Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. "Школа России".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа
город Нововоронеж»
Рассмотрено: На заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО
_____________ /Деркачева А.А./ Протокол № 1 от « 24 » августа 2020г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Плугатыренко Е.Н./ « 25 » августа 2020 г. | Утверждаю: Директор МБОУ Нововоронежская СОШ № 1 _____________ /Н.В. Бокарева/ Приказ № 39 о.д. от «26 » августа 2020 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
IV «Б» класс
Учитель начальных классов
Кол Наталья Евгеньевна, ВКК
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся IV класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1;
- Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Процент неурочной занятости составляет – 20 %.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы (Пособие для учителей начальных классов) – Москва, «Просвещение», 2011.
2. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2 частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Москва, «Просвещение», 2014.
3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. – Москва, «Просвещение», 2020.
4. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс Москва, «ВАКО», 2020.
5. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. Москва, «ВАКО», 2020.
Планируемые результаты изучения предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания, в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее – смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев);
- умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
Введение. Знакомство с учебником (1 ч.)
Летописи. Былины. Жития ( 8ч )
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского».
Чудесный мир классики (17ч.)
П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).
Поэтическая тетрадь (7ч.)
Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот…»; А.Н. Плещеев. «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (12 ч.)
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час (7 ч.)
Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».
Страна детства (7 ч.)
Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М. Зощенко. «Ёлка».
Поэтическая тетрадь (3 ч.)
В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства».
Природа и мы (11 ч.)
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин. «Выскочка»; Е.И. Чарушин. «Кабан»; В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (5 ч.)
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»; С.А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н.М. Рубцов. «Сентябрь»; С.А. Есенин. «Лебёдушка».
Родина (5 ч.)
И.С. Никитин. «Русь»; С.С. Дрожжин. «Родине»; А.В. Жигулин. «О, Родина!»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (6 ч.)
Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв «Путешествие Алисы»; Р. Сеф. «Весёлые стихи».
Зарубежная литература (13 ч.)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с учебником | 1 |
2 | Летописи, былины, сказания, жития | 8 |
3 | Чудесный мир классики | 17 |
4 | Поэтическая тетрадь | 7 |
5 | Литературные сказки | 12 |
6 | Делу время – потехе час | 7 |
7 | Страна детства | 7 |
8 | Поэтическая тетрадь | 3 |
9 | Природа и мы | 11 |
10 | Поэтическая тетрадь | 5 |
11 | Родина | 5 |
12 | Страна фантазия | 6 |
13 | Зарубежная литература. | 13 |
Итого: | 102 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ | Тема | Форма занятия | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | Викторина | 2-4 сент. | |
Летописи, былины, сказания, жития. ( 8 ч.) | ||||
2 | Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | 7-11 сент. | ||
3 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Игра-исследование | ||
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | |||
5 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. | |||
6 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. Проверка техники чтения. | |||
7 | Житие Сергия Радонежского. | |||
8 | Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». | Викторина | 14-18 сент. | |
9 | Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». | |||
Чудесный мир классики (17ч) | ||||
10 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конек – Горбунок» | Игра-исследование | ||
11 | П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 21-25 сент. | ||
12 | П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев. | |||
13 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» | |||
14 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 28 сент.- 2 окт. | ||
15 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | |||
16 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | |||
17 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 5-9 окт. | ||
18 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» | |||
19 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | |||
20 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев | 12-16 окт. | ||
21 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство» | |||
22 | Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня | Игра-исследование | ||
23 | А. П. Чехов «Мальчики» | 19-23 окт. | ||
24 | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | |||
25 | Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» | Викторина | ||
26 | Оценка достижений | 2-6 нояб. | ||
Поэтическая тетрадь (7ч) | ||||
27 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…» | |||
28 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки» | |||
29 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | 9-13 нояб. | ||
30 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов «Школьник» | |||
31 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки» И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | |||
32 | Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь № 1» | Викторина | 16-20 нояб. | |
33 | Оценка достижений | |||
Литературные сказки (12ч) | ||||
34 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | |||
35 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 23-27 нояб. | ||
36 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | Игра-исследование | ||
37 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | |||
38 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 30 нояб. - 4 дек. | ||
39 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | |||
40 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | |||
41 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 7-11 дек. | ||
42 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | |||
43 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части | |||
44 | Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики». Проверка техники чтения. | Игра-соревнование | 14-18 дек. | |
45 | Оценка достижений. | |||
Делу время – потехе час (7ч) | ||||
46 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | |||
47 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | 21-25 дек. | ||
48 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Игра-исследование | ||
49 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка | |||
50 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения | Игра-театрализация | 11-15 янв. | |
51 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | Викторина | ||
52 | Оценка достижений. | |||
Страна детства (7ч) | ||||
53 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Игра-исследование | 18-22 янв. | |
54 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения | |||
55 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | |||
56 | Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 25-29 янв. | ||
57 | М.М. Зощенко «Ёлка» | Игра-исследование | ||
58 | Обобщающий урок «Страна детства». | Викторина | ||
59 | Оценка достижений. | 1-5 февр. | ||
Поэтическая тетрадь (3ч) | ||||
60 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | |||
61 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». | |||
62 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 8-12 февр. | ||
Природа и мы (11ч) | ||||
63 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». | |||
64 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. | |||
65 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 15-19 февр. | ||
66 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | |||
67 | М.М. Пришвин «Выскочка» | |||
68 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка | 22-26 февр. | ||
69 | Е. И. Чарушин «Кабан» | |||
70 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | |||
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | 1-5 март. | ||
72 | Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы». | Викторина | ||
73 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | |||
Поэтическая тетрадь (5ч) | ||||
74 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». | Игра-исследование | 9-12 март. | |
75 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Лебедушка». | |||
76 | С.А. Есенин «Лебедушка» | |||
77 | Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | Викторина | 15-19 март. | |
78 | Оценка достижений. Проверка техники чтения. | |||
Родина (5 ч) | ||||
79 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | |||
80 | С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | 29 март. - 2 апр. | ||
81 | Обобщающий урок «Родина» | Викторина | ||
82 | Проект «Они защищали Родину» | |||
83 | Оценка достижений. | 5-9 апр. | ||
Страна фантазия (6ч) | ||||
84 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». | |||
85 | Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра. | |||
86 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | 12-16 апр. | ||
87 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | |||
88 | Путешествие по стране Фантазии. | Игра-путешествие | ||
89 | Оценка достижений. | 19-23 апр. | ||
Зарубежная литература. (13ч) | ||||
90 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | |||
91 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | |||
92 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка | 26-30 апр. | ||
93 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | |||
94 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев | |||
95 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 4-7 мая | ||
96 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки | |||
97 | С. Лагерлёф «Святая ночь». Проверка техники чтения | |||
98 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | 11-14 мая | ||
99 | С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда | |||
100 | С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда | |||
101 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | Викторина | 17-21 мая | |
102 | Урок – игра «Литературные тайны» | Игра-соревнование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению программа "Школа России"
Программа "Школа России" литературное чтение...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
Содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику деятельности учащихся....
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс.
КТП по литературному чтению 4 класс.УМК "Школа России"...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс...