

- Представьте, что осталось гореть три маленьких свечки. Сделайте глубоких вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу по отдельности.  

- А теперь попробуйте задуть много маленьких свечек по отдельности, сделав максимальное количество коротких выдохов.

СЛАЙД

-На дне рождения дети обычно поют песенки. Посмотрите на детей и скажите, какие звуки произносят. (Гласные, т. к рот открыт и воздух выходит свободно.)

Работа по слоговой таблице с сигнальными карточками:

( 1 карточка: с одной стороны – синий кружок, с другой – зелёный, что соответствует твёрдости и мягкости звука;2 карточка: с одной стороны – жёлтый звонок, с другой – чёрный цилиндр, что соответствует звонкости и глухости звука.)

СЛАЙД:

 

А

О

Ы

И

Г

ГА

ГО

ГЫ

ГИ

П

ПА

ПО

ПЫ

ПИ

Р

РА

РО

РЫ

РИ

Т

ТА

ТО

ТЫ

ТИ

Н

НА

НО

НЫ

НИ

– Прочитайте все слоги с гласными а (о, и, ы).

– Как звучит согласный звук в этих слогах– твердо или мягко? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)

– Прочитайте слоги с буквой Т( Р, Н, Г, П).

– Какой согласный звук – звонкий или глухой? (Дети показывают соответствующую сторону карточки)

III . Постановка цели урока

 Выделение звука [б]

- Отгадайте загадки:.

1) Кто по ёлкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет

Сушит на зиму грибы?

- Кто это? (белка) СЛАЙД

2) Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

    - Кто это? (бабочка) СЛАЙД

3) По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан.

Заплелись густые травы,

Закудрявилсь луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

   - Кто это? (баран) СЛАЙД

4) А это про кого стихотворение? (бегемот) СЛАЙД

- Прочитайте слова – отгадки:

Белка

Баран

Бегемот

Бабочка

- Подумайте и скажите, по какому признаку  разделены эти слова? (Слова первой группы Начинаются со  звука [б`], слова второй группы со звука [б].)

- Сможете ли вы сейчас сформулировать тему урока? (Я думаю, что сегодня тема урока – звуки [б] и [б`] и буква, которая их обозначает.)

– Как произносится? (не поётся, воздух встречает во рту преграду, значит звук согласный)

 Какие звуки обозначает буква б? Дайте характеристику новым звукам и оденьте «звуковичка».

К доске с помощью магнитов прикреплена модель «звуковичка»:

Ученик комментирует и «одевает» схему - человечка:

( Буква б обозначает 2 звука [б] [б’], они согласные, звонкие – рисуем на голове колокольчик,

звук [б]-твёрдый, значит, один башмачок закрашиваем синим, звук [б,] мягкий, закрашиваем башмачок зелёным цветом).

Остальные ученики закрашивают звуковичка в учебнике.

      Чистоговорки

Ба – ба – ба – в лесу стоит изба

Бу – бу – бу – сел комарик на трубу

Бе – бе – бе – мне тепло в избе

Бы – бы – бы – на пеньке растут грибы.

      Работа над скороговоркой

СЛАЙД

Белые бараны били в барабаны

1 ряд:

- Прочитайте  с вопросительной интонацией.

2 ряд:

- Прочитайте с грустью.

3 ряд:

- Прочитайте с радостью.

- А сейчас произнесите шепотом своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новые звуки.

Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.

III. Знакомство с новой буквой.

- Еще раз охарактеризуем звуки [б ] [б `]. ([б ] – согласный, звонкий, твердый,  [б`] – согласный, звонкий, мягкий.)

- Какой буквой обозначают эти звуки? (Буквой Б и б).

У. Найдите эту букву среди данных букв.

(на доске написаны буквы А, Б, б, В, в, Ц, Щ, Э. Выходит ученик и находит эти буквы)

-Почему вы выбрали две буквы? (Одна заглавная, а другая строчная).

Игра “Моя вообразилия”

- На какие предметы похожа буква Б? (варианты детей)

Буква Б с большим брюшком.

В кепке с длинным козырьком СЛАЙДЫ

 Буква Б проснется рано

 Буква Б бочонок с краном СЛАЙД

 - Встаньте из-за парт и изобразите букву Б.

V. Письмо в тетради по грамоте №3 на стр. 33.

- Откроем тетрадь для письма с.5.

Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда.

(На первые две строчки – ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке.
На восьмую строку – развести руками.
На девятую – погрозить пальчиком.
На последнюю – имитировать бег пальцами по столу.)

- Из каких элементов состоит письменная строчная буква?

- Эта буква пишется с овала. Поэтому, если с нее начинается слово, овал пишется как и у буквы а, затем верхний элемент

(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)

- Напишите строчную букву б.

