Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Уважаемые коллеги! Представляют Вам разработку урока литературного чтения на тему С.А. Есенин " Черёмуха" на основе технологии продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.a._esenin_cheremuha.docx | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР | |||
1.Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я ! - Проверьте, у вас на столах должны лежать: учебник литературного чтения, пенал, карточки, которые я раздала. Наша речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Потому поэта слушай, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть. -Ребята, как вы понимаете данные строки? | Приветствуют учителя Слушают наставление учителя Слушают стихотворение учителя под музыку П.И. Чайковского « Времена года» Обсуждают строки стихотворения совместно с учителем | ЛУУД:развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Самоопределение к деятельности, формирование готовности восприятия учебного материала | |||
2.Актуализация опорных знаний(умений) | -Ребята, скажите, а с чего начинается любой урок литературного чтения? - Верно, я предлагаю вам прочитать пословицу. «Никакое искусство не достигнет природы» - Как вы ее понимаете? -Прочитайте ее медленно. - Прочитайте ее быстро. -Прочитайте ее по слогам - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте ее выразительно. - Теперь давайте прочитаем очень быстро. - Ребята, но прежде как мы узнаем с каким поэтом и его произведением мы сегодня познакомимся, я предлагаю вспомнить творчество какого поэта вы изучали на прошлом уроке? - А какое домашнее задание у вас было на этот урок? - Сейчас мы послушаем несколько учеников - Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось. Я предлагаю узнать с творчеством какого поэта мы будем знакомиться с вами сегодня. | - С речевой разминки Читают пословицу по указаниям учителя - Мы знакомились с творчество А.А. Блока и с это произведениями «Ветхая избушка», « Сны», « Ворона» - Читать выразительно стихотворения « Ветхая избушка», «Сны», « Ворона» Читают стихотворения, которые задавали на дом | МУУД: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами | Упражнение Выразительное чтение | |||
3. Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | –Ребята, но чтобы узнать с творчеством какого поэта мы с вами сегодня познакомимся, вам нужно отгадать анаграмму. НИНЕСЕ ЧИВОРДНАСКЕЛА ЙЕГРЕС Будто снежный шар бела, - Так какая тема нашего урока? - Какую цель мы поставим на уроке? | Разгадывают анаграмму - Сергей Александрович Есенин - Черемуха - С.А. Есенин «Черемуха» - уметь правильно, осознанно, выразительно читать стихотворение | МУУД: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; | Подводящий диалог | |||
3.2 Открытие нового знания | - Ребята, сейчас я предлагаю вам вспомнить биографию С.А. Есенина . Я вам сейчас расскажу, а вы внимательно слушайте, после я задам вам вопросы ( Приложение 1) - Ребята, что вам больше всего запомнилось из жизни поэта? - Перед вами выставка книг Сергея Есенина. После урока вы можете подойти и посмотреть сборники его стихотворений. - А сейчас я предлагаю вам вспомнить весну, когда цветут сады и ярко светит солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой . Оно голубое – голубое, воздух чист, прозрачен, влажен. . И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. - Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое - Перед тем как мы будем слушать и читать это стихотворение, обратите внимание на слайд. Дайте разберем слова, которые будут мешать вашему пониманию стихотворения. - А скажите, вы сейчас не зная содержание стихотворения, можете сказать о чем оно? - Я предлагаю проверить ваши предположения .Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. - Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор. ( Приложение 2) - Какие чувства возникли в вашем сердце? ( Приложение 3) - Ребята, а как описывает автор красоту природы в своем стихотворении? -Давайте ещё раз прочитаем стихотворение и понаблюдаем о том, какие слова для описания природы использует автор. -Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. О ком так пишет автор? Кто так обычно готовится к празднику? С кем же можно сравнить черемуху? - Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте) Почему они золотистые? - С чем сравниваются ветки дерева? глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворе | Внимательно слушают рассказ учителя Представляют весну Совместно с учителем проводят словарную работу Слушают внимательно учителя Высказывают свое мнение -Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта. - Радость, изумление, восторг, ликование. - Серебряный ручей, душистая, золотистая… -Душистая, кудри завила. -О черемухе. -Девушка. -С девушкой, невестой. -Черёмуха душистая, ветки золотистые -Блестят в лучах солнца -С кудрями | ЛУУД:развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Рассказ Слушание Словарная работа Беседа по содержанию
| |||
3.3 Первичное закрепление | - Сейчас я раздам вам конверты у каждой группы будет отрывок стихотворения и к нему вопросы. В группе вы должны прочитать отрывок и ответить на вопросы. 1.Чтение первого четверостишия и беседа по вопросам: 1) Как автор описывает черёмуху? 2) С кем сравнивает Черёмуху С.Есенин?
