Литературное чтение 2 класс. Тема "Колыбельные песни". "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ковалева Ольга Владимировна

Конспект урока литературного чтения соответствует новым стандартам. Тип урока - открытие новых знаний. Содержит разнообразные формы работы, различные методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Колыбельные песни.

Цель: создание условий  для осмысления  значения колыбельной песни.

Задачи:

  • выявить особенности жанра колыбельной песни;
  • сравнить литературную и народную колыбельную песню;
  • попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.

Тип урока: открытие новых знаний учащихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.
  • Предметные результаты – познакомятся с жанром колыбельной песни, научатся сравнивать народные и авторские колыбельные.
  • Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении.

Формы  организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.

Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал,

Ход урока.

1. Целеполагание и мотивация.

 -Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. А сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на доску.

На доске слова: 

СПАЛЬНЯ

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

Учитель:

  • Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили?
  • Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
  • Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется колыбельная песня, аудиозапись)

  • Подтвердилось ли ваше предположение?
  • Что вы сейчас прослушали?
  • Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

(Мелодия  нежная, тихая, ласковая, присутствуют слова «баю-баю»)

  • Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

(Ответы детей)

- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

   2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня?

Дети: Как появились колыбельные песни? С какой  целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?

С вашей помощью я составила задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке:

  • выявить особенности жанра колыбельной песни;
  • сравнить литературную и народную колыбельную песню;
  • попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.

3. Изучение нового материала.

Учитель:

- Чтобы выполнить первую задачу, поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе. 

 Правила работы в группах

  не говорить всем сразу;

  всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

  перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

  не спорить зря, а доказывать, объяснять;

  стараться понять друг друга;

  возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Саша, ты не сказал, что …”.

-Вам предстоит обсудить и совместно решить тесты, отметив правильный ответ галочкой.

Приложение №1

(Дети работают в группах, выполняют тест  для каждой группы.)

Учитель: Обобщим наши знания.

От какого слова произошло слово “колыбельная”? Ответ первой  группы детей.

Учитель: В народе колыбельные зовут байками. Это  название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь).  Баять и байкать– значит  говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит,   припевая укачивать, усыплять.

  • Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ  второй группы детей.

Учитель: Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы.

 

  • С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ  3 группы детей.

Учитель: Издавна на Руси  появившемуся на свет младенцу,  было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать. 

-Как исполнялись колыбельные песни?

Учитель: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши  хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Заглянем в толковый словарь В.И. Даля,  прочитаем:

речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом – значит читать нараспев.

Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием и смогли решить первую задачу нашего урока.

Сделаем вывод: особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребёнка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельных простой, однообразный, но с добрыми ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул.

4. Знакомство с народной колыбельной песней.

Учитель: В начале урока вы слышали народную колыбельную песню. Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей.

1.Прослушайте народную колыбельную.

.-Какие чувства вызывает колыбельная?
- Какие строки особенно понравились? 

- Простой или сложный текст у народной  колыбельной песни? (Текст  простой и понятный)

– Какие слова повторяются?

2. Поработаем над выразительным чтением песни. 

Как её надо читать? Что хотим показать голосом. (Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью). 


Выбираем тон и темп чтения.
(спокойно, негромко, небыстро, напевно)
Наблюдаем за знаками препинания.
 

Прочитайте колыбельную соседу по парте  вполголоса, работая по Памятке.

. Оцени выразительное чтение соседа и поставь оценку.

3-Прочитаем песню выразительно вслух.

Физминутка

5. Знакомство с авторской колыбельной песней.

М. Ю. Лермонтов “Спи, младенец мой прекрасный...”

Учитель.

Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а  теперь поют ваши мамы. Колыбельные сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

– Закройте глаза, прослушайте колыбельную и расскажите, какие картины вы себе представили?

- Прочитайте колыбельную самостоятельно в полголоса.

– Какие слова говорят о любви матери к ребенку?

- простые или сложные слова в песне?

- Какой тон выберем для чтения? (весёлый, грустный или спокойный; громко или негромко)

-Какой темп подойдет для исполнения колыбельной? (небыстро, напевно)

– Выразительное чтение с анализом и самооценкой.

6. Сравнение авторской и народной колыбельных песен.

Учитель: В результате изучения особенностей авторской и народной колыбельной мы заполнили сравнительную таблицу. Сделаем выводы по данной таблице

  • Что объединяет  авторские  и народные колыбельные песни? Чем они похожи?

(Ласковый тон, замедленный темп, напевность речи матери)

  • Чем  они отличаются?

(У литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и меняющаяся мелодия).

7. Проверка домашнего задания

– Какие чувства просыпаются в вашей  душе, когда слушаете колыбельные? (Задушевность, сердечность, доброта и теплота)

Дома вы записали колыбельные, которые вам пели мамы, красочно оформили свои листочки. Они станут страницами нашей книжки, которую так и назовём: «Мамины песни».

А сейчас, кто хочет исполнить свою песню и убаюкать эту крошку? (Детям предлагается сесть на стул и спеть колыбельную, укачивая куклу.)

 (Исполнение одной -  двух  песен.)

(Автор слов «Спят усталые игрушки» Зоя Петрова)

- Нам осталось решить последнюю задачу урока. Как же колыбельные песни влияют на человека? (Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека.)

  • А почему это происходит? (Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и нежностью.)
  • Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? (Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром, в этом и состоит таинство колыбельной песни.)
  • Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись с соседом.  

1. Птица рада весне, а младенец матери.

2. Нет милее дружка, чем родная матушка.

3. Хлеб питает тело человека – а колыбель душу.

8. Дополнительное

  • Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:
  • Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив свои слова. Это называется  буриме.  (Работа в парах).
  • ...пришла,
    ...принесла,
    ...петушок,
    ...сверчок.

9. Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Ответьте на мои вопросы, используя сигнальные карточки.

- Если вам было интересно на уроке, поднимите красную карточку, а если скучно – зелёную. Спасибо.

- Если было легко выполнять все задания, поднимите красную карточку, а если иногда испытывали затруднения – то зелёную. Спасибо.

- Чему вы учились сегодня на уроке? 

10. Домашнее задание:

  • Выучить одну колыбельную (по выбору) наизусть.

Выставление оценок.

Литература:

  • Даль В.И. Толковый словарь.
  • Калугин В.И. "Фольклор народов России" том 1.
  • Интернетресурс

Приложение 1  Тест «История появления колыбельных песен»

1. От каких слов произошло слово “колыбельная”?

байка;

игра;

погремушка.

2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?

животные;

птицы;

люди.

3. С какой целью исполняли колыбельные песни?

поиграть;

побегать;

убаюкать.

4. Как исполнялись колыбельные песни?

громко;

грубо;

певуче.

Приложение3  Памятка «Выразительное чтение»

l   Правильно ставь ударение.

l  Соблюдай паузы.

l  Выбери силу голоса (тихо, громко).

l  Определи темп (быстро, медленно)

l  Читай эмоционально.

Приложение 4

...пришла,
...принесла,
...петушок,
...сверчок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по программе УМК "Начальная школа XXI века" Снегурочка.

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века". Урок поможет сформировать умение различать и сравнивать литературные и народные сказки. Обратить внимание на особенности авторско...

Рабочая программа по литературному чтению. 3 кл.УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .

Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок  интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позв...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием уче...

Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК Начальная школа 21 века

Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК  Начальная школа 21 века...