Конспект урока литературного чтения по рассказу А. Куприна "Скворцы"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу А. Куприна "Скворцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit.chteniya.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение         Класс 4           Учитель: Акчурина Г.М.

Тема: А. Куприн «Скворцы»

Цель: анализ художественного текста, работа с текстом   А.Куприна «Скворцы» (поиск информации)

Задачи:

- формировать умение работать с текстом художественного произведения (поиск информации)

– расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;

 - воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Тип урока. Урок закрепления

Этапы урока

Время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

2 мин

Беседа. Учитель задает вопросы

- Здравствуйте, ребята! Близится весна, природа просыпается, все мы с нетерпением ждем прилета первых птиц. Наш урок сегодня будет связан с наступлением весны.

- На доске написано весеннее высказывание. Прочитайте его, пожалуйста.

«Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли» (слайд)

- К какому жанру литературы относятся эти слова?

- Как эта примета связана с нашим уроком?

(слайд)

- Что такое рассказ?

- Какое событие описывается в тексте?

Дети отвечают на вопросы

- Фольклор, народная примета

- На протяжении нескольких уроков мы изучаем рассказ Куприна «Скворцы» 

- Рассказ – это художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера. 

- Описывается наступление весны, прилет и жизнь скворцов

2. Проверка домашнего задания

10 мин

- Работу над этим произведением мы начнем с проверки домашнего задания. Она будет состоять из двух частей: навигация по тексту и словарная работа

1. Навигация по тексту (подготовлена учеником) (слайд)

1) с.49, абз. 1

Найдите поговорку

2) с.49, абз.  2

Найдите, в какое время суток лучше всего слушать песню скворца

3) с.42, абз. 2

Найдите, над какими морями пролетают скворцы по пути к нам

4) с.44, абз. 2

Найдите скорость полета скворца

5) с.42, абз.2

Найдите вес скворца

(слайд)

- Какую стратегию чтения мы использовали, осуществляя навигацию?

2. Словарная работа (слайд)

Тест, проверяющий знание значений устаревших слов, использованных в тексте

Что означают подчёркнутые слова или фразы?                

Выбери правильный ответ, обведи номер ответа.

  1. Барашки на вербах

А – то же самое, что ягнёнок

Б – то, что напоминает мех барашка

  1. Плешины среди снега

А – пятна, выделяющиеся на однородной поверхности своей окраской

Б – голые, не заросшие мехом или шерстью места тела

  1. Сажень

А - ловкий, хитрый приём

Б - нижний, свисающий край крыши

В - русская мера длины, равная 2 м 13 см

Г – шнурок с бусами

  1. Взяток

А – шнурок с бусами

Б -  нижний, свисающий край крыши

В - русская мера длины, равная 1 км 60 м

Г – нектар, собранный пчелой за один раз

  1. Снасти

А – приспособления для ловли рыбы

Б – шнурок с бусами

В – ловкий, хитрый приём

Г – русская мера длины, равная 1 км 60 м

№ вопроса

1

2

3

4

5

отметка

Ответ

«+»

5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

Менее 3 правильных ответов – обратись в толковый словарь, узнай лексическое значение слов

(слайд)

- Кто рано встал, тот не потерял

- Ранним утром

- Средиземное, Черное

- 80 верст в час

- 20-25 золотников

Взаимопроверка по эталону на доске

- Мы использовали поисковое чтение 

Взаимопроверка по эталону на доске

3. Этап актуализации знаний

3 мин

Анализ текста

1.- Кто является героем рассказа?

- Как автор описывает этих птиц? Дайте ответ словами из текста

- Какие эпитеты автор использует в описании?

- Какие метафоры автор использует в описании?

- Кто является героем-помощником?

- Какими словами автор описывает этих птиц?

- Что помогает автору показать характер птиц, кроме описания внешности, какой прием использует?

- Прочитайте, как автор словами описывает пение скворца, чириканье воробья?

- Какую стратегию чтения мы использовали, анализируя текст?

- Только ли внешние характеристики мы находим в тексте?

 2.- Сравнивает ли автор только внешность и повадки птиц?  Какую информацию мы еще узнали, прочитав рассказ?

