Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа п. Индустриальный
Урок литературного чтения
Тема. Л. Н. Толстой «Прыжок»
3 класс
УМК « Школа России»
Учитель Бобылёва С.В.
ТЕМА. Л. Н. ТОЛСТОЙ « ПРЫЖОК»
Тип урока: « открытие» новых знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям, нравственному становлению личности. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | |
I. Организация начала урока | – Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Психологически настраивает учащихся класса на урок | Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | |
II. Проверка домашнего задания | Вот новый день и новый час, Урок литературного чтения новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. – О каком писателе эти слова? - Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? - Кто готов пересказать рассказ? - Оцените свой ответ. Аргументируйте своё мнение. | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | Владеют логическими действиями. Пересказывают рассказ. Владеют навыками самоанализа | |
III. Постановка учебной задачи / Мотивация учебной деятельности учащихся IV. Актуализация знаний и пробное учебное действие V.Выявление места и причины затруднения. | На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море. - Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль) - Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». -Какую роль на корабле выполняет капитан? -Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название. JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы) - Откройте в учебнике стр. - Какие задачи поставим на уроке? - Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле) - Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение? - Что означает слово “прыжок”? - А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.) Словарная работа. - Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов. Где можно найти объяснение значения непонятных слов? Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов. Палуба-пол на корабле Каюта-комната на корабле Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода. Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см Два аршина - около полутора метров. (Показать) Вдребезги- разлететься на мелкие осколки. Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение Посмотрите на корабль. Это – корабль – парусник. Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты – высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 5-ти этажный дом. На мачтах- перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. - | Отвечают на поставленные вопросы (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).
Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре. Определяют совместно с учителем толкование слов . | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
VI. Построение проекта выхода из затруднения. | - Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту. (Учитель читает до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...») - Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? ( Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе). - Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял). -Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.) -Предположите, что будет дальше? (Предположения детей). - Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников). - Вам понравился рассказ? - Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей) Физминутка «Море волнуется раз…» | Внимательно слушают. Делятся своими впечатлениями. Выполняют физкультминутку | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | |
VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | - -Кто герои произведения? - Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться) - Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов) - Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…) - Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет) - Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением). - Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы) (подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.) -Сознавал ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину? -Какие чувства овладели мальчиком? (Задор) - Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться). -Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха") - Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться) - Кто же спас его? (Отец – капитан). - Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок. - О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости) - Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына) - Когда вы переживали за мальчика? - Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость) - Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося) | Отвечают на вопросы. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. | |
| ||||
VIII. Самостоятельная работа Работа в группах Работа с пословицами | - Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение. Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. 1-я группа - Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросы не раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика. 2-я группа: - Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать. Мальчик – вспыльчивый, безрассудный, отважный, гордый, стремился отстоять своё достоинство. Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись. - Что заставило мальчика прыгнуть? 3-я группа: - Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту. Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына. - Как вы думаете, почему капитан заплакал? - Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана. 1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы) 2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан) 3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик) Каждая группа оценивает выполнение заданий. | Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц. - Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно) -Он очень испугался за сына. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Работают в группах. Полно и точно выражают свои мысли Владеют навыками самоанализа | |
IX. Домашнее задание | - От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я) Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" от имени мальчика. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.( по желанию) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств достижения цели | |
X. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | - С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке? -Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.) - Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.) - Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод? - Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой? -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу. - Мне захотелось… - Я задумался… - Я понял (а)… - Я почувствовал (а)… - Я бы поставил (а)… - А сейчас сами оцените свою работу на уроке: Отлично работал, и многое понял – желтый парус. Хорошо работал – зеленый парус. Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус) Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа | |
1 группа – Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:
- Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
- Что произошло потом и почему мне стало страшно ?
- Что сделал мой капитан ?
- Что я об этом думаю?
2 группа – Расскажите о произошедшем от имени мальчика по плану:
- Что произошло и почему мне было обидно?
- Что я сделал, и почему я не думал о последствиях?
- Когда мне стало страшно?
- Почему я прыгнул в воду?
- Что я об этом думаю?
3 группа – Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:
- Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
- Что я предпринял?
- Что я чувствовал , пока сын был под водой?
- Почему я закричал и убежал в свою каюту?
Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….
Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….
В данном классе … , поэтому я … .
Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….
Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).
На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.
В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….
Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….
Учащиеся имели возможность выбора ….
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что
В целом урок можно считать ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....