Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. формировать  умения составлять слова и читать их;
  3. формировать умения соблюдать гигиенические требования при письме;
  4. совершенствовать умение анализировать написанное.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ/ПИСЬМО

Дата: 07.11.2021

Школа: №152

Класс: 1 «е»

Урок: 3

Время: Кабинет: 109

Студент: Стратулат Г. В.

Группа: 45

Учитель: Чепуренко Г. А.

Методист: Кошкарова Л.С

Тема урока «Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё»

Тип урока: рефлексия

Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. формировать  умения составлять слова и читать их;
  3. формировать умения соблюдать гигиенические требования при письме;
  4. совершенствовать умение анализировать написанное.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте прописи, ручки, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Меня зовут – Галина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Знания, которые вы получите на уроке  обучения грамоте, помогут вам учиться дальше, в следующих классах. Надеюсь, сегодня, вы преодолеете все трудности на пути к знаниям. Желаю вам удачи, у вас всё обязательно получится.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

- Посмотрите, к нам на урок пришел гость. Это Винни Пух.

-Ему нужна помощь, он не может найти подарок, который он приготовил на день рождения своему лучшему другу Ослику Иа. Для того, чтобы помочь Винни, мы должны выполнить задания.

Задание 1

Речевая разминка.

 та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

-Молодцы! Мы выполнили первое задание и Винни становится на шаг ближе к подарку!

слушают учителя

На доске слайд, с изображениями сказочных героев.

Предметные: уметь определять отличать звуки.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Наглядный: презентация

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

Задание 2

- Ребята, вспомните какую букву, и звуки вы изучали на прошлом уроке?

-На слайде представлены слова.

-Скажите, а что их объединяет?

-Посмотрите на доску, почему я от буквы ё поставила две стрелочки?

-В каких случаях мы слышим [й' о],  а  в каких['о]?

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы можем поставить?

- Чтобы достичь поставленной цели, нам нужно хорошо потрудиться.

 

Отвечают на вопросы

-Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё.

- В каждом слове есть буква Ё

-Потому что буква ё обозначает два звуков.

-[й' о] ,когда буква ё стоит в начале слова, после гласной или Ь; ['о], когда ё стоит в конце  или середине слова, после согласной.

-  Обобщение по теме «Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё».

-Закрепить знания о букве Ё,ё и звуках [й' о], ['о].

Метапредметные:

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная,

Словесный метод: беседа

Практический: работа в прописи

Решает проблемную ситуацию:

Задание 3

Звуковой анализ слова «Ёжик»

-Что изображено на рисунке?

-Произнесем слово, теперь по слогам.

-Сколько слогов в слове Ёжик? Почему?

-Произнесем с ударением.

-На какой слог падает ударение?

-Какой первый слог? Произнесите протяжно.

-Дайте характеристику звуку [Й].

-Дайте характеристику звуку [ О].

-Сколько букв в слове ЁЖИК?

-А сколько звуков?

-Почему звуков больше чем букв?

Звуковой анализ слова «Берёза»

-Какое дерево изображено на рисунке?

-Произнесем слово, теперь по слогам.

-Сколько слогов в слове Берёза?

-Произнесем с ударением.

-На какой слог падает ударение?

- Произнесите протяжно данный слог.

-Дайте характеристику звуку [О].

-Сколько  в слове букв?

-А сколько звуков?

-Почему здесь одинаковое количество букв и звуков?

Какой буквой мы обозначаем эти звуки?

-Мы выполнили еще одно задание и помогли Винни Пуху на шаг приблизиться к цели.

Задание 4.

-Откройте прописи на странице 11.

-Прежде чем начать работать в прописях, проверьте правильно ли вы сидите.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно!

-Ребята, возьмите в руки ручку, под мой счет попробуем написать в воздухе заглавную букву Ё. А теперь строчную.

Задание 4

-Откройте прописи на странице 11.

-Прежде чем начать работу в прописях,  проверьте, правильно ли вы сидите

-Школьник должен полностью занимать сидение стула. Спина опирается на спинку стула.
-Ноги должны опираться полной ступней на пол или на подножку парты, опора нужна для разгрузки спины.
-Грудь должна находиться от края стола на расстоянии не менее чем ваш кулачок.
-Руки должны свободно лежать на парте, а плечи расслаблены.

Пальчиковая гимнастика

-Ребята, возьмите ручку в руку, поставьте руку на локоток и под мой счет попробуем написать в воздухе заглавную букву Ё. А теперь строчную.

-Отлично!

-Чтобы запомнить движение руки, обводим букву  прописную букву на первой строке в прописи.

