Николай Носов «Живая шляпа».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Румянцева Мария Михайловна

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Живая шляпа". 2 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Составили: Румянцева Мария Михайловна Васильева Наталья Петровна

Слайд 2

« Огурцы »

Слайд 3

«Затейники»

Слайд 4

«Незнайка и его друзья»

Слайд 5

«Огурцы» «Затейники» «Незнайка и его друзья»

Слайд 6

Николай Николаевич Носов

Слайд 7

комод кочерга

Слайд 8

1 2 3 4 5

Слайд 9

1 2 3 4 5 Н О С О В

Слайд 10

Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. У страха глаза велики. Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

Слайд 11

Физкультминутка Наш котёнок потянулся Раз нагнулся, Два нагнулся, Лапки в сторону развёл, Шляпу, видно, не нашёл. И тихонько сел за стол .

Слайд 12

Шляпа л...жала на комоде, к ... тенок Вас...ка сидел на п... лу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за ст...лом и раскраш ...вали картинки.

Слайд 13

Шляпа л е жала на комоде, к о тенок Вас ь ка сидел на п о лу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за ст о лом и раскраш и вали картинки. Молодцы!

Слайд 14

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема: Николай Носов «Живая шляпа».

Класс: 2

Составители: Румянцева Мария Михайловна, Васильева Наталья Петровна.

Цель: ознакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н.Носова «Живая шляпа»; формировать навыки сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом; развивать критическое мышление, память, воображение, речь, навыки выборочного чтения; воспитывать толерантное отношение друг к другу, желание сотрудничать.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные –работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

Регулятивные-умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и одноклассника.

Коммуникативные -умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты -умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, ИКТ, технология критического мышления.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Оборудование: картинки с изображением котят, карточки с фразеологизмами, карточки для работы в группах, иллюстрации к произведению, шляпа и игрушка-котёнок, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы начнём урок словами французского философа Жан - Жака Руссо:

«Вы талантливые дети!

 Когда-нибудь вы сами поразитесь какие вы умные.

Как много хорошего вы умеете,

если будете постоянно работать над собой,

ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Жан - Жак Руссо

-Мы желаем вам сегодня убедиться в словах Жан - Жак Руссо.

Приветствуют учителя.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Перед вами картинки. Посмотрите внимательно и определите название произведения. (На экране поочередно появляются группы картинок)

 - Что объединяет все эти картинки?

 - Молодцы! Правильно!

Рассматривают картинки.

Отвечают: Николай Николаевич Носов.

3. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о Носове? (на столах карточки с краткой информацией о писателе).

Спасибо! Молодцы!

- Обратите внимание на выставку книг.

Если вас заинтересовали произведения Н.Н.Носова , то можете обратиться в школьную библиотеку.

Каждая группа говорит своими словами или зачитывает информацию с карточки.

Рассматривают книги.

4. Постановка цели урока.

- Мы сегодня познакомимся с ещё одним интересным произведением Н. Носова. Для этого необходимо разгадать анаграмму, которая состоит из двух слов. (один ученик из группы)

-Сегодня, на уроке мы познакомимся с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Почему автор придумал такое название?

-Хотите узнать? Давайте прочитаем .

Разгадывают анаграмму. (Живая шляпа)

Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог с учителем.

5. Первичное усвоение новых знаний.

-Положите перед собой текст.

-По ходу чтения подчеркните непонятные слова карандашом. (Чтение текста)

Итак, начинаем читать по цепочке. Оцените свою работу: если вы считаете, что прочитали с интонацией, соблюдали темп, то поднимите весёлого кота, если нет, то грустного.

 - Встретились ли в тексте непонятные слова? Какие?

Словарная работа:

комод-предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков.

Кочерга — приспособление для перемешивания топлива в печи.

Треснуть — ударить.

Плюхнуться — тяжело сесть или упасть.

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

Чтение текста.

Подчеркивают непонятные слова карандашом.

Самооценка.

Определяют новые понятия.

Отвечают на вопрос.

6. Первичная проверка понимания.

-Проверим, на сколько вы поняли содержание рассказа.

-Ответьте на вопросы теста. (на экране пустая таблица)

-Ваша задача выбрать правильный ответ вписать в таблицу.

-Проверим правильность выполнения теста. (эталон)

-Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы теста, заполняют таблицу.

Самооценка.

7. Закрепление изученного материала.

 А теперь, как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ Живая шляпа?

 - Как звали мальчиков– героев этого рассказа

 - Как звали котёнка?

 - Чем занимались ребята?

 – Что вдруг случилось?

 – Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?

 – Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?

 – Кого же ребята испугались на самом деле?

 - Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?

Отвечают  на вопросы учителя. Вступают в диалог.

Выбор пословицы.

8. Физкультминутка

Наш котёнок потянулся

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Лапки в сторону развёл,

Шляпу, видно, не нашёл.

И тихонько сел за стол.

Повторяют движения за учителем.

9. Работа в группе.

-Мы немножко отдохнули, теперь поработаем в группах. Проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением. (русский язык)

(ученики получают тексты)

-У вас на столе отрывок из текста. Вставьте в слова пропущенные буквы. Объясните свой ответ.

Работа в группе.

-Каждая группа получает задание.  Будьте внимательны при выполнении!  

1 группа.

«Последовательность событий»-перед вами иллюстрации к рассказу, вам необходимо расположить события в правильной последовательности.

 - Проверим правильность выполнения задания. (планшет – эталон)

 -  Оцените свою работу.

2 группа.

«Выборочное чтение по рисунку»

- Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации.  -

-Проверим правильность выполнения задания. (каждая группа зачитывает свой ответ) Оцените свою работу.

