Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бобылёва Светлана Васильевна

Урок литературного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryzhok.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя образовательная школа  п. Индустриальный

Урок литературного чтения

Тема. Л. Н. Толстой «Прыжок»

3 класс

УМК « Школа России»

Учитель Бобылёва С.В.

ТЕМА.  Л. Н. ТОЛСТОЙ « ПРЫЖОК»

Тип урока:  « открытие» новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям, нравственному становлению личности.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

 – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка

домашнего задания

Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова?

- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

- Кто готов пересказать рассказ?

- Оцените свой ответ. Аргументируйте своё мнение.

Л. Н. Толстой

«Лев и собачка»

Владеют логическими действиями.

Пересказывают  рассказ.

Владеют навыками самоанализа

III. Постановка учебной задачи / Мотивация учебной деятельности учащихся

IV. Актуализация знаний и пробное учебное действие

V.Выявление места и причины затруднения.

На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.

       - Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль)

      - Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула».

       -Какую роль на корабле выполняет капитан?

       -Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.   Постарайтесь отгадать название.

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

- Откройте в учебнике стр.

- Какие задачи поставим на уроке?

- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

- Что означает слово “прыжок”?

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

Словарная работа.

- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

Посмотрите на корабль. Это – корабль – парусник. Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты – высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 5-ти этажный дом. На мачтах- перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц.

-

Отвечают на поставленные вопросы

(Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).

 

Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.

Определяют совместно

с учителем толкование слов

.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

VI.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

(Учитель читает до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

-Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).

- Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников).

- Вам понравился рассказ?

- Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей)

Физминутка «Море волнуется раз…»

Внимательно слушают.

Делятся своими впечатлениями.

Выполняют физкультминутку

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 VII.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 

-

-Кто герои произведения?

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и матросы)

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик  свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

- Кто же спас его? (Отец – капитан).

- Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

- Когда вы переживали за мальчика?

- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

Отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

 

VIII. Самостоятельная работа 

Работа в группах

Работа с пословицами

- Проследим за поведением   людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.

Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении  людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. 

1-я группа

- Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросы не раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.

2-я группа:

-  Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются,  Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

Мальчик – вспыльчивый, безрассудный, отважный, гордый, стремился  отстоять своё достоинство. Поведение мальчика напрямую связано с поведением  людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись.

- Что заставило мальчика прыгнуть?  

3-я группа:

- Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.

- Как вы думаете, почему капитан заплакал?

- Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.

1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)

2.  Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)

3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)

Каждая группа оценивает выполнение заданий.

Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.

- Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)

-Он  очень испугался за сына.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Работают в группах.

Полно и точно выражают свои мысли

Владеют навыками самоанализа

IX. Домашнее

задание

- От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" от имени мальчика.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.( по желанию)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

X. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

- Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)

- Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в  жизни может нам пригодиться данный вывод?

- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?

-Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – желтый парус.

Хорошо работал – зеленый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали.  

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа

1 группа – Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:

  1. Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
  2. Что произошло потом и почему мне стало страшно ?
  3. Что сделал мой капитан ?
  4. Что я об этом думаю?

2 группа – Расскажите о произошедшем от имени мальчика по плану:

  1. Что произошло и почему мне было обидно?
  2. Что я сделал, и почему я не думал о последствиях?
  3. Когда мне стало страшно?
  4. Почему я прыгнул в воду?
  5. Что я об этом думаю?

3 группа – Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:

  1. Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
  2. Что я предпринял?
  3. Что я чувствовал , пока сын был под водой?
  4. Почему я закричал и убежал в свою каюту?

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

 

Его цель –   …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

 

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Цель урока можно считать: …,   план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….  

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников,   потому что

В целом урок можно считать ….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...