- Как называются рассказы, в которых есть научная информация?

- Какой научно-популярный текст мы недавно читали?

- Героями рассказа является скворец, стая скворцов

Дети ищут в тексте и читают описание скворцов (с 42, 2 абзац).

- Скворцы - милые, веселые, общительные птицы; радостные вестники

- Метафоры - гости, вестники весны

- Героями-помощниками являются воробьи

Дети ищут в тексте и читают описание воробьев.

(с 45)

- Автор использует описание звуков, звукопись.

Дети ищут в тексте и читают описание пения скворца (с.49-50), чириканья воробья (с.45)?

- Мы использовали выборочное чтение.

- В тексте мы находим еще и научные факты.

- Мы узнали научную информацию: размер, количество яиц, скорость.

- Эти рассказы называются научно-познавательные, научно-популярные

- Л.Толстой «Черепаха»

4. Этап целеполагания и формулирования темы

2 мин

Учитель обсуждает с детьми отличия художественного текста от научно-популярного, важность формирования умения извлекать информацию из текстов различных видов, перечисляются уроки, а которых необходимы навыки работы с различными видами текста.

Затем просит сформулировать цели урока

(слайд)

Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения, делают предположения.

Дети формулируют цель урока:

- Формировать умение извлекать информацию из текстов разных видов.

5. Этап работы с различными источниками информации

10 мин

Парная работа с таблицей

(см. Приложение. Поиск информации в тесте)

(слайд)

- Прочитайте научно-популярный текст, заполните таблицу, внеся в нее информацию о скворце.

Изучая научно-популярный текст, дети вносят в таблицу отсутствующую информацию.

Фронтальная взаимопроверка (каждая пара озвучивает один из пунктов).

Задание на слушание: оценить верность составления таблицы.

Оценивание по результатам выполнения

6. Этап включения в систему знаний

3 мин

Парная работа с картой

-Найдите в тексте места зимования скворцов

- Места зимования - север Африки, юг Европы, Малая Азия.

7. Этап поиска информации в дополнительных печатных источниках

7 мин

Групповая работа с дополнительными печатными источниками (различная литература о птицах)

(слайд)

- Анализируя текст, мы узнали много интересной информации о скворцах и их жизни. Как вы думаете, о всех ли особенностях скворцов говорилось в этих текстах?

- К урокам окружающего мира вы часто делаете доклады, которые можно объединить общей темой: «Это интересно», используя при этом различные источники информации.

- Сегодня мы сами подобрали для вас различные книги о скворцах. Пользуясь дополнительной литературой, найдите информацию о скворцах по следующим темам:

1) Звукоподражание

2) Обустройство жилища

3) Польза и вред, приносимые скворцами

4) Внешний вид

- Конечно, не обо всех.

Дети объединяются в группы, находят и предлагают классу  дополнительную информацию о скворцах, ориентируясь на предложенные темы.

8.Этап рефлексии,  определения домашнего задания

3 мин

Подведение итогов урока

- Анализируя произведение с точки зрения художественного содержания, к какому выводу можем прийти, сравнивая скворца и воробья?

- Анализируя рассказ с научной точки зрения?

- Где мы можем применить эти знания в жизни?

Рефлексия

- Что привлекло на уроке?

- Какие знания получили, с помощью каких заданий?

- Какие способности в этом помогли? Какие развивали?

Дом. задание

Инд. задание - Составить текст любого вида про скворца, используя полученные знания.

1)действовать сообща, больше возможности выжить, но добиваясь цели правильнее действовать в одиночку, не забывая об окружающих

2)беречь птиц, помогать им в добычи корма и жилище

3) быть наблюдательным, замечать все вокруг, относиться бережно к природе

Характеристика героев с точки зрения науки (вид, место обитания, способ гнездования и т.д.)

- Наблюдая за природой, изучая окруж мир, выполняя проверочные работы и т.д

Приложение. Поиск информации в тексте

Название

Воробей домовой

Скворец обыкновенный

Длина тела

16 см

20-24 см

Масса тела

25-35 г

68-80 г

Окраска

Сверху коричневато-бурая с черными пятнами, снизу беловатая или серая. Щеки белые. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой.