3 группа.

Прочитайте слова автора. Используя слова для справок, впишите в таблицу, какое чувство испытывали герои.

Оцените свою работу.

Выполняют работу на карточке. Вписывают пропущенные буквы и объясняют.

Самооценка.

Групповая работа.

После выполнения каждого задания — самооценка.

Раскладывают картинки в нужной последовательности.

Самооценка.

Находят в тексте слова к иллюстрации.

Самооценка.

Работают с таблицей.

Самооценка.

10. Итог урока.

-Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков? (Сталкивались ли вы с такой ситуацией, когда испугались того, чего не стоило пугаться)

-Какой вывод мы можем сделать? Чему учит рассказ?

Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог. Делают вывод.

11. Рефлексия.

Перед вами фразеологические обороты:

Не успел глазом моргнуть.

Работал, не покладая рук.

Витал в облаках.

Зарубил себе на носу.

Бил баклуши.

Работал в поте лица.

Каша в голове.

Ловил каждое слово.

 - Выберите 3 фразеологических оборота, которыми вы можете оценить свою работу.

Выбирают фразеологические обороты. Оценивают свою работу на уроке.

12. Домашнее задание.

 - Ребята, обратите внимание на предметы. (показать предметы: шляпа, кот)

 - Как вы думаете, какое домашнее задание мы хотим вам предложить?

Дети предлагают свой вариант. (инсценирование)



Предварительный просмотр:

Тест

1. Кота в рассказе зовут:

м) Борька;  н) Васька;  о) Тишка.

2. Как звали мальчиков-героев рассказа?

н) Толя и Коля ;   о) Вовка и Вадик;   п) Иван и Степан

3. Спасаясь от шляпы мальчики взяли:

р) лыжную палку;   с) кочергу;   т) доску.

4. Чем стреляли мальчики в шляпу:

н) морковкой;   о) картошкой;   п) огурцами.

5. Кто был под шляпой:

б) щенок;   в) котёнок;   г) мышонок.

1

2

3

4

5

Тест

1. Кота в рассказе зовут:

м) Борька;  н) Васька;  о) Тишка.

2. Как звали мальчиков-героев рассказа?

н) Толя и Коля ;   о) Вовка и Вадик;   п) Иван и Степан

3. Спасаясь от шляпы мальчики взяли:

р) лыжную палку;   с) кочергу;   т) доску.

4. Чем стреляли мальчики в шляпу:

н) морковкой;   о) картошкой;   п) огурцами.

5. Кто был под шляпой:

б) щенок;   в) котёнок;   г) мышонок.

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием.

Окончил Московский государственный институт кинематографии. Работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

Николай Носов — детский писатель-юморист. Первый рассказ «Затейники». Затем появились сборники: «Весёлые рассказы», «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазёры». Наибольшую популярность получила трилогия о Незнайке.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в семье актёра. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием.

Окончил Московский государственный институт кинематографии. Работал кинорежиссёром, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

Николай Носов — детский писатель-юморист. Первый рассказ «Затейники». Затем появились сборники: «Весёлые рассказы», «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазёры». Наибольшую популярность получила трилогия о Незнайке.



Предварительный просмотр:

http://izbakurnog.ru/books/item/f00/s00/z0000006/pic/000010.jpg

http://izbakurnog.ru/books/item/f00/s00/z0000006/pic/000012.jpg



Предварительный просмотр:

2 группа.

Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации.  Выпишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

АВТОРСКИЕ СЛОВА

ЧУВСТВА  МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

3 группа.

Прочитайте слова автора. Используя слова для справок, впишите в таблицу, какое чувство испытывали герои.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ.



Предварительный просмотр:

Николай Николаевич Носов

«Живая шляпа»

        Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, её кто-нибудь за веревочку дёргает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

— Постой, я тоже клюшку возьму.

— Да у нас другой клюшки нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я её как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я её спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу». Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.




Предварительный просмотр:

Шляпа л...жала на комоде, к...тенок Вас...ка сидел на п...лу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за ст...лом и раскраш...вали картинки.

Шляпа л...жала на комоде, к...тенок Вас...ка сидел на п...лу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за ст...лом и раскраш...вали картинки.

Шляпа л...жала на комоде, к...тенок Вас...ка сидел на п...лу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за ст...лом и раскраш...вали картинки.

Шляпа л...жала на комоде, к...тенок Вас...ка сидел на п...лу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за ст...лом и раскраш...вали картинки.

Шляпа л...жала на комоде, к...тенок Вас...ка сидел на п...лу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за ст...лом и раскраш...вали картинки.



Предварительный просмотр:

   Не успел глазом   моргнуть.

Работал, не покладая рук.


Зарубил себе на носу.

Витал в облаках.

Бил баклуши.

Работал в поте лица.

Ловил каждое слово.

Каша в голове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа" ( второй урок), работа над содержанием рассказа, обсуждение поступков героев, составление плана....

Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.

Презентация  и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы....

Задание для суперчитателя Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

Задание для суперчитателя Н.Н.Носов "Живая шляпа"...

Конспект урока "Николай Носов «Живая шляпа» 2 класс УМК "Школа России"

Урок литературного чтения Тема: Николай Носов «Живая шляпа»...

Тема Рассказ Носова Николая Николаевича "Живая шляпа"

Конспект по литературному чтению . 2 класс.Тема Рассказ Носова Николая Николаевича  "Живая шляпа"...

Урок по литературе 2 класс. Николай Носов "Живая шляпа"

Презентация содержит материал на 2-3 урока по данному произведению...