Этап урока | Цель | Содержание совзаимодействия с учащимися | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент
| Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Дорогие ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие по Литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки.
| Стимулирование интереса к обучению | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные учебные навыки) | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация опорных знаний | Повторение изученного материала -Определение темы урока. -Постановка цели |
1 | А | Б | В | Г | Д | Е | 2 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 4 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 5 | Ш | Щ | Ь | Ы | Э | Ю |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-Расшифруйте, что здесь написано 2,1; 4,5; 6,2; 3,2; 2,3; 6,1; 2,1; 4,5; 6,2; 3,2; 5,4; 4,5 (Были-небылицы) Путешествие первое - Речевая разминка.
-Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку. Пошел Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат Пять лопат. Шел через пруд, Зацепился за прут Упал в пруд Ипат, Пропали пять лопат. -Прочитайте способом «птичий базар»; -Прочитайте медленно, с ускорением; -Начинайте читать тихим голосом, затем все громче, и наоборот – начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота; -Прочитайте с разной интонацией (восклицательной, сердитой, веселой) Конкурс -Кто быстрее произнесет скороговорку.
- Сочинение историй учащимися
-Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю о том, что с вами могло бы произойти в пруду. -Чтобы вам было легче, вспомните обитателей водоема, отгадав загадки: На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.)
На воде увидел ты Белые цветы. Это жители воды На ночь прячут лепестки. (Водяная лилия.)
Не кузнец, а с клещами. (Рак.)
Драчун и забияка, Живет в воде. Кости на спине, И щука не проглотит. (Ерш.)
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
-Вот вы и вспомнили только малую часть обитателей водоемов.
- Работа по карточке. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.
-Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова. (с. 43 учебника, последний отрывок. М. Горький «Случай с Евсейкой». Нужные слова: «точно крупные вишни») | Организация учебно-познавательной деятельности | Выявляет уровень знаний | Готовятся к работе
Работают с шифром
(рассказы детей)
Групповая работа по карточке
Учащиеся вспоминают интересные факты из биографии писателя | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: -прогнозирование, целеполагание
Коммуникативные: -умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли |
Словарно-орфографическая работа | Развитие таких учебно-интеллектуальных умений, как анализ, синтез, обобщение. | Путешествие второе «У слона на дне рожденья» -Выбравшись из пруда, попадаем на день рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать, кто еще был у слона, но слоги в словах перепутались. Начинаем склейку слов Из рассыпанных слогов Изучите эти строчки Сложив правильно кусочки. У слона на дне рожденья Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил, Ена-мот-ге-бе-раф-ги, Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи! (Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.) -Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел! Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? Работа с отрывком из ранее прочитанного текста -Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова. (с.43 учебника, первый отрывок. А.И. Куприн. «Слон». Нужные слова: 1. «Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец».) Путешествие третье. -Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь. Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Чернобурыми лисами; А теперь нам вышел срок, Едем прямо на восток, Мимо…(острова Буяна) В царство… (славного Салтана) (это отрывок из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина | Формирование самоанализа и самоконтроля | Организует диалог с обучающимися
-Какой прием использует автор, описывая слона? (Сравнение) | Работают с карточкой
Дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.
Учащиеся вспоминают интересные факты из биографии писателя
| Регулятивные: -умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |
Физкультминутка | Полное расслабление | -Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем. | Релаксация | Организация психофизической разгрузки
(Учитель включает аудиозапись песни «Чунга-Чанга» | Выполняют упражнения для релаксации
(Дети танцуют) | Коммуникативные: -умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
Продолжение работы по теме урока | Организация коммуникативного взаимодействия | Путешествие четвертое Работа с отрывком из ранее прочитанного текста -Вспомните автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова. (с.43 учебника, средний отрывок. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Нужные слова: 1. «От маленькой радости смеются…». 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег…». 4. «счастливые».) |
|
| Работа по карточке | Коммуникативные: -умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли |
Продолжение работы по теме урока | Организация коммуникативного взаимодействия | Выразительное чтение отрывков -Прочитайте выразительно отрывок из рассказа «Слон», который вам больше всего понравился.
