Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтиения в 3 классе на тему "В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза)."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза).
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: |
ПРЕДМЕТНЫЕ: относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. РЕГУЛЯТИВНЫЕ – Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. КОММУНИКАТИВНЫЕ - Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение работать в паре и в группах. ЛИЧНОСТНЫЕ: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
| |
Для чего нужно изучать литературное чтение? | Отвечают, настраиваются на работу. |
2. Актуализация знаний. | |
1. Проверка домашнего задания. 1. Чтение наизусть стихотворений о зиме. 2. Прослушивание музыкальных иллюстраций. (Возможно исполнение стихов под музыку.) Ученики обмениваются впечатлениями о соответствии музыки характеру стихотворения К. Бальмонта. 2. Сообщение темы урока. – Кто же будет героем новых стихотворений? Отгадайте загадку: Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос. Красноносый, краснощёкий – Наш любимый... (Дед Мороз) – Прочитайте авторский текст на с. 55. | Отвечают подготовленное домашнее задание. |
3. Развитие умений. | |
Работа со стихотворениями Ю. Мориц и А. Барто. 1. Работа с текстами до чтения. – Прочитайте фамилии авторов. Известны ли они вам? По каким произведениям? – Как называются стихи? Какое название более загадочное, таинственное? – Что такое секрет? (Тайна.) А настоящий секрет? Умеете ли вы хранить секреты? Интересно, каким секретом поделится с нами Юнна Мориц? 2. Работа с текстами во время чтения. 1. Первичное чтение. Стихотворение Ю. Мориц лучше прочитать учителю, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова (учебники закрыты). Юнна Мориц НАСТОЯЩИЙ СЕКРЕТ Наряжена ёлка, вздыхает пирог, Звонок заиграл, и подпрыгнул щенок, Я дёрнул замок – и к порогу прирос! Я пикнуть словечко не мог, я молчал И что-то невнятное в двери мычал: Ещё бы! (Догадались? Закончите строчку…) Явился живой Дед Мороз! Я деда целую! И вдруг замечаю, Что много чудесного есть в старике: Во-первых, зачем-то старик – в парике, И нос, во-вторых, у него – из картонки, А в-третьих, кусачий и дерзкий щенок У ног старика добродушно прилёг, Что странно весьма для такой собачонки! (Догадались? (Да, похоже, старик не настоящий, более того – знакомый…) Я вижу на валенке Деда Мороза Заплату, которую бабушка Роза Вчера нашивала на валенок брату. (Похоже, мальчик догадался. А вы? Кажется, мальчика ждёт разочарование…) Ура! – закричать и подпрыгнуть пора, Я знаю всю правду, поскольку вчера Я отдал свой тапок на эту заплату! (Наоборот! Наш герой очень рад. Но почему? Вопрос этот ответа не требует.) Но весело-весело мне и чудесно, (Догадались почему?) Поэтому тайну ломать неуместно, Неинтересно и даже нечестно! Подарок я сделаю старшему брату: Ни слова – про нос, про парик и заплату, Его не узнают теперь нипочём! Его принимают за Деда Мороза И папа, и мама, и бабушка Роза, И каждый мальчишка, на санках скользящий, И дворник с лопатой, в сугробе стоящий, И каждый, кто видит от снега блестящий Вишнёвый мешок у него за плечом! Он мне подарил телескоп (подзорную трубу) настоящий, Потом наступил Новый год настоящий, А значит, он был Дед Мороз настоящий, И то, что он – старший мой брат настоящий, Так это – мой первый секрет настоящий! Вопрос после чтения: – Почему мальчик не раскрыл тайну? (Он думал, что она известна только ему, что все остальные принимают старшего брата за настоящего Деда Мороза. И он счастлив, потому что и праздник, и подарки – всё настоящее!) Стихотворение А. Барто дети читают самостоятельно про себя. Вопрос после чтения: – От кого же надо защищать Деда Мороза? (От тех, кто не верит в новогоднее чудо и лишает праздника и себя, и других…) 2. Беседа. а) – Что объединяет эти два стихотворения? (Тема и сюжет.) б) – Чем различаются отношения маленьких героев к Деду Морозу? (Герой Ю. Мориц догадывается, что Мороза играет его старший брат, но не раскрывает тайну. А герой А. Барто искренне верит в сказку и сердится на своего брата, который убеждает его в том, что Дед Мороз не существует.) в) – Кто же герой стихотворения Ю. Мориц? Как вы догадались? (Маленький мальчик.) г) – Как мальчик узнал правду про Деда Мороза? Обрадовало его это открытие? д) – Что вы узнали о семье мальчика? (Это дружная семья, они внимательны друг к другу, умеют дарить настоящие подарки и верят в чудо.) е) – Почему стихотворение так называется? ж) – С какой интонацией вы его будете читать? (Восторженно, потом настороженно, потом весело, таинственно, радостно.) 3. Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц. 4. Продолжение беседы, подготовка к выразительному чтению стихотворения А. Барто. – Какие три кадра диафильма вы представили? 1) Старший брат говорит младшему, а у того слёзы на глазах. 2) Приход Деда Мороза. 3) Старший брат шепчет младшему, а у того довольное лицо. – Озвучьте их. (Чтение по ролям.) – Теперь выбираем «артистов» и инсценируем стихотворение. – Меняется ли интонация при чтении этого стихотворения? (Да. Скепсис в словах старшего брата, возмущение и настойчивость в словах младшего брата.) | Читают стихотворение. Слушают аудиозапись. Выполняют задания из обобщения по разделу. Выполняют проверочную работу. |
4. Итог. Рефлексия. Подготовка к домашнему заданию. | |
– На с. 57 авторы учебника пишут, что они специально поместили рядом два этих стихотворения. Как вы думаете, почему? – Что нового вы узнали о себе после чтения этих стихотворений и размышлений над ними? – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Домашнее задание: 1. Выучить наизусть одно из стихотворений. 2. Сочинить стихи или загадку про Деда Мороза (по желанию). 3. Составить новогоднее поздравление кому-нибудь (другу, учителю, родителям) на ёлочной игрушке/аппликации (на шаре, конфете, снежинке). 4. Сделать выписки на страничку «Зима» в тетради. | Подводят итоги урока, оценивают собственную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....