"Колыбельные песни", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по литературному чтению на тему "Колыбельные песни", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx13.33 КБ
Файл chtenie_2_klass.docx43.38 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Колыбельные песни

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Знакомство с жанром народной колыбельной песенки.

УМК: Планета знаний

Задачи:

Образовательные:

раскрыть особенности жанра колыбельные песни;

формировать умение сравнивать народные и авторские колыбельные песни;

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

Воспитательные:
    Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических   идеалах и семейных ценностях;

 Формирование УУД:

Личностные УУД: навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке; учебно-познавательный интерес к учебному материалу, выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.

Познавательные УУД: способы быстрого воспроизведения ранее изученной информации; контролировать и объективно оценивать свои действия; учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД: готовность слушать; сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений.

 Регулятивные УУД: управление своим эмоциональным состоянием; формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;  формулировать собственное мнение и позицию, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от неизвестного самостоятельно; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть; мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты УУД

I.Организация класса

1.Приветствие, знакомство.

2. Проверка готовности к уроку.

2мин

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята!

- Представьте, что у вас на ладошке снежинка, подуйте на неё. Ещё, ещё раз!

- Ручки замёрзли, потрите ладошки, коснитесь своими ладошками ладошки соседа. Улыбнитесь ему. Давайте сохраним тёплую обстановку на протяжении всего урока.

 - Успехов вам и удач!

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке.

Личностные: положительно относиться к предмету «Русский язык»

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Речевая разминка

5мин

(Слайд 2)

- Начнём мы наш урок с речевой разминки.

Посмотрите на слайд, прочитайте про себя.

 та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

1-й ряд прочитайте её шёпотом.

2-й ряд прочитайте чуть громче.

3-й ряд прочитайте громко.

- Теперь ваш речевой аппарат готов к работе.

- Ребята, посмотрите, что у меня в ладошке? А у меня на ладошке необычный гость. Это кукла-оберег. На Руси в каждом доме была такая куколка, она хранила счастье. Она приглашает нас  в русскую избу.

- Но кукла - оберег пришла не с пустыми руками, она с собой принесла..

(Слайд 3)

- А вот что именно принесла вам нужно отгадать.

- Посмотрите на слайд, прочитайте слова.

СПАЛЬНЯ

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

- Какую картину вы представили, слушая эти слова?

- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?

Учащиеся читают по рядам.

Кукла

Тема урока : «Колыбельные песни»

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

III. Сообщение темы урока

5мин

(Слайд 4)

- Ребята сегодня у нас необычный урок. Он будет тихим и  спокойным.

- Сегодня куколка принесла для нас колыбельные песни.

- Тема урока: «Колыбельные песни»

- Колыбельные песни - самые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве.  

- Что бы вы хотели узнать о колыбельных песнях на сегодняшнем уроке?

(Слайд 5)

-  С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке:

1. выявить особенности жанра колыбельной песни;

2. попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей;

3. научиться выразительно, читать и петь колыбельные песни.

- Приступим же скорее к изучению нового материала.

- Раскроем все секреты колыбельной песни.

Как появились колыбельные песни? С какой  целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?

IV. Изучение нового материала.

15мин

(Слайд 6)

- Я предлагаю прослушать колыбельную песню.

- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется колыбельная песня)

- Что вы сейчас прослушали?

- Это ещё один жанр устного народного творчества – КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ.

- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

- Кто обычно исполняет колыбельные песни?

- Когда и зачем? Как их поют?

- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Назначение колыбельной песни – усыпить ребёнка.

Стихотворение поэта Максима Танка «Вопросы и ответы».

 - Куколка принесла нам стихотворение белорусского поэта Максима Танка «Вопросы и ответы».

Послушайте его, пожалуйста.

 «Однажды внучка спросила у дедушки:

– Дедушка, кто старше меня?

– Твои мама и папа!

– А кто старше, чем они?

– Мы с бабушкой…

– А кто старше всех-всех на свете?

– Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама».

– Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная.

- Давайте обобщим:

Ребята, как вы думаете, когда появились колыбельные?

- Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш. Колыбельная песня выбирает нас самая первая.

Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка.

– Как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен?

– Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет её по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново.

- Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.  

- А почему песню назвали колыбельной?

- Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными.

Слушают колыбельную песню.

Колыбельную песню.

Слушают учителя.

(пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)

(Мама)

(Поют колыбельную ребенку на ночь, чтобы малыш  успокоился и уснул)

Слушают стихотворение.

(Я думаю, что, как родился человек, был хлеб, и была колыбель. Колыбель – это наш сон, который приходит к нам ночь каждый день.)

( С рождением малыша и появляется колыбельная)

(Колыбельные песни – ровесники человечества).

(Двести, три тысячи, их много…)

Познавательные: Ориентироваться в учебнике определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других

Рассказ учителя о  колыбельной.

20мин

(Слайд 7)

Рассказ учителя о  колыбельной.

- Наши предки – славяне относились к рождению ребёнка очень трепетно. Родители с нетерпением ждали появления малыша и заранее готовили всё, что будет необходимо ребёночку.

- Первое, что делали родители – готовили кроватку – колыбельку, люльку, качалочку.

- Колыбельную песню  мама поёт не просто так. Наши предки считали,  что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен. Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон.

(Слайд 8)

Прослушивание и исполнение колыбельной песни.

- Сейчас я предлагаю вам спеть колыбельную, которую наверняка все знают, и определить  какая она по характеру?

( Прослушивание колыбельной )

- Какой характер?

- А в каком темпе исполнялась колыбельная в быстром или медленном?

- Мелодия простая или сложная? Легко ли её запомнить?

- Как исполняется громко или тихо?

- Молодцы!

- Как вас убаюкивали в детстве?

- Каким тоном пела вам мама песню?

- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

- А что он чувствует, как вы думаете?

- Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности.  

- Поработаем над выразительным чтением песни.

- Как надо читать? Что хотим показать голосом?

 Выбираем то и темп для чтения.

(спокойно, негромко, небыстро)

Чтение колыбельной «Русская колыбель»

  - Откройте свои учебники на стр.

- Найдите песню «Русская колыбель»

- Прочитайте про себя. Вслух прочтет..

- Кто поет эту колыбель, как вы думаете?

- Для кого исполнялась эта колыбель?

- Молодцы!

Слушают  рассказ учителя о колыбельной.

Поют вместе с учителем колыбельную.

Простая мелодия, легко запоминается.

Тихо исполняется колыбельная песня.

(ласку, любовь, нежность матери)

( Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой, нежностью)

(спокойно, негромко, небыстро)

Чтение колыбели.

Коммуникативные:

Оформлять свои

мысли в устной и письменной речи

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение (версию)

 Прослушивание  авторской песни М.Ю. Лермонтов.

 - Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал русский поэт М.Ю. Лермонтов.

- Закройте глаза, послушайте колыбельную и расскажите, какие картины вы себе представили?

- Прочитайте колыбельную самостоятельно в полголоса.

- Какие слова говорят о любви матери к ребенку?

- Простые или сложные слова в песни?

- Какой тон выберем для чтения?

- Какой темп подойдёт для исполнения колыбельной?

- Вслух прочтет…

- Молодцы!

 

Динамическая пауза

3мин

  В какое время суток мама пела колыбельную?

-А когда ребенок просыпался, мама делала с ним зарядку.

- Предлагаю немного отдохнуть с пользой.

Потягу-потягунюшки,

Порасту- порастунюшки,

Ножки-ходунюшки,

Ручки-хватунюшки,

В роток-говорок,

А в голову разумок.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки горели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Повторяют движения за учителем.

- Нам осталось решить последнюю задачу урока. Как же колыбельные песни влияют на человека?

- А почему это происходит?

- Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?

- Молодцы ребята!

(Слайд 9)

Сочинение колыбельной.

- Давайте представим, что мы с вами поэты, нам надо сочинить колыбельную. У нас есть рифмы, попробуем составить колыбельную песню, добавив свои слова.

Пришла….

Принесла…

Петушок..

Сверчок…

- Молодцы ребята! Теперь у вас есть своя колыбельная, и вы сможете дома своим родным спеть её

- Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?

- Понравились ли вам песни, которые сегодня звучали?

- А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню?

( Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека)

( Их поет мама с теплотой и заботой, любовью)

( Нет, всем людям , независимо от возраста, т.к они настраивают на хорошие дела)

Сочиняют колыбельную песню.

Коммуникативные:

Оформлять свои

мысли в устной и письменной речи

V. Итог урока

1. Рефлексия

7мин

(Слайд 10)

- Наш урок подходит к концу.

 - Давайте, проверим ли вам справиться с той деятельностью, что мы планировали?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с чем?

- Нужны ли они человеку и если да, то для чего?

- Что вам запомнилось на уроке?

- Я надеюсь, что вы будите петь колыбельные пени своим братьям и сестрёнкам, а затем и  своим детям.

 - Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.  

Просматривание мультфильма «Умка»

– Закончить  наше  занятие  мне  хочется  мультфильмом  «Умка», чтобы вы услышали современную, но такую же нежную, добрую колыбельную песню.

(Учитель

вместе с детьми  отмечает, что все пункты плана выполнены)  

(С колыбельными песнями)

Просмотр мультфильма.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения 2 «д» класс

Слайд 2

Речевая разминка Та-та-та- у нас дома чистота; Ты-ты-ты- сметану съели все коты; Ти-ти-ти - съели кашу всю почти; Тё-тё-тё - отложили мы шитьё;

Слайд 3

Кукла-оберег

Слайд 4

Спальня Теплая кроватка Сладкий сон Мама Песня Нежный, мягкий голос

Слайд 5

Тема урока: «Колыбельные песни»

Слайд 6

Задачи урока: 1. Выявить особенности жанра колыбельной песни. 2. Попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей. 3. Научиться выразительно, читать и петь колыбельные песни.

Слайд 8

С пят усталые игрушки, Книжки спят, Одеяла и подушки Ждут ребят, Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться, И пожелать, Баю - бай... В сказке можно покататься На Луне, И по радуге промчаться На коне, Со слонёнком подружиться, И поймать перо Жар - птицы, Глазки закрывай - Баю - бай.

Слайд 9

Б аю - бай, должны все люди Ночью спать, Баю - баю, завтра будет День опять, .

Слайд 11

Пришла… Принесла… Петушок.. Сверчок..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Колыбельные песни».. 2-й класс

Конспект урока литературного чтения, 2 класс, УМК "Школа  2100" по теме "Колыбельные песни"....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Колыбельные песни»

Данный урок представляет собой презентацию коллективного проекта "Колыбельные песни"....

Литературное чтение 2 класс. Тема "Колыбельные песни". "Начальная школа XXI века"

Конспект урока литературного чтения соответствует новым стандартам. Тип урока - открытие новых знаний. Содержит разнообразные формы работы, различные методы обучения....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни...

Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...