Урок литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Чувилкина Елена Юрьевна

"Конструируем загадки". 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

ГБОУ РФМЛИ г.Владикавказа  РСО-Алания

Чувилкина Елена Юрьевна

Урок: Литературное чтение.

Тема: Конструируем загадки.

Цели и задачи:

  • знакомство с технологией ТРИЗ (технология решения изобретательских задач);
  • активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
  • развитее творческих способностей учащихся;
  • расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;
  • повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
  • организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Ход урока:

Учитель:

Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник — мы отмечаем День науки.

Ведущий 1:

А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!

Ведущий 2:

А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.

Ведущий 3:

Вот я бы хотела быть настоящим учёным.

Ведущий 1:

У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук  как профессор.

Ведущий 3:

Скажешь тоже! Учёные бывают разными. И есть много женщин учёных.  Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.

Учитель:

Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний праздник!

Ведущий 4:

Орешек знанья тверд,

Но все же мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его помогут

Упорство и стремление все знать!

Ведущий 5:

Говорят, что чудес не бывает!

Не волшебники мы – только учимся!

Но уж твердо верим и знаем –

У ученых и чудо получится.

Ведущий 6:

Мы – наследники мудрых гениев,

Но шагаем путями своими!

Пусть мы юные, тем не менее –

Мы любые преграды осилим!

Ведущий 7:

8 февраля 1724 года  Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая тогда называлась Академией наук и художеств.         В 1991  году она была переименована в Российскую академию наук.

Ведущий 8:

7 июня 1999 года указом президента Российской Федерации,  был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.

Ведущий 9:

Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру.

Рассказ учителя о Генрихе Сауловиче Альтшуллере(презентация)

- Когда-то давно люди придумывали разные новые вещи и считали, что изобретательство, творчество идёт откуда-то свыше и дано не всем. Но однажды один учёный,  Генрих Саулович Альтшуллер, изучив жизнь многих изобретателей, смог создать такую систему, по которой можно научить думать, изобретать каждого человека. (Слайд)

- На нашем уроке мы поставим перед собой две цели:

1. Познакомимся с этой технологией, называется она ТРИЗ;

2. Попробуем что-то изобрести. Так как у нас урок литературного чтения, подумайте, что можно изобрести, сконструировать в этой области? (рассказ, сказку, загадку…) (Слайды)

- Пока мы с вами сидим здесь и общаемся, в мире постоянно что-то изобретают: например, космические корабли, на которых люди смогут полететь к звёздам; роботов, которые будут помогать людям. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол. (Слайд)

- Да, со временем какую-то работу за людей будут выполнять роботы. А есть ли что-то, где робот не сможет заменить человека?

- Умение думать – это очень важный навык, не подвластный роботам. (Слайд)

- То есть человеку остаётся хорошо думать, что-то созидать, изобретать, придумывать. А для этого нужно тренировать мозг. (Слайд)

- Великий учёный Альберт Энштейн говорил, что воображение даже важнее, чем знания, потому что знания конечны, а воображение бесконечно и помогает придумать какие-то новые области. (Слайд)

- А что такое мышление? (Слайд)

Мышление:

- воображение;

- умение решать задачи;

- знания;

- знакомство с тем, как жили и работали изобретатели.

- Если есть у человека знания, то это хорошая база, основа, на которой он может размышлять и изобретать. Но никто насильно вам в голову поместить знания не сможет, получение знаний зависит от вас самих.

- Почему важно знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, великих творцов? Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение.

- А что вы можете тренировать, развивать в себе сами?  (Воображение; можем тренироваться решать задачи; можем получать знания.)

- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Сегодня мы будем изобретать, придумывать загадки. Но это дело непростое. Для этого нам необходимо одно умение – умение находить признаки, которые есть у предметов, и умение с этими признаками работать. С признаками вы работаете  на уроке математики, постарайтесь применить свои знания при изобретении загадок.

- Что можно рассказать о мышатах на слайде, на какие признаки обратить внимание? (Размер, окраска, какие ушки, зубки, хвост и т.д.) (Слайд)

- Сейчас мы выполним одно простое упражнение: возьмите в руки любой карандаш и назовите его признаки, расскажите о нём. (Красный, синий, длинный, из дерева, острый, можно писать, можно рисовать и т.д.)

