Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.
план-конспект урока чтения (2,3 класс) по теме

Севрикеева Любовь Анатольевна

Презентация  и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2.zip924.72 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                 «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа»                                    Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

                                         

Конспект урока литературного чтения

«Н.Н. Носов "Живая шляпа"»  во 2 классе

и урока ИЗО «Домашние животные

(работа в карандаше)» в 3 классе.

подготовила

учитель начальных классов

Севрикеева Любовь Анатольевна

С.Старые Матаки

2012

Литературное чтение,  2 класс

ИЗО,  3 класс

Тема. Н.Н. Носов "Живая шляпа"

Тема. Домашние животные (работа в карандаше)

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Цели: продолжать формирование графических навыков в изображении .

        Задачи: 
1. Формировать  навыки  чтения  и работы с текстом .                                                                          2. Развивать мышление, память, воображение, речь. 
3. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Задачи: 
1 Обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; 2.Развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания;                                              3.Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация с аудиозаписью, учебник   «Родная речь»,автор Л.Ф.Климанова .

Оборудование: иллюстрации произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные. Котёнок» (карандаш), листы белой бумаги.

Тип урока: изучение нового материала.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организация классов.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к  уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, аккуратность, смекалка.

II Актуализация знаний учащихся.

-Отгадайте загадки.   Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (баран)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает? (собака)

Хвост крючком, а нос пятачком? (свинья)

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет? (кот)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет? (коза)

- А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

-Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу.

-Сегодня мы говорим не зря о домашних животных, главный персонаж нашего урока – котёнок.

III Новый материал.

          Николай Николаевич Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они  сидели дома.

-Послушайте рассказ Николая Носова «Живая шляпа». 3 класс уже знаком с этим произведением. Поэтому для вас такое задание : послушать , вспомнить и представить образ главного героя (который сидел под шляпой). Сегодня на уроке вы будете художниками – оформителями. 

 2 класс думает над вопросами: «Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа»? - Понимали ли мальчики, что шляпы не бывают живыми?» 

                                     (Слушание и просмотр учебного фильма «Живая шляпа»)

-Почему же так назван рассказ? Кого испугались мальчики, понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?

IV. Формирование умений и навыков учащихся.

1.-Ребята,  читаем рассказ и подчёркиваем непонятные слова для словарной работы.

2. Восстановите правильную последовательность плана.

1 карточка.

План

  1. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  2. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  3. Котенок Васька ловил мух.
  4. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  5. Шляпа – живая?

2 карточка.

План

  1. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  2. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  3. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  4. Шляпа – живая?
  5. Котенок Васька ловил мух.

3 карточка.

План

  1. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
  2. Котенок Васька ловил мух.
  3. Шляпа – живая?
  4. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  5. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.

4 карточка.

План

  1. Шляпа – живая?
  2. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
  3. Ребята взяли кочергу и лыжную палку.
  4. Котенок Васька ловил мух.
  5. Мальчики швыряют картошку в шляпу.

- Проверьте себя.

План

1.Котенок Васька ловил мух.

2.Шляпа – живая?

3.Ребята взяли кочергу и лыжную палку.

4.Мальчики швыряют картошку в шляпу.

5.Из-под шляпы высунулся серый хвост.

- Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

-Их называют  анималистами. Слово « анималист» происходит от латинского слова «animal»,что означает «животное». Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так – то просто.

- Почему? Потому, что животные не умеют позировать.

- Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер, только потом

художник начинает свою работу с выполнения набросков по памяти или представлению, а также с чучел животных или по фотографии.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал своим героям-животным черты, свойственные людям.

Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.

Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.

V. Физ. Минутка:                                                                                                                                             Топай, киска, хлопай, киска.
Приседай со мной, малышка
Глазки вверх ты подними
И на солнышко взгляни.
Лапки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

3.Словарная работа.  Объясните значение слов:

Плюхнулось – тяжело упало

Трястись (от страха) – дрожать, бояться

Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз

Швырять – бросать с силой

Фыркать – с шумом выпускать воздух

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

        (Учитель показывает на образцах последовательность выполнения рисунка).

– Ребята ,  выберите для себя близкий образ вашего представления нашего героя-котёнка. Рисуем только простым карандашом. В конце урока выставка работ.

VI. Работа над текстом.

  1. Беседа

- Проверим ваши внимание и память.

  1. Котенок Васька сидел на шкафу?  (На полу)
  2. Володя и Вадик видели, как Васька попал под шляпу, так как играли с ним.  ( Не видели. Дети раскрашивали картинки.)
  3.  Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?  (Володя)
  4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?  (к Вадику)
  5. Вадик или Володя попал в шляпу картошкой?  (Вадик)
  6. Васька фыркал и жмурился от света или от страха?  (От света)

2. Фронтальная работа. Выборочное чтение.

        - Как испугался Володя?

        - Как Васька оказался под шляпой?

        - Мальчики швыряют картошку.

        - Каким образом появлялся котенок из-под шляпы?

3. Вернёмся к плану и будем читать рассказ, соответственно ему.

VI Практическая часть урока.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего животного по памяти и представлению.

1. Сначала определить композиционное расположение листа бумаги. Расположить лист по горизонтали или вертикали. Определить место, занимаемое на бумаге изображаемого предмета. Легкими движениями обозначить основные пропорции.

2. Прорисовать отдельные части животного, уточнить его силуэт, основные пропорции животного.

3. Рисунок закончен.

- Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  1. Кто смел, тот и съел.
  2. У страха глаза велики.
  3. Велика голова, да мозгу мало.
  4. Трусливому зайке и пенёк волк.

У страха глаза велики.

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения? 
- Так смешной или страшный этот рассказ?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

 VII. Итог урока.

- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Я тоже хочу представить свой образ котёнка (рисунок Учителя).

        Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Николаевича Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедится: все герои Н.Н.Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству.

                                                            С.В. Михалков.

 Выставка работ учащихся.

-Эти рисунки отличаются тем, что здесь убедительно переданы образы домашних животных.

VIII. Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ по плану, который у вас имеется.

Попробовать нарисовать животного по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Тема. «Н. Н. Носов. «Живая шляпа» (4 класс)

Цели урока. Познакомить учащихся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа»; развивать речь, мышление, память, интерес к его произведениям; расширять кругозор; отрабатывать дикцию и выразительность....

Тема: Н. Н. Носов. "Живая шляпа". 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа»Цели урока:  ознакомить детей с рассказом Н.Н.Носова “Живая шляпа”.Планируемые результаты:·...

Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России

Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России...

Конспект урока "Н. Носов "Живая шляпа" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект уроков и учебная презентация к уроку литературного чтения во 2 классе, на тему "Н.Носов "Живая шляпа", УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" 2 класс

Данный конспект поможет учителям начальных классов....

Конспект урока "Николай Носов «Живая шляпа» 2 класс УМК "Школа России"

Урок литературного чтения Тема: Николай Носов «Живая шляпа»...