- Напишите слоги. Как буква б соединяется с последующими буквами? (При помощи соединительного элемента)

Физминутка.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого. 

- Сколько орешков получилось?

- Работать нам будет интереснее, если мы пригласим гостя на урок.

- В названии какого из зверят 5 звуков, а наш новый звук занимает первое место? Для этого вернемся к картинкам. (К нам придет белка.)

Вывешивается картинка с изображение белочки.

- Где живет белка? (в лесу)

- Мы сегодня отправимся в лес.

Эмоциональный настрой.

 (Глаза прикрыли, отдыхаем и слушаем стихотворение)

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Что ты  шепчешь в тишине

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

- А теперь встали. Идём по лесу, слушаем тишину, присели, видим справа следы

лисы, а слева - следы зайца. Встали, подняли головы, на дерево присел дятел, он собрался лечить больное дерево.

- Белочка, передвигаясь по лесу, встретила в лесу различные предметы. Если в названии этого предмета слышится звуки [Б] или [Б`], мы будем радостно хлопать в ладоши, а если этих звуков нет, то мы быстро убегаем.

- Ель, брусника, грибы, дятел, мухомор, берёза. подберезовик, сова, синичка, осина.

ҮІ. Работа в парах.

       (каждой паре дается своё слово, они должны из слогов собрать слово. Собрав

У. Ребята, белочка, готовясь к зиме, собирала грибы и рассыпала их, да так, что шляпки отделились от ножек. Давайте поможем белочке и соберем грибочки, но эти грибочки не простые – это грибы – слова. Чтобы быстрей нам помочь гостю – поработаем в парах.

Сильным ученикам: слова рассыпаны на отдельные буквы (е, б, л, а, к).

Средним: трехсложные слова рассыпаны на слоги (барсуки, кабаны, Бурундуки)

Слабым: Двухсложные слова (зеб-ры, зуб-ры)

слово, пара подает сигнал)

- Проверьте по слайду

СЛАЙД (белка, барсуки, бараны, бурундуки, зебры, бобры, зубры, кабаны)

– Что общего в словах ? (Это живые существа.)

- Какое слово лишнее?

(белка – это слово в ед. числе, а все остальные слова во мн. числе)

Чтение по вариантам

1 вариант:

- Прочитайте слова, где буква б в начале слова,

2 вариант:

- Прочитайте слова, где буква б в середине слова.

Закрепление        

Чтение слогов по Азбуке.

ба бо бу бы би бе

- Прочитайте слоги про себя.

- Мальчики собирают слоги, меняя громкость от шепота до крика.

- Девочки читают, меняя громкость от крика до шепота.

-- Прочитайте слоги, в которых есть звук [б’] . Как обозначена мягкость согласного?

- Прочитайте слоги, в которых есть звук [б]. Как обозначена твердость согласного?

Работа в парах

- Обозначьте цыетными карандашами точки под буквами. Один ученик работает у доски.

Взаимопроверка.

Один ученик читает по выбору слог, а его сосед договаривает так, чтобы получилось слово:

Ба- нан

Бо- чка и т.д.

Физминутка.

                         Утром бабочка проснулась,

                         Улыбнулась, потянулась,

                          Раз росой она умылась

                          Два изящно покружилась

                          Три нагнулась и присела

                           На четыре улетела!

- А вот еще один герой. Угадайте , почему он к нам пришел? (имя Буратино начинается с Буквы Б)

СЛАЙД

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся, разогнулся.

Руки в сторону развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

 

Работа с текстом из «Букваря»

Ключевые слова

-Отгадайте загадку.

Загадка для 1слова: 

Не учил квадрат и вектор,
Все же точен архитектор.
Разделил на части круг
Серый, маленький … (
паук) СЛАЙД

Загадка для 2 слова:

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (
Дятел) СЛАЙД

Загадка для 3 слова:

Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвет грибок –
Заготавливает впрок. (
Белка) СЛАЙД

Загадка для 4 слова:

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (
Бобр) СЛАЙД

Загадка для 5 слова:

Соберите рассыпавшиеся буквы, и вы узнаете название хищного зверька, который отлично роет норы в лесу:

У

К

С

Б

А

Р

(барсук)

СЛАЙД (с ключевыми словами: дятел, барсук, паук, бобр)

- Что общего у всех слов? (Это дикие животные. Они живут в лесу.)

Работа до чтения:

- Откройте «Букварь» на странице 113. Перед вами текст. Прочитайте заголовок. Кого мы в жизни называем мастером? ( Человека, который умеет хорошо, ловко что-либо делать. Он достиг высокого искусства в своем деле.)

- Кого из перечисленных животных мы могли бы назвать лесным мастером? (затрудняются) Перед нами проблема.

- Чтобы проверить, верны ли наши предположения, надо прочитать текст Н. Сладкова.

