"Колыбельные песни", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект и презентация урока по литературному чтению на тему "Колыбельные песни", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat.docx | 13.33 КБ |
chtenie_2_klass.docx | 43.38 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Колыбельные песни
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Знакомство с жанром народной колыбельной песенки.
УМК: Планета знаний
Задачи:
Образовательные:
раскрыть особенности жанра колыбельные песни;
формировать умение сравнивать народные и авторские колыбельные песни;
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения;
формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
Воспитательные:
Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и семейных ценностях;
Формирование УУД:
Личностные УУД: навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке; учебно-познавательный интерес к учебному материалу, выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.
Познавательные УУД: способы быстрого воспроизведения ранее изученной информации; контролировать и объективно оценивать свои действия; учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные УУД: готовность слушать; сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений.
Регулятивные УУД: управление своим эмоциональным состоянием; формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение; формулировать собственное мнение и позицию, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от неизвестного самостоятельно; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть; мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты УУД | ||
I.Организация класса 1.Приветствие, знакомство. 2. Проверка готовности к уроку. | 2мин | (Слайд 1) - Здравствуйте, ребята! - Представьте, что у вас на ладошке снежинка, подуйте на неё. Ещё, ещё раз! - Ручки замёрзли, потрите ладошки, коснитесь своими ладошками ладошки соседа. Улыбнитесь ему. Давайте сохраним тёплую обстановку на протяжении всего урока. - Успехов вам и удач! | Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке. | Личностные: положительно относиться к предмету «Русский язык» Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||
II. Речевая разминка | 5мин | (Слайд 2) - Начнём мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на слайд, прочитайте про себя. та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; 1-й ряд прочитайте её шёпотом. 2-й ряд прочитайте чуть громче. 3-й ряд прочитайте громко. - Теперь ваш речевой аппарат готов к работе. - Ребята, посмотрите, что у меня в ладошке? А у меня на ладошке необычный гость. Это кукла-оберег. На Руси в каждом доме была такая куколка, она хранила счастье. Она приглашает нас в русскую избу. - Но кукла - оберег пришла не с пустыми руками, она с собой принесла.. (Слайд 3) - А вот что именно принесла вам нужно отгадать. - Посмотрите на слайд, прочитайте слова. СПАЛЬНЯ ТЕПЛАЯ КРОВАТКА СЛАДКИЙ СОН МАМА ПЕСНЯ НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС - Какую картину вы представили, слушая эти слова? - Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока? | Учащиеся читают по рядам. Кукла Тема урока : «Колыбельные песни» | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. | ||
III. Сообщение темы урока | 5мин | (Слайд 4) - Ребята сегодня у нас необычный урок. Он будет тихим и спокойным. - Сегодня куколка принесла для нас колыбельные песни. - Тема урока: «Колыбельные песни» - Колыбельные песни - самые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве. - Что бы вы хотели узнать о колыбельных песнях на сегодняшнем уроке? (Слайд 5) - С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке: 1. выявить особенности жанра колыбельной песни; 2. попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей; 3. научиться выразительно, читать и петь колыбельные песни. - Приступим же скорее к изучению нового материала. - Раскроем все секреты колыбельной песни. | Как появились колыбельные песни? С какой целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство? | |||
IV. Изучение нового материала. | 15мин | (Слайд 6) - Я предлагаю прослушать колыбельную песню. - Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте. (Исполняется колыбельная песня) - Что вы сейчас прослушали? - Это ещё один жанр устного народного творчества – КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ. - Что вам помогло определить, что это колыбельная песня? - Кто обычно исполняет колыбельные песни? - Когда и зачем? Как их поют? - Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Назначение колыбельной песни – усыпить ребёнка. Стихотворение поэта Максима Танка «Вопросы и ответы». - Куколка принесла нам стихотворение белорусского поэта Максима Танка «Вопросы и ответы». Послушайте его, пожалуйста. «Однажды внучка спросила у дедушки: – Дедушка, кто старше меня? – Твои мама и папа! – А кто старше, чем они? – Мы с бабушкой… – А кто старше всех-всех на свете? – Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама». – Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная. - Давайте обобщим: Ребята, как вы думаете, когда появились колыбельные? - Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка. – Как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен? – Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет её по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново. - Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. - А почему песню назвали колыбельной? - Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. | Слушают колыбельную песню. Колыбельную песню. Слушают учителя. (пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю) (Мама) (Поют колыбельную ребенку на ночь, чтобы малыш успокоился и уснул) Слушают стихотворение. (Я думаю, что, как родился человек, был хлеб, и была колыбель. Колыбель – это наш сон, который приходит к нам ночь каждый день.) ( С рождением малыша и появляется колыбельная) (Колыбельные песни – ровесники человечества). (Двести, три тысячи, их много…) | Познавательные: Ориентироваться в учебнике определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других | ||