- Для выделения признаков у нас есть помощники. Этих помощников у нас не так мало. Попробуем их выделить.(Слайд)

1). «Можно писать, рисовать, можно точить, сломать…»  Откуда вы это знаете? Это ваш опыт, ваши знания: опыт собственный или прочитали в книге, кто-то рассказал. Первый помощник – опыт. (Слайд)

2). То, что карандаш красный, синий, длинный. Это вы откуда знаете? (Видим) Второй помощник – зрение.(Слайд)

3). То, что звук бывает определённый, если карандаш сломать, уронить? (Слышим) Мы явно отличим звук падения карандаша от звука падения, например, книги. Третий помощник – слух.(Слайд)

4). А если понюхать? Мой карандаш, например, пахнет деревом. (Нюх, обоняние) (Слайд)

5). Что мы можем узнать о карандаше при помощи прикосновения? (Вес, температура) Пятый помощник – осязание. (Слайд)

6). Шестой помощник – орган вкуса. Карандаш невкусный. (Слайд)

- Зачем нужно знать признаки? Знание признаков – это ключик к решению многих изобретательских задач, придумыванию загадок и других интересных вещей, потому что у каждого признака есть противоположный признак. (Слайд)

- Противоположные признаки создают такое понятие, как противоречие (Слайд):

Противоречие:

горячий - холодный

мокрый – сухой

большой – маленький

- А теперь попробуйте выполнить такое сложное задание: попробуйте назвать такие предметы, в которых разрешается противоречие; назовите, например, такой предмет, который может быть и большим, и маленьким, но это один и тот же предмет. (Воздушный шарик)

- Желание разрешить противоречие приводит людей к придумыванию разных изобретений. Например, велосипед должен быть большим, чтобы на нём было удобно ездить, и маленьким, чтобы его было удобно хранить. И кто-то изобрёл складной велосипед. (Слайд)

- Резиновые сапоги – мокрые снаружи, сухие внутри. (Слайд)

- Итак, учимся сочинять загадки. Но сначала поработаем с хорошо известными загадками. (Слайд)

На окошке,
А не кошка.
Не возьмёшься,
А не ёж.

- Чтобы сочинять загадки нам понадобиться то, о чём мы сегодня говорили – знание разных признаков предметов, о которых вы будете сочинять загадки. В этой загадке можно анализировать, что может находиться на окошке, но не кошка; что колючее – не возьмёшься, но не ёж. По этим признакам мы отгадали, что это кактус. (Слайд)

- Следующая загадка (Слайд):

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.

- Обратите внимание на признаки. Здесь тоже несколько вариантов ответа: ветер, самолёт. (Слайд)

- Это очень важный момент, который вам для придумывания загадок нужно учесть: у нас всего два признака и этих двух признаков нам не достаточно, чтобы точно сказать, что это: ветер или самолёт. В этой загадке нам нужен ещё какой-либо признак.

- В следующей загадке у нас признаков больше и отгадать её будет проще.(Слайды)

Не куст, а с листочками;
Не рубашка, а сшита;
Не человек, а рассказывает.    (Книга)

- И когда вы сейчас будете придумывать загадки, старайтесь, чтобы признаков было не меньше трёх. (Слайд)

- Рассказываю схему, по которой можно загадку придумать, сконструировать. (Слайд)

- Мы берём какой-нибудь объект – предмет, о котором хотим загадать загадку. Например, арбуз. (Слайд)

- Назовите признаки, которые есть у арбуза. (Ответы детей.)

- Давайте возьмём три признака (Слайд):

круглый
полосатый
сладкий

- Берём первый признак и думаем, что ещё бывает круглым? (Мяч.)

- Берём второй признак. Что или кто ещё бывает полосатым? (Зебра.)

- Третий признак: что ещё может быть сладким? (Сахар, мёд) (Слайд)

- Можно сконструировать загадку:

Круглый, но не мяч,

Полосатый, но не зебра,

Сладкий, но не сахар (мёд).

  1. Работа в группах.

- Теперь попробуйте придумать загадку сами о фрукте или ягоде. (Слайд)

- Работать вы будете в малых группах по четыре человека.

Дети вспоминают правила работы в группе, выбирают ученика, который будет записывать идеи. Ориентируясь по схеме учащиеся сочиняют загадки в течение 5-6 минут. Затем слушаем и обсуждаем сконструированные загадки. (Слайд)

  1. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы (Слайд):

Какую цель перед собой ставили?
Достигли этой цели?
Что понравилось на уроке?
Что было трудно?

  1. Домашнее задание (Слайд):

- Придумайте каждый свою загадку и нарисуйте отгадку.

Интернет-ресурсы:

https://uchi.ru/teachers/webinars?scope=past 

https://uchi.ru/teachers/webinars/28 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...