Работа с текстом во время чтения (учитель по ходу чтения задает ученикам вопросы, учит вести диалог с текстом)

- Почему без профессии в лесу не прожить? (Она кормит, дает жильё.)        

0 Кто на этот вопрос хочет найти ответ? ( Бельчонок.)

- Как дятел лечит деревья? Сможет ли доктором стать Бельчонок? (нос не дорос)
- Кто такие землекопы?
(Те, кто копают землю.)

- Зачем Барсуку туннели? (Ищут насекомых в земле.)

- Интересно, чем Барсук роет туннель? (лапы что лопаты)
- Почему Бельчонок не сможет быть землекопом?
(лапки слабенькие)
- Зачем пауку сети? Кто он по профессии?
(ткач)
- Сможет ли Бельчонок стать ткачом?
- Что мешает Бельчонку стать ткачом?
- Кто это Оляпка?

СЛАЙД (с изображением оляпки)

Ученик читает отрывок из словаря:

Оляпка – это водяной воробей.

- Почему испугался Бельчонок? (плавать не умеет)
- Каким представляете Бобра?
- Как вы понимаете выражение «мастер на все лапы»? Что умеет делать бобёр?
(Строить хатки, плотины, хорошо плавать, валить деревья…)
- А как мы говорим о людях, которые хорошо умеют делать много дел?

(«Мастер на все руки»)

- Почему Бобр не умеет собирать грибы? (Они ему не нужны.)

- Кем решил стать Бельчонок? Почему? (решил стать грибником, потому что это ему по душе и по силам)

Вопросы ко всему тексту:

- Оправдались ли наши предположения? Кого же можно назвать лесным мастером? Что нового вы узнали о лесных обитателях?

 Работа в группах

- Ребята, сегодня на уроке обучения грамоте мы работаем в исследовательских группах. Думаю, этот урок принесет всем нам радость познания и общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу.

- Вы помните, что знаний у каждого становится больше, если ими поделиться. Лучше всего это делать в групповой работе.

Группа может с помощью определенного сигнала попросить помощь учителя. В этом случае учитель может предложить группе подсказку. 

- Еще раз назовите лесные профессии, о которых говорится в тексте.

- Соотнесем название профессии и название животного на доске.

Ученики устанавливают пары.

Один ученик из  группы рассказывают о результатах работы.

- Проверьте по слайду

СЛАЙД

Дятел доктор

Паук ткач

Барсук землекоп

Оляпка водолаз

Белка грибник

- Можно ли текст назвать сказкой? Докажите.

- Кто автор этой сказки? (Николай Сладков) Встречались ли мы с произведениями этого автора? (Да, мы читали его текст «Лесная хатка»). О чем был текст? (Тоже о природе).

- Сладков написал много интересных сказок и рассказов о природе. Мы еще встретимся с творчеством этого писателя.

VI. Итог урока

Подводятся итоги урока, проводится рефлексия.

- Какую новую букву изучили? Какие звуки она обозначает? Что нового о жизни животных узнали на уроке? Кто помог нам в этом?

- В названии каких животных есть новая буква?

- Понравилось ли вам работать в группе? Вам было легко или трудно? В какой роли вы хотели бы выступить в следующий раз?

VII. Творческое домашнее задание

- Вы можете на альбомном листе нарисовать то животное, которое вас сегодня заинтересовало больше других или найти о нём что-то интересно, а потом с нами поделиться своими знаниями.

 

Ситуация успеха на уроке.

Ребята, давайте сделаем подарок белочке: если вам интересно и легко было сегодня на уроке – подарите ей красный грибочек, если немного трудно было или вы что-то не поняли – подарите ей желтый грибочек, а если совсем было трудно или скучно – подарите синий грибок.

Дети подходят к столу, выбирают грибок и прикрепляют рядом с белочкой.

Урок окончен! Скажем белочке: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...

Урок обучения грамоте . Чтение и письмо. 1 класс.Тема : " Буква Д, звуки [д ] и [ д\']."

Урок изучения нового материала.Цели урока: Познакомить детей с согласными звуками [д] и [д\'],  буквой д.Выработать навыки осознанного чтения.Продолжить формировать навыки правильного напиcания бу...

Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"

Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"Цели урока:      продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”      формирова...

Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х.

Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х....

Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"

Урок русского языка  "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...

Интегрированный урок: чтение, изобразительное искусство 3 класс Тема: Х. К. Андерсен «Ромашка»

Данная разработка является интегрированным уроком по литературному чтению и изобразительному искусству. Урок построен таким образом, что наряду с отработкой читательских умений, идёт работа над вообра...

Конспект урока по обучению письму 1 класс. Тема: Строчная буква р. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения воспроизводить строчную букву «р», ее элементы, соединять с другими буквами.Планируемые результатыПредметные:Знать: из каких элементов состои...