Рассказ учителя о колыбельной. | 20мин | (Слайд 7) Рассказ учителя о колыбельной. - Наши предки – славяне относились к рождению ребёнка очень трепетно. Родители с нетерпением ждали появления малыша и заранее готовили всё, что будет необходимо ребёночку. - Первое, что делали родители – готовили кроватку – колыбельку, люльку, качалочку. - Колыбельную песню мама поёт не просто так. Наши предки считали, что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен. Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон. (Слайд 8) Прослушивание и исполнение колыбельной песни. - Сейчас я предлагаю вам спеть колыбельную, которую наверняка все знают, и определить какая она по характеру? ( Прослушивание колыбельной ) - Какой характер? - А в каком темпе исполнялась колыбельная в быстром или медленном? - Мелодия простая или сложная? Легко ли её запомнить? - Как исполняется громко или тихо? - Молодцы! - Как вас убаюкивали в детстве? - Каким тоном пела вам мама песню? - Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует. - А что он чувствует, как вы думаете? - Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности. - Поработаем над выразительным чтением песни. - Как надо читать? Что хотим показать голосом? Выбираем то и темп для чтения. (спокойно, негромко, небыстро) Чтение колыбельной «Русская колыбель» - Откройте свои учебники на стр. - Найдите песню «Русская колыбель» - Прочитайте про себя. Вслух прочтет.. - Кто поет эту колыбель, как вы думаете? - Для кого исполнялась эта колыбель? - Молодцы! | Слушают рассказ учителя о колыбельной. Поют вместе с учителем колыбельную. Простая мелодия, легко запоминается. Тихо исполняется колыбельная песня. (ласку, любовь, нежность матери) ( Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой, нежностью) (спокойно, негромко, небыстро) Чтение колыбели. | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: умение высказывать своё предположение (версию) | ||
Прослушивание авторской песни М.Ю. Лермонтов. - Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал русский поэт М.Ю. Лермонтов. - Закройте глаза, послушайте колыбельную и расскажите, какие картины вы себе представили? - Прочитайте колыбельную самостоятельно в полголоса. - Какие слова говорят о любви матери к ребенку? - Простые или сложные слова в песни? - Какой тон выберем для чтения? - Какой темп подойдёт для исполнения колыбельной? - Вслух прочтет… - Молодцы!
| ||||||
Динамическая пауза | 3мин | В какое время суток мама пела колыбельную? -А когда ребенок просыпался, мама делала с ним зарядку. - Предлагаю немного отдохнуть с пользой. Потягу-потягунюшки, Порасту- порастунюшки, Ножки-ходунюшки, Ручки-хватунюшки, В роток-говорок, А в голову разумок. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы щечки горели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Повторяют движения за учителем. | |||
- Нам осталось решить последнюю задачу урока. Как же колыбельные песни влияют на человека? - А почему это происходит? - Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? - Молодцы ребята! (Слайд 9) Сочинение колыбельной. - Давайте представим, что мы с вами поэты, нам надо сочинить колыбельную. У нас есть рифмы, попробуем составить колыбельную песню, добавив свои слова. Пришла…. Принесла… Петушок.. Сверчок… - Молодцы ребята! Теперь у вас есть своя колыбельная, и вы сможете дома своим родным спеть её - Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни? - Понравились ли вам песни, которые сегодня звучали? - А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню? | ( Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека) ( Их поет мама с теплотой и заботой, любовью) ( Нет, всем людям , независимо от возраста, т.к они настраивают на хорошие дела) Сочиняют колыбельную песню. | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | ||||
V. Итог урока 1. Рефлексия | 7мин | (Слайд 10) - Наш урок подходит к концу. - Давайте, проверим ли вам справиться с той деятельностью, что мы планировали? - Сегодня на уроке мы с вами познакомились с чем? - Нужны ли они человеку и если да, то для чего? - Что вам запомнилось на уроке? - Я надеюсь, что вы будите петь колыбельные пени своим братьям и сестрёнкам, а затем и своим детям. - Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня. Просматривание мультфильма «Умка» – Закончить наше занятие мне хочется мультфильмом «Умка», чтобы вы услышали современную, но такую же нежную, добрую колыбельную песню. | (Учитель вместе с детьми отмечает, что все пункты плана выполнены) (С колыбельными песнями) Просмотр мультфильма. | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: умение выполнять самооценку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка Та-та-та- у нас дома чистота; Ты-ты-ты- сметану съели все коты; Ти-ти-ти - съели кашу всю почти; Тё-тё-тё - отложили мы шитьё;
Кукла-оберег
Спальня Теплая кроватка Сладкий сон Мама Песня Нежный, мягкий голос
Тема урока: «Колыбельные песни»
Задачи урока: 1. Выявить особенности жанра колыбельной песни. 2. Попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей. 3. Научиться выразительно, читать и петь колыбельные песни.
С пят усталые игрушки, Книжки спят, Одеяла и подушки Ждут ребят, Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться, И пожелать, Баю - бай... В сказке можно покататься На Луне, И по радуге промчаться На коне, Со слонёнком подружиться, И поймать перо Жар - птицы, Глазки закрывай - Баю - бай.
Б аю - бай, должны все люди Ночью спать, Баю - баю, завтра будет День опять, .
Пришла… Принесла… Петушок.. Сверчок..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Колыбельные песни».. 2-й класс
Конспект урока литературного чтения, 2 класс, УМК "Школа 2100" по теме "Колыбельные песни"....
Урок чтения во 2 классе "Колыбельные песни "
mp3 файлы + конспект...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Колыбельные песни»
Данный урок представляет собой презентацию коллективного проекта "Колыбельные песни"....
Литературное чтение 2 класс. Тема "Колыбельные песни". "Начальная школа XXI века"
Конспект урока литературного чтения соответствует новым стандартам. Тип урока - открытие новых знаний. Содержит разнообразные формы работы, различные методы обучения....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни...
Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...