Урок литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
"Конструируем загадки". 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения. | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
ГБОУ РФМЛИ г.Владикавказа РСО-Алания
Чувилкина Елена Юрьевна
Урок: Литературное чтение.
Тема: Конструируем загадки.
Цели и задачи:
- знакомство с технологией ТРИЗ (технология решения изобретательских задач);
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
- развитее творческих способностей учащихся;
- расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;
- повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Ход урока:
Учитель:
Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник — мы отмечаем День науки.
Ведущий 1:
А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!
Ведущий 2:
А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.
Ведущий 3:
Вот я бы хотела быть настоящим учёным.
Ведущий 1:
У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук как профессор.
Ведущий 3:
Скажешь тоже! Учёные бывают разными. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.
Учитель:
Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний праздник!
Ведущий 4:
Орешек знанья тверд,
Но все же мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Упорство и стремление все знать!
Ведущий 5:
Говорят, что чудес не бывает!
Не волшебники мы – только учимся!
Но уж твердо верим и знаем –
У ученых и чудо получится.
Ведущий 6:
Мы – наследники мудрых гениев,
Но шагаем путями своими!
Пусть мы юные, тем не менее –
Мы любые преграды осилим!
Ведущий 7:
8 февраля 1724 года Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая тогда называлась Академией наук и художеств. В 1991 году она была переименована в Российскую академию наук.
Ведущий 8:
7 июня 1999 года указом президента Российской Федерации, был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.
Ведущий 9:
Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру.
Рассказ учителя о Генрихе Сауловиче Альтшуллере(презентация)
- Когда-то давно люди придумывали разные новые вещи и считали, что изобретательство, творчество идёт откуда-то свыше и дано не всем. Но однажды один учёный, Генрих Саулович Альтшуллер, изучив жизнь многих изобретателей, смог создать такую систему, по которой можно научить думать, изобретать каждого человека. (Слайд)
- На нашем уроке мы поставим перед собой две цели:
1. Познакомимся с этой технологией, называется она ТРИЗ;
2. Попробуем что-то изобрести. Так как у нас урок литературного чтения, подумайте, что можно изобрести, сконструировать в этой области? (рассказ, сказку, загадку…) (Слайды)
- Пока мы с вами сидим здесь и общаемся, в мире постоянно что-то изобретают: например, космические корабли, на которых люди смогут полететь к звёздам; роботов, которые будут помогать людям. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол. (Слайд)
- Да, со временем какую-то работу за людей будут выполнять роботы. А есть ли что-то, где робот не сможет заменить человека?
- Умение думать – это очень важный навык, не подвластный роботам. (Слайд)
- То есть человеку остаётся хорошо думать, что-то созидать, изобретать, придумывать. А для этого нужно тренировать мозг. (Слайд)
- Великий учёный Альберт Энштейн говорил, что воображение даже важнее, чем знания, потому что знания конечны, а воображение бесконечно и помогает придумать какие-то новые области. (Слайд)
- А что такое мышление? (Слайд)
Мышление:
- воображение;
- умение решать задачи;
- знания;
- знакомство с тем, как жили и работали изобретатели.
- Если есть у человека знания, то это хорошая база, основа, на которой он может размышлять и изобретать. Но никто насильно вам в голову поместить знания не сможет, получение знаний зависит от вас самих.
- Почему важно знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, великих творцов? Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение.
- А что вы можете тренировать, развивать в себе сами? (Воображение; можем тренироваться решать задачи; можем получать знания.)
- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Сегодня мы будем изобретать, придумывать загадки. Но это дело непростое. Для этого нам необходимо одно умение – умение находить признаки, которые есть у предметов, и умение с этими признаками работать. С признаками вы работаете на уроке математики, постарайтесь применить свои знания при изобретении загадок.
- Что можно рассказать о мышатах на слайде, на какие признаки обратить внимание? (Размер, окраска, какие ушки, зубки, хвост и т.д.) (Слайд)
- Сейчас мы выполним одно простое упражнение: возьмите в руки любой карандаш и назовите его признаки, расскажите о нём. (Красный, синий, длинный, из дерева, острый, можно писать, можно рисовать и т.д.)