Оперение черное с фиолетовым оттенком и многочисленными крапинками. Клюв черный, ноги буроватые, глаза коричневые.

Область обитания

В Европе и Азии, а также в Северной и Восточной Африке, Южной и Северной Америке, Австралии.

В Европе, умеренном поясе Западной Азии до Байкала и Индии, а также в Северо-Западной Африке.

Место гнездования

Гнезда устраивает в разнообразных местах – в щелях строений, в норах оврагов, в стенках гнезд крупных птиц, в дуплах деревьев, может занимать скворечников.

Дупла старых деревьев, искусственных дуплянках, специально развешанных в парках, садах и огородах.

Образ жизни

Оседлый

Перелетные

Питание

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми.

Наземные насекомые, моллюски, дождевые черви

Кладка

4- 10 яиц

4-7 яиц

Забота о потомстве

Через 10 дней после выступления птенцы вылетают из гнезда

Подросшие птенцы, покинув гнездо, еще некоторое время остаются под опекой родителей

Уровень В, С                   Ф И (участники группы) ________________________________________________________________________________________________________

Название

Воробей домовой

  1. Длина тела

16 см

  1. Масса тела

25-35 г

  1. Окраска

Сверху коричневато-бурая с черными пятнами, снизу беловатая или серая. Щеки белые. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой.

  1. Область обитания

В Европе и Азии, а также в Северной и Восточной Африке, Южной и Северной Америке, Австралии.

  1. Место гнездования

Гнезда устраивает в разнообразных местах – в щелях строений, в норах оврагов, в стенках гнезд крупных птиц, в дуплах деревьев, может занимать скворечников.

  1. Образ жизни

Оседлый

  1. Питание

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми.

  1. Кладка

4- 10 яиц

  1. Забота о потомстве

Через 10 дней после выступления птенцы вылетают из гнезда

Уровень А                  Ф И (участники группы) ________________________________________________________________________________________________________

Название

Воробей домовой

  1. Длина тела
  1. см

  1. Масса тела
  1. г

  1. Окраска

Сверху коричневато-бурая с черными пятнами, снизу беловатая или серая. Щеки белые. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой.

  1. Область обитания

В Европе и Азии, а также в Северной и Восточной Африке, Южной и Северной Америке, Австралии.

  1. Место гнездования

Гнезда устраивает в разнообразных местах – в щелях строений, в норах оврагов, в стенках гнезд крупных птиц, в дуплах деревьев, может занимать скворечников.

Приложение. Дополнительная литература

Детям о скворце

Наконец-то весна широкой смелой поступью зашагала по лесам и полям. Чувствуя ее приближение, снежные сугробы съежились и потемнели. А на горизонте появилась стая птиц, издали похожая на огромную рыбацкую сеть, неведомо каким чудом раскинувшуюся прямо в голубом небе. Это прилетели скворцы.

Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки.

Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей.

Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.

О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Скворечники долгое время были распространены только на территории нашей страны, но в последнее время их стали использовать и в странах Европы.

Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда.

Наведя порядок, скворец приглашает в гости подружку. Если той понравится домик, она остается в нем и вскоре молодая семья начинает высиживать птенцов. Самец хоть и нечасто, но подменяет самку и терпеливо высиживает яйца. Но в остальное время он продолжает летать по окрестностям и весело распевать во весь голос жизнерадостные песни.

С появлением птенцов скворцу уже некогда заниматься вокалом. С утра до ночи он вместе с самкой носит в скворечник насекомых, чтобы накормить малышей. Трудовая вахта по добыванию корма продолжается около трех недель. Но вот птенцы подросли, и наступила пора им покинуть скворечник. Однако молодежь не хочет покидать уютное родительское гнездо, и тогда родители применяют хитрый ход. Они перестают носить птенцам корм и садятся на ветки неподалеку от скворечника, держа в клювах насекомых. Хочешь кушать? Вылетай из гнезда!

Поневоле птенцам приходится выбираться на волю, чтобы утолить голод. Постепенно они становятся самостоятельными и уже сами добывают себе пропитание. Молодые скворцы покидают наши широты очень рано. Уже в июне они начинают улетать в теплые края. Но старые скворцы будут кочевать по родным местам до самой осени, распевая при этом во весь голос свои звонкие песни.

