Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева "Мой знакомый бегемот" по учебнику Е.И.матвеевой(программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_cht_3_kl_yakovlev_moy_znak_begemot.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
учебник Е.И. Матвеевой
Тема: Ю.Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика.
Применяемые технологии:1.Педагогика сотрудничества.2.Технология уровневой дифференциации обучения.3.Групповые технологии.4.Здоровье-сберегающие технологии.5.Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Цель урока:
Обучающий аспект: закрепление знаний о писателе Ю.Я. Яковлеве и его произведениях, расширение кругозора учащихся. Учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты. Научить отличать художественное произведение от научно-популярного. Учить сопоставлять тексты. Учить находить в тексте авторские приемы: эпитет, сравнение , описание.
Развивающий аспект: развивать речь учащихся в совместной деятельности; развивать творческие возможности и неординарность мышления. Развивать творческое мышление, эмоциональную сферу.
Воспитательный аспект: дать возможность услышать другого человека в совместной деятельности (раскованность, свободное общение, учет интересов учащихся, их возможностей). Воспитывать умение чувствовать красоту слова.
Задача урока: высветить личность и судьбу Ю.Я. Яковлева– интересного человека, замечательного писателя; пробудить интерес к чтению как к увлекательному процессу. Прививать желание больше читать произведений писателей о природе, о животных. Проанализировать отличия художественного текста от нехудожественного.
Оборудование:
1. Презентация
2. На доске написан эпиграф урока.
3. Выставка книг Ю.Я. Яковлева.
4. Иллюстрации к произведениям писателя.
5. Карточки с заданиями.
6. Фотоаппарат.
Эпиграф к уроку: «Всё занимательно для нас, когда душа открыта для простых впечатлений»
(К.Г.Паустовский)
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
(Перед началом урока звучит «Колыбельная медведицы» из м\ф «Умка»)
Ход урока
(Слайд 1.)
1.Создание ситуации успеха.(1 мин)
(Обуваю туфли на каблуках)
-Я выросла? Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже вырастете. (Фотографирую).Повернитесь к своему соседу по парте , прикоснитесь ладошками друг к другу и давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей и взаимопонимания.
2.Проверка домашнего задания.(3-4 мин)
-На прошлом уроке мы познакомились с новым произведением. Сейчас возьмите карточки у вас на столах, подпишите. Проверим ваше домашнее задание.
(Дети работают по индивидуальным карточкам)
Дома я читал(а)-----------------------------------------------------------------------------
Главным героем произведения является-------------------------------------------------, который-------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы теста:
1.К какому жанру литературы относится прочитанное дома произведение?
А)сказка
Б)рассказ
В)басня
2.Кто автор произведения?
А)К.Г. Паустовский
Б)Ю.Я. Яковлев
В)М.С. Пляцковский
3.Кто главный герой произведения?
А)фантастическое облако в образе бегемота
Б)вполне реальный бегемот
В)дрессировщик Степан
4.Что сделал бегемот в конце произведения?
А)убежал из цирка
Б) спас дрессировщика Степана
В)спас автора
-Давайте проверим тексты, которые у вас получились(Слайд 2)
Дома я читал рассказ Ю.Я. Яковлева «Мой знакомый бегемот».
Главным героем произведения является вполне реальный бегемот, который спас дрессировщика Степана от рогов антилопы.
-Отложите листочки с заданиями в сторону. В конце урока я их соберу и после проверки проставлю оценки за домашнее задание.
3.Объявление темы и целей урока.(1-2 мин)
-Сегодня на уроке мы продолжим работу по произведению Ю.Я. Яковлева, сравним его с другим текстом, попробуем ответить на вопрос: что хотел сказать нам, читателям, автор, какие средства и приёмы он использовал. Как вы думаете, чему еще будем учиться на уроке?(анализировать произведение, находить ключевые слова, характеризующие героев, давать им свою оценку, развивать свою речь)
4.Сообщение учеников о жизни, творческом пути и личности писателя.
(4 мин)
-Перед уроком звучала знакомая вам мелодия. Вы узнали её?( «Колыбельная медведицы из мультфильма про медвежонка Умку.»)Музыку написал композитор Евгений Крылатов. А знаете ли вы , кто написал слова? (Ю.Я. Яковлев)
Сообщения ребят.(Слайды 3, 4)
Юрий Яковлевич Яковлев (22 июня 1923, Ленинград — 29 декабря 1996, Санкт-Петербург) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.