- Для выделения признаков у нас есть помощники. Этих помощников у нас не так мало. Попробуем их выделить.(Слайд)
1). «Можно писать, рисовать, можно точить, сломать…» Откуда вы это знаете? Это ваш опыт, ваши знания: опыт собственный или прочитали в книге, кто-то рассказал. Первый помощник – опыт. (Слайд)
2). То, что карандаш красный, синий, длинный. Это вы откуда знаете? (Видим) Второй помощник – зрение.(Слайд)
3). То, что звук бывает определённый, если карандаш сломать, уронить? (Слышим) Мы явно отличим звук падения карандаша от звука падения, например, книги. Третий помощник – слух.(Слайд)
4). А если понюхать? Мой карандаш, например, пахнет деревом. (Нюх, обоняние) (Слайд)
5). Что мы можем узнать о карандаше при помощи прикосновения? (Вес, температура) Пятый помощник – осязание. (Слайд)
6). Шестой помощник – орган вкуса. Карандаш невкусный. (Слайд)
- Зачем нужно знать признаки? Знание признаков – это ключик к решению многих изобретательских задач, придумыванию загадок и других интересных вещей, потому что у каждого признака есть противоположный признак. (Слайд)
- Противоположные признаки создают такое понятие, как противоречие (Слайд):
Противоречие:
горячий - холодный
мокрый – сухой
большой – маленький
- А теперь попробуйте выполнить такое сложное задание: попробуйте назвать такие предметы, в которых разрешается противоречие; назовите, например, такой предмет, который может быть и большим, и маленьким, но это один и тот же предмет. (Воздушный шарик)
- Желание разрешить противоречие приводит людей к придумыванию разных изобретений. Например, велосипед должен быть большим, чтобы на нём было удобно ездить, и маленьким, чтобы его было удобно хранить. И кто-то изобрёл складной велосипед. (Слайд)
- Резиновые сапоги – мокрые снаружи, сухие внутри. (Слайд)
- Итак, учимся сочинять загадки. Но сначала поработаем с хорошо известными загадками. (Слайд)
На окошке,
А не кошка.
Не возьмёшься,
А не ёж.
- Чтобы сочинять загадки нам понадобиться то, о чём мы сегодня говорили – знание разных признаков предметов, о которых вы будете сочинять загадки. В этой загадке можно анализировать, что может находиться на окошке, но не кошка; что колючее – не возьмёшься, но не ёж. По этим признакам мы отгадали, что это кактус. (Слайд)
- Следующая загадка (Слайд):
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
- Обратите внимание на признаки. Здесь тоже несколько вариантов ответа: ветер, самолёт. (Слайд)
- Это очень важный момент, который вам для придумывания загадок нужно учесть: у нас всего два признака и этих двух признаков нам не достаточно, чтобы точно сказать, что это: ветер или самолёт. В этой загадке нам нужен ещё какой-либо признак.
- В следующей загадке у нас признаков больше и отгадать её будет проще.(Слайды)
Не куст, а с листочками;
Не рубашка, а сшита;
Не человек, а рассказывает. (Книга)
- И когда вы сейчас будете придумывать загадки, старайтесь, чтобы признаков было не меньше трёх. (Слайд)
- Рассказываю схему, по которой можно загадку придумать, сконструировать. (Слайд)
- Мы берём какой-нибудь объект – предмет, о котором хотим загадать загадку. Например, арбуз. (Слайд)
- Назовите признаки, которые есть у арбуза. (Ответы детей.)
- Давайте возьмём три признака (Слайд):
круглый
полосатый
сладкий
- Берём первый признак и думаем, что ещё бывает круглым? (Мяч.)
- Берём второй признак. Что или кто ещё бывает полосатым? (Зебра.)
- Третий признак: что ещё может быть сладким? (Сахар, мёд) (Слайд)
- Можно сконструировать загадку:
Круглый, но не мяч,
Полосатый, но не зебра,
Сладкий, но не сахар (мёд).
- Работа в группах.
- Теперь попробуйте придумать загадку сами о фрукте или ягоде. (Слайд)
- Работать вы будете в малых группах по четыре человека.
Дети вспоминают правила работы в группе, выбирают ученика, который будет записывать идеи. Ориентируясь по схеме учащиеся сочиняют загадки в течение 5-6 минут. Затем слушаем и обсуждаем сконструированные загадки. (Слайд)
- Рефлексия.
- Ответьте на вопросы (Слайд):
Какую цель перед собой ставили?
Достигли этой цели?
Что понравилось на уроке?
Что было трудно?
- Домашнее задание (Слайд):
- Придумайте каждый свою загадку и нарисуйте отгадку.
Интернет-ресурсы:
https://uchi.ru/teachers/webinars?scope=past
https://uchi.ru/teachers/webinars/28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....