Инсценировка -Выберите любое прочитанное произведение, приготовьте инсценировку. Другая команда должна узнать его.
Проверочная работа (тест) - Кто не встретился Евсейке на морском дне?
- Голотурии, сепии
- рыба-пила
- Сифонофоры, актинии, лангусты
2.Закончите предложение Глаза у рыб были круглые и скучные, как … - алгебра;
- русский язык;
- математика
3.Вставьте пропущенное слово. Как он может жить на свете Без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы …. хвосты свои! - Намочить;
- Раздвоить;
- Разделить.
4.Кто написал рассказ «Случай с Евсейкой»? - К. Г. Паустовский;
- А. И. Куприн;
- Максим Горький.
5.Чья настоящая фамилия – Пешков? - Максим Горький;
- А. И. Куприн;
- К. Г. Паустовский.
6.Как звали нянюшку из рассказа К. Паустовского? - Ивановна;
- Петровна;
- Степановна.
7.Чьё прозвище - Чичкин? - милиционера;
- воробьишки;
- старого воробья.
8.Что, по мнению мамы, делают люди от большой радости? - смеются;
- плачут;
- прыгают и кричат.
9.Найдите «лишнее» в утверждении: «Особенно отличается самый большой слон, он …» - cтановится на голову, ногами вверх;
- ходит по стеклянным бутылкам;
- ходит по катящейся бочке.
10. С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было? - круглый фисташковый торт;
- квадратный фисташковый торт;
- круглый банановый торт.
11.Как звали куклу, с которой Надя познакомила слона Томми? - Саша;
- Катя;
- Матрёшка.
12.Почему немец казался Наде похожим на слона? Закончите предложение. Потому что он сам такой … - большой;
- толстый;
- добродушный;
- лысый.
Ответы: 1.б; 2.а; 3.b; 4.с; 5.а; 6.b; 7.с; 8.b; 9.b; 10.а; 11.с; 12. а,b,с. Допишите пропущенные буквы и получится стишок-небылица. Танцевала рыба с р ____. А петр ____ - с пастернаком, А ци ____ - с чесноком, А ин____ - с пет____, Ск________ - с кателком, Красна девка – с к ______, А ухват – просто так, А морковка не ______, Потому что не умела.
Переставьте все, как надо! Нет ни склада тут, ни лада… Пингвины – жители пустыни, Ужата очень любят дыни. Шоферы знают толк в малине, Ребята ползают в трясине. Верблюды плавают на льдине, Медведи возят груз в машине. Неспешно ходит черепаха, Могучий еж не знает страха. Колючий лев в траве таится, За ним охотится лисица. Ужи летают в облаках, Стрижи на севере, во льдах. Ослы расселись на кустах Коты плывут в крутых волнах … А все ли на своих местах!
СТИШОК-НЕБЫЛИЦА Танцевала рыба с раком, А петрушка – с пастернаком, А цибуля – с чесноком, А индейка – с петухом, Сковородка – с котелком, Красна девка – с казаком, А ухват – просто так, А морковка не хотела, Потому что не умела. |
Самооценка
Творческая работа
Стишок – небылица звучит так (у детей могут быть вставлены другие слова, главное, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались.) |
| Дети читают заранее подготовленные отрывки
Дети показывают инсценировку
Дети выполняют тестовую работу
Дети ищут подходящие по смыслу слова. Учитывают, чтобы слова рифмовались | Личностные: овладение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные: -оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; -осуществлять итоговый контроль.
Познавательные: -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
|
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Путешествие пятое. Возвращение домой.
-Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями.
Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»? | Формирование умений рефлексировать пройденный материал
Беседа
Постановка проблемного вопроса | Организует рефлексию. Обеспечивает положительную реакцию на уроки литературного чтения | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Получают позитивный настрой от урока
Дети ищут ответ на вопрос, высказывают свое мнение | Регулятивные: -оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; -осуществлять итоговый контроль. Личностные: -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач |
Подведение итогов | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Домашнее задание -Вот мы с вами и дома, среди привычных вещей. Придумайте свою невероятную историю с обычными вещами. Можете проиллюстрировать ее. | Анализ успешности усвоения знаний | Проводит разбор домашнего задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Познавательные: -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |