Методические рекомендации для педагогов по формированию читательской компетентности у младших школьников.
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Семёнова Татьяна Владимировна

Успешность формирования читательской компетентности зависит от наличия у учащихся позитивного опыта читательской деятельности. Данные рекомендации позволят учителю грамотно построить свою работу в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов по формированию читательской компетентности у младших школьников.

При обучении учащихся необходимо обеспечить формирование у них знаний:

 ● о средствах выразительности (синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол);

 ● о литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор(рассказчик), сюжет, тема, герой произведения(его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою);

● об общем представлении о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование(рассказ), описание(пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение(монолог героя, диалог героев);

● о поэтической и стихотворной речи: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения(ритм, рифма);

 ● о жанровом разнообразии произведений:

 Малые фольклорные формы(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки)-узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки(о животных, бытовые, волшебные).Художественные особенности сказок: лексика, построение(композиция). Литературная(авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

При этом учащиеся должны понимать, что эти знания необходимы для их применения.

Поэтому сформированность этих знаний предполагает овладение следующими умениями:

● отличать текст от набора предложений;

● определять цели создания разных видов текста;

● сравнивать разные виды текстов;

● прогнозировать содержание книги по её названию и оформлению;

● самостоятельно определять темы, главные мысли текста;

● делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

● уметь отвечать на вопросы, выступать с монологическим высказыванием, слушать выступления товарищей, дополнять ответы.

 Успешность формирования читательской компетентности зависит от наличия у учащихся позитивного опыта читательской деятельности: радости от того, что он научился читать и понял смысл прочитанного, сам разгадал загадку, узнал произведение по обложке книги, нашёл в сказке зачин и концовку, сумел различить положительного и отрицательного героя, научился пересказывать и рассказывать наизусть стихи, научился находить в тексте нужную информацию, сам сочинил небольшой стишок или рассказик и т.д.

Рекомендации для учителя:

На уроках литературного чтения рекомендуется создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. У детей повышается интерес после того, как им самим приходится задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень нравится, как оно написано». Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений является использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства. Большое внимание на уроках должно уделяться словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используют разнообразные приемы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписывают перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно. Хорошей формой работы является создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявляются творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрируют умение проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам. Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения используют приемы инсценировки отрывков из художественных произведений, элементов драматизации. Использование музыкальных произведений на уроке литературного чтения является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. При формировании читательской компетентности необходимо создавать условия мотивации для развития письменной связной речи.

Нужно предлагать задания творческого характера: написать реальные письма, воспоминания, сочинять загадки и сказки, составлять для сверстников (или малышей) сборники кулинарных рецептов, полезных советов, записных книжек туристов и т. д.

Признаками достаточного уровня читательской компетентности могут быть:

 ● готовность читать объёмные тексты;

 ● способность работать с информацией, которая не лежит на поверхности;

● умение находить нужную информацию в ситуации, хаотичного расположения её элементов;

● способность работать в ситуации, когда информация сообщается не вербальным способом, а в виде графиков, рисунков, карт;

● способность работать с противоречивой информацией, требующей критической оценки;

 ● умение строить гипотезы на основе информации из текста;

 ● способность учитывать точки зрения, которые не согласуются с житейскими представлениями и здравым смыслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников....

Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...