2.Чтение второго четверостишия и беседа по вопросам: 1) Какая картина предстаёт в вашем воображении? 2) Какое время суток отражено в стихотворении? Почему вы так думаете? 3. Чтение третьего четверостишия и беседа по вопросам: 1) Какой ещё образ рисует поэт в стихотворении? (образ ручья) 2) Как вы себе представляете себе это место? 4. Чтение четвёртого четверостишия и беседа по вопросам: 1) Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»? 2) Почему автор называет зелень «золотистой» 3) Как вы понимаете выражение «волной гремучею»? | В группах выполняют задание. Читают отрывок стихотворения. Отвечают на вопросы Ответы детей - Есенин сравнивает черемуху с девушкой Ответы детей - Изображена весна. Высказывают свое мнение - Образ ручья Ответы детей Ответы детей Высказывают свои предположения | МУУД:овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; | Беседа по содержанию Работа в группах | |||
Физминутка | - А сейчас я проверю, какая из групп внимательно слушала стихотворение и работала над ним. - Если я буду говорить правильное утверждение то вы делаете хлопок, если не правильное, то вы топаете. -Береза душистая? - Расцвела с весною? -Завила черемуха кудри? - Рядом с черемухой озеро? -Ручей большой? - Кисточки шелковые? | Выполняют физминутку -Береза душистая? (Нет –черемуха) - Расцвела с весною? (да ) -Завила черемуха кудри? ( да) - Рядом с черемухой озеро? ( нет –ручей) -Ручей большой? ( нет – маленький) - Кисточки шелковые? ( нет – атласные) | |||||
3.4 Самостоятельная работа | - Сейчас я предлагаю поработать вам самостоятельно и выполнить тест на карточках. После вы проверите выполненное задание по эталону на доске. ( Приложение 5) | Выполняют тест самостоятельно на карточках. Оценивают свою работу по критериям на доске | МУУД: формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; | упражнение | |||
3.5 Повторение и включение в систему знаний | -У вас у каждой группы есть раскраска с изображением черемухи и ручья. Каждая группа, должна договориться и раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. - Теперь я предлагаю каждой группе составить синквейн по нашему стихотворению. Схему составления синквейна вы можете увидеть у себя на столах.За существительное я предлагаю вам взять слово « черемуха». - Посмотрите на доску. У меня получился вот такой синквейн. Синквейн Черемуха Душистая, пышная Цветет, украшает, радует Черёмуху описывали многие поэты Красота | Выполняют задание учителя. Представляют свои рисунки | МУУД:готовность слушать собеседника и вести диалог, при- знавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Творческая работа | |||
- Откройте дневники, запишите домашнее задание : с.55 чтение наизусть + дополнительно иллюстрация к стихотворению | |||||||
4. Рефлексия | А теперь постарайтесь ответить на главный вопрос сегодняшнего урока : - С каким автором и каким его стихотворением мы сегодня познакомились? -Почему стихотворения поэта проникнуты любовью к природе? - Ребята, я предлагаю вам провести самооценку работы на уроке. - Встаньте те, кто считает, что работал сегодня отлично и заслужил отметку «5». - Встаньте те, кто заслужил «4»? - Поднимите руку те, кто считает свою работ удовлетворительной и вы готовы поставить себе «3»? Молодцы, спасибо за урок! | - Мы познакомились с творчеством С.А. Есенина « Черемуха» Отвечают на вопрос учителя Оценивают свою деятельность на уроке | МУУД: формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; | Беседа Самооценка |
Класс, предмет: 3«В» класс, «Литературное чтение»
Тема: С.А. Есенин «Черемуха»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: уметь выразительно читать и анализировать стихотворение С.А. Есенина « Черёмуха»
Задачи:
- освоение знаний о биографии С.А. Есенина и его стихотворении «Черемуха»
- овладение умениями читать выразительно
- развитие умения сравнивать анализировать, делать выводы
Планируемые результаты*
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; -готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | -наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; |
Межпредметные связи: окружающий мир
Оснащение урока:
для учителя: презентация, ТК, учебник
для обучающихся: учебник, конверты с заданием, карточки для самостоятельной работы
Приложение 1
Портрет С. Есенина
Сергей Александрович Есенин (1895–1925) родился в селе Константиново (ныне Есенино) на берегу Оки. Среди ребятишек был заводилой и драчуном.
Бабушка нежно любила внука, рассказывала ему сказки, но сказки с плохими концами. Серёжа не любил их и переделывал на свой лад. Дед пел внуку песни старые, тягучие, заунывные, а по субботам и воскресеньям пересказывал ему содержание Библии. Читать Есенин научился в 5 лет, а к 9 годам начал писать стихи, подражая частушкам.
Когда Есенину исполнилось 17 лет, он уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского, но не закончил, а вернулся в деревню. “Учился много, но ничего не кончил”, – писал о себе поэт.
1918 г. началась скитальческая жизнь Есенина. И, наконец, в 1923 г. вернулся в Россию. 2 года спустя поэт трагически погиб в Ленинграде.
На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей.
С большой любовью Есенин пишет о природе.Его еще называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза". Тема Родины – главная тема в творчестве поэта и она тесно переплетается с темой природы. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.
Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она
тесно переплетается с темой природы.
Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» -
вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была
доброжелательно принята читателями. Он стал
популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная
искренность, удивительная чуткость к земным краскам,
простота и прозрачность стиха. Сергей Александрович
Есенин прожил короткую (30 лет), но очень непростую
жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас
называется Есенино.
Приложение 2
- ликующее
- восторженное
- шутливое
- печальное
- весёлое
- праздничное
- радостное
- спокойное
- грустное
- мечтательное
Приложение 3
- ликующее
- восторженное
- шутливое
- печальное
- весёлое
- праздничное
- радостное
- спокойное
- грустное
- мечтательное
Приложение 4
Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.
Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.
Проталинка-оттаявшая земля, на которой уже нет снега.
Вкрадчиво – тихо,аккуратно
Приложение 5
Тест
А) расцвела Б) не распустилась В) зачахла 2. Как завила черемуха ветки? А)как виноград Б) как кудри В) как ленты 3. Какая роса сползает по коре? А)душистая Б) кристальная В) медвяная 4. В чем сияет пряная зелень? А) в серебре Б) в весне В) в золоте 5. Что бежит у проталинки в траве между корней? А) заяц Б) ручей В) кулик 6. Какая зелень горит на солнышке? А) серебристая Б) пушистая 7.Кто поет черемухе песенки? А) ручей Б) автор В) природа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...