Изучают новый материал:

-Ёжик

-Ё-жик

-Два, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Проверим: поставим ладошку под подбородок

-На первый

- Ё,[й' о]

[Й] – СОГЛ, МЯГКИЙ , ЗВОНКИЙ

-[ О] – Гласный, ударный

4 буквы

5 звуков

Буква Ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука -[й' о].

-Берёза

-Бе-рё-за

-Три

-На второй

-Гласный, ударный   ['о].

6 букв

6 звуков

«ь» не дает звука.

Предметные: уметь проводить звуковой анализ; работать по схеме.

Метапредметные:

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация, наглядный материал, пропись.

Отлично!

-Чтобы запомнить движения руки, обводим прописную букву «ё» на первой строке в прописи.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового материала.

Формы: индивидуальная фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический метод: чтение

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

Задание 5

-Посмотрите на доску, здесь представлены слоги и слова с буквой Ё.

-Давайте вместе прочитаем слоги:

ЁМ

ЁЛ

ЁЖ

ВЁ

БЁ

МЁ

ЛЁ

-Кто желает прочитать слоги и слова?

(Ёрш, ёж, ружьё, вёсла)

-Отлично!

-Сейчас мы поиграем в игру, необходимо соотнести слова и модели слов.

(Клён, ёрш, вёдро, конёк,  мёд)

Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 32.

-Рассмотрите иллюстрацию верхней части страницы.

-Что на ней изображено?

-Предположите, о чем говорится в тексте.

-Прочитаем текст по цепочке.

-Сделайте вывод. Наши предположения оказались верны?

Выполняют упражнения на закрепление нового материала.

Дети читают

На доске представлены карточки со словами и карточки с моделями слов. Задача детей – найти пары.

Например: https://sun9-47.userapi.com/impg/bc6KJkYID38IWeJtafvQ1xEBcqdKlyCg8tQvbw/nvr-DxuYy58.jpg?size=306x120&quality=96&sign=1de5cd1c08254aa871341d1287bcc850&type=album - клён.

Предметные:  уметь читать слоги .

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Слоги, слова (раздаточ.материал)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа.

Самопроверка

Организует выполнение самостоятельной работы:

Задание 6

- Сейчас вам предстоит самостоятельная работа.

- Ваша задача открыть пропись на странице 11, прописать первые 4 строки (соединение букв «ёе», слоги «то», «тё»; слово «утёнок», слоги «со», «сё»).

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и зеленым карандашом подчеркните самый красивый элемент, на ваш взгляд.

-Поменяйтесь тетрадями обратно!

Выполняют самостоятельную работу

Предметные: уметь писать буквы «Ё,ё».

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Пропись, презентация.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная; работа в парах

Словесный метод: беседа

 Работа в парах.

Задание 7

-Ребята, сейчас вы поработаете в парах,  на слайде написаны слова. Ваша задача прочитать их и совместно составить предложения, используя данные слова.

  (Ёлочка, Серёжа, сестрёнка, Алёнка)

-Составьте предложение о Сереже и сестрёнке.

-Пары первого ряда, прочитайте свои предложения.

-Составьте предложение об Алёнке и ёлочке.

-Второй ряд, прочитайте составленные предложения.

-Составьте предложение о ёлочке.

-Третий ряд, прочитайте предложения.

-Отлично!

-Нашему гостю осталось совсем немного дойти до подарка.

Слушают, отвечают устно.

-

Предметные: уметь работать по дополнительному материалу.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Урок подходит к концу, поэтому давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

-Какие звуки обозначает буква ё?

-Когда обозначает 2 звука? Когда 1?

-Скажите мне, Винни Пух достиг своей цели и нашел подарок для своего друга?

-Наши сказочные герои передают вам спасибо за помощь!

Отвечают на вопросы:

- Закрепить знания о букве Ё, научиться ее писать.

-[й' о], ['о].

--[й' о] ,когда буква ё стоит в начале слова, после гласной или Ь; ['о], когда ё стоит в конце  или середине слова, после согласной.

Да

Предметные: уметь грамотно построить свою речь.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Раздаточный материал для рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:формирование знаний о звуках [х] [x]и букве Х; формирование навыка правильногокаллиграфического  письма, орфоэпического чтения, форми...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий звук [ч], [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знаний о звуке [ч’] и букве Ч; формирование навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирова...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучение грамоте+письмо «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает» (Умк Перспектива,1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о букве Ю и звуках, которые она обозначает; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения; формиро...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Ударные и безударные гласные звуки. Проверочный диктант».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков.Задачи урокаДидактические:проверить полученные знания;уметь наблюдать за гласн...