Скворцы

Скворцы одни из самых обычных птиц.

Это птицы среднего размера, длина их тела составляет в среднем 20 см, вес — около 100 г. Клюв у этих птиц прямой и острый, среднего размера, крылья умеренной длины, а хвост прямой, у многих видов длинный. Окраска большинства видов темная, отдельные части тела могут быть окрашены в белый, розовый цвета.

Скворцы населяют все климатические зоны Европы, Азии и Африки (кроме полярных). Скворцы умеренного пояса (обыкновенный, розовый скворец) перелетные, зимуют они по соседству с другими видами в Африке и Южной Азии.

Характерно, что будучи стайными птицами, скворцы могут встречаться и отдельными парами. Размеры их стай также очень сильно варьируют — от небольших групп в 10-15 особей до многомиллионных полчищ. К собратьям эти птицы относятся очень по-дружески, между ними не бывает драк, а об опасности или найденной пище скворец оповещает всю стаю. Все виды скворцов отличаются резким, громким голосом, они вообще большие любители покричать.

В природе скворцы очень подвижны, их шумные стайки находятся в постоянном поиске пищи, а сами птицы ведут себя смело и даже нахально. Так, весной скворцы часто выгоняют более мелких птиц (воробьев, например) из уже занятых гнездовий, стая этих пернатых способна атаковать и более крупного хищника (сову, ворону), но при условии, что стая действительно большая. Полет скворцов быстрый и маневренный, когда вся стая подымается в небо, кажется будто ожила гигантская туча. По веткам и стеблям они передвигаются скачками, ловко цепляясь лапками за стебли, по земле ходят неспешно.

Питаются скворцы преимущественно животной пищей: прямокрылыми насекомыми (кузнечиками, саранчой) и их личинками, дождевыми червями, слизнями. Во время массового нашествия саранчи они питаются исключительно ею. Вместе с тем скворцы охотно клюют ягоды и фрукты, по этой причине они так любят селиться в садах.

Размножение у перелетных видов начинается рано, уже в апреле скворцы захватывают гнездовья и песнями обозначают границы своей территории. Эти птицы удивительно неприхотливы в выборе мест гнездования: гнезда могут располагаться в расщелинах скал, старых или уже занятых гнездах других птиц (хозяева в этом случае изгоняются), под крышами домов, в искусственных сооружениях. Недаром искусственные гнезда называют скворечниками, ведь именно скворцы первыми проявляют к ним интерес. Лоток гнезда выстилается мягкой травой, перьями других птиц, шерстью линяющих животных. Самка откладывает 4-7 яиц белого, зеленоватого или бледно-голубого цвета и насиживает их 2-3 недели. Самец не принимает участия в насиживании, но обеспечивает подругу пищей.

После вылупления птенцов их выкармливают оба родителя. Будучи прожорливыми птицами, во время выведения потомства скворцы утраивают свои аппетиты. Они приносят выводку корм 100-300 раз в сутки! Общая масса пищи при этом в 2-3 раза превосходит массу взрослой особи. Птенцы растут очень быстро и уже через 15-20 дней покидают гнездо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева

Конспект открытого  урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева "Мой знакомый бегемот" по учебнику Е.И.матвеевой(программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)...

Конспект урока литературного чтения по рассказу Иосифа Дика "Красные яблоки"

Урок  литературного  чтения в 3-м классе по рассказу Иосифа Дика «Красные яблоки» учебник литературного чтения Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В одном счастливом де...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы  - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе для обучающихся с ОВЗ. Тема урока: Рассказ «Утренние лучи» К.Д. Ушинского.

Познакомить обучающихся с ОВЗ (обучающие с нарушенным слухом) с рассказом Ушинского К.Д. «Утренние лучи», создать эмоциональную атмосферу, необходимую для восприятия произведения....

Конспект урока литературного чтения «Маленькие рассказы Н. Сладкова» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Н. Сладкова и его рассказами; формирование умений удерживать внимание при прослушивании и прочитывании произведений.Планируемые результ...

конспект урока литературное чтение "Страшный рассказ" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина; развитие навыков выразительного, беглого ...