(из автобиографии). Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. "Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова.
Стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии"
В прозе с 1960 г. (повесть «Станция Мальчики»), в кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм».
Автор сценариев игровых и анимационных фильмов:
1962 «Мальчик с коньками»
1969 «Умка»
1970 «Умка ищет друга»
1972 «Зимородок»
1973 «Был настоящим трубачом»
1974 «Верный друг Санчо»
1975 «У меня есть лев»
1976 «Колыбельная для мужчин»
1977 «Девочка, хочешь сниматься в кино?»
1980 «Мы смерти смотрели в лицо»
1982 «Родился я в Сибири»
1982 «Семеро солдатиков»
1985 «Площадь Восстания»
(Слайд 5)
-Посмотрите на следующий слайд-здесь вы видите некоторые книги, написанные этим автором.
5.Рефлексия.
-Так о ком писал в своих произведениях Ю. Я. Яковлев?
6.Работа по теме урока.(2 мин)
-В своем раннем творчестве Ю. Яковлев проявил себя как поэт. А потом начал писать рассказы. Наверное, поэтому его прозу можно назвать поэтической.
«Нет, я не изменил поэзии,-писал автор.-Поэтические образы перекочевали из стихов в рассказы, а ритмы стихов сменили ритмы прозы. Я не мыслю рассказа без внутреннего ритма, без строгого построения, без поэтической атмосферы». (Слайд 6)
-Как вы думаете, какова тема рассказа «Мой знакомый бегемот»?
(Любовь к животным)
-А кто является главным рассказчиком?(Взрослый человек, чуткий и внимательный, душевный и понимающий)
-Ребята, а вы сразу поверили рассказчику?
-Действительно, весь рассказ создан в удивительной атмосфере понимания автором человека и животного.
-Прочитайте описание фантастического облака в образе бегемота.
(Читает ученик)
-Описание необыкновенно точное. Но об этом ли бегемоте идёт речь дальше в рассказе? Докажите.
А)работа в парах:(4 мин)
-Давайте теперь немного поподробнее остановимся на описании реального бегемота. Вы сейчас поработаете в парах. Какие качества необходимы для такой работы?
(Слайд 7-«Правила сотрудничества» и Слайд 8-«Правила этикета)
-На каждом столе есть карточка с заданием. Нужно будет стрелкой, посоветовавшись с соседом по парте, соединить предмет описания с самим описанием.
Работа в парах
голова | Небо, опалённое зарёй |
пасть | Огромный, до ушей |
нёбо | Зубастая, необъятная, пышущая жаром |
рот | Большая и тяжёлая, как колокол |
Б)Проверка.(2 мин)
-Очень многое в рассказе складывается из деталей .Какие ещё детали описания реального бегемота вы можете добавить?
- …уши маленькие, скрученные фунтиком- два розовых фунтика…
- …розовый язык, розовая гортань…
- ..кажется, из огромного зева вот-вот выкатится солнце. И жаркое дыхание-это его приближение…
- ..глаза бегемота…в них не было ленивого безразличия увальня . Глаза были на чём-то сосредоточены. Может быть, бегемот вспоминал свой родной край, или думал о подруге, или у него что-то болело.
- Что в описании указывает на то, что автор старается показать бегемота необыкновенным?(цвет)
-Очеловеченным?(Вспоминает родной край, думает о подруге).
В)Случай из жизни бегемота.(4-5 мин)
-Какими считают бегемотов большинство людей?( увальнями, неповоротливыми)
-А какой интереснейший случай из жизни бегемота описывает автор?
(бегемот спас дрессировщика Степана)
-Как вы думаете, зачем автором был рассказан этот случай?(Чтобы читатель изменил своё мнение о бегемотах; чтобы поведать секрет глаз бегемота)
-Давайте обратимся к этому отрывку и перечитаем его.(Мне открылась…любовью к человеку)-с.34
-Можно ли после этих слов не любить героя произведения?
-Ребята, поднимите руку, чьи представления о бегемотах изменились после чтения рассказа? Как? Может, что-то еще изменилось в вашем представлении об этом мире? (Отношение к полным, неуклюжим людям)
В какой мир мы возвращаемся в конце рассказа?(фантастический)
-Прочитайте последний абзац.
-Как много оттенков чувств в этом рассказе! Как бережно автор относится к своему герою, любит его, восхищается им и лишь иногда иронизирует.
Г)Физкультминутка.
-А чтобы доказать , что никакие бегемоты не увальни, давайте потанцуем вместе с ними.(Слайд 9)(2 мин)
7.Анализ отличия художественного текста от нехудожественного
а)Чтение учителем статьи из энциклопедии для детей «Аванта+» «Бегемоты» (3 мин)
-Можем ли сказать что-либо об отношении автора к объекту описания в статье энциклопедии? А у Яковлева?
-Давайте вспомним, а что такое описание?(Слайд 10)
-Сейчас вы будете выполнять задание в группах, но прежде давайте вспомним правила сотрудничества в группе(зачитываются детьми со слайда 11)
(Раздать группам листочки)
Б)Работа в группах.(Слайд 12)
-Разделимся на группы по 4 человека(по 2 парты).Ваша задача-определить,
с помощью каких изобразительных средств выражена авторская позиция в первом тексте?(«Мой знакомый бегемот») и найти такие же средства во втором тексте(статья из энциклопедии «Бегемоты»). (4 мин)
в)Проверка.(5 мин)
-В первом тексте есть сравнения, художественные описания, эпитеты.
-Давайте вспомним , что это такое.(Слайд 13)
-Во втором тексте-нет, но зато он точен, содержит детальное описание внешнего вида, веса, среды обитания животного и другие реальные признаки.
-В каком тексте раскрывается внутренний мир автора, его способность к фантазированию, воображению?
(Слайд 14)-На основании выделенных признаков первый текст будем называть художественным. Именно в нем автором создается особый мир отражения действительности, художественный образ. Второй текст-нехудожественный, научно-популярный, предназначенный для знакомства с физическими признаками животного.
8.Проверка усвоенного.(3-4 мин)
-Послушайте ещё один замечательный текст о бегемоте( теперь поэтический).
(подготовленный ученик читает стихотворение К. Ерёмина «Бегемот»)
Познакомьтесь, дети, я- Губастик!
Вы не бойтесь, ближе подходите,
И, во-первых, дорогие, здрасьте!
Во-вторых, чем вкусным угостите?
Я толстяк и с виду неуклюжий,
Мой наряд, как видите, неяркий.
Мне подходит больше климат южный,
А живу в сибирском зоопарке.
Что я зол, возможно, скажет кто-то.
Это же досадная ошибка,
Посмотрите, ведь у бегемота
Самая огромная улыбка.
Разве может злюка улыбаться?
У него ж от злости сводит губы.
Почешите мне за ушком, братцы,-
Бегемот ведь тоже ласки любит.
-Какой это текст- художественный или нехудожественный?
-По каким признакам его можно отнести к определенному виду текста?(художественный образ добродушного бегемота, умеющего улыбаться. Поэт создал образ Губастика , очень симпатичного самому автору. Его искреннее, любовное отношение к бегемоту передается и читателю)
9.Д.з.-По выбору: научиться выразительно читать отрывок из рассказа Ю.Я. Яковлева «Мой знакомый бегемот» (описание реального бегемота, с.29-30) или написать ответ на вопрос :«Изменилось ли твоё отношение к бегемотам после прочтения рассказа Ю.Я. Яковлева «Мой знакомый бегемот?» (1-2 мин)
10.Итог урока.(2-3мин)
-У нас в классе всегда присутствует наше солнышко, ведь наш класс называется «Солнышко». Солнце-это свет. Свет ваших сердец, добрых, настоящих, искренних. И я желаю вам, дорогие мои, чтобы вы смело шли в этот изменчивый мир, чтобы видели в нем интересные детали и умели различать под порой не очень привлекательной внешностью богатый внутренний мир, доброту.
-В начале урока я сказала , что надеюсь, что вы к концу урока вырастете. Как вы думаете, вы выросли?
Благодарю вас за эмоции и за те слова, которые вы дарили сегодня на уроке.(Отмечаю активно работающих детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».
Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева "Воробей"
"Любовь - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти"...
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....