Братья Гримм «Умная дочь крестьянская». Второй урок. Сравнительный анализ сказок», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект и презентация урока по литературному чтению Братья Гримм «Умная дочь крестьянская». Второй урок. Сравнительный анализ сказок», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bratya_grimm.pptx | 1.53 МБ |
bratya_grimm_umnaya_doch_krestyanska.docx | 144.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка – это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического.
Ответы: 4 2 1 3 2
«Дочь-семилетка»
Автор Заголовок Кол-во загадок Главная мысль Народ «Дочь-семилетка» 4 Умная дочь бедного брата оказалась мудрее Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» 1 Муж дороже всего
Предварительный просмотр:
Тема: «Братья Гримм «Умная дочь крестьянская». Второй урок. Сравнительный анализ сказок»
УМК: «Перспективная начальная школа»
Цель: закрепить знания учащихся о сказке Братьев Гримм «Умная дочь крестьянская» и провести сравнительный анализ с русской народной сказкой «Дочь-семилетка».
Задачи: 1. Обогащать знания учащихся о творчестве Братьев Гримм, совершенствовать технику чтения учащихся;
2. Развивать умение анализировать художественное произведение, сравнивать произведения;
3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.
Формируемые УУД:
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.
Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.
Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организация класса. | -Здравствуйте, ребята! Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики. Тише сели… -Вот звонок весёлый, Мы начать урок готовы, Будем думать и читать, И друг другу помогать. | Приветствуют учителя | Личностные УУД: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
II. Актуализация знаний
| В мире много сказок грустных и смешных И прожить на свете нам нельзя без них Пусть герои сказок Дарят нам тепло Пусть добро на веки Побеждает зло -Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке) -Что мы называем сказкой? -Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом) - Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных) -Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы) - С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке? Кто автор? - Что вы запомнили о жизни и творчестве братьев Гримм? Кто готов рассказать? (Братья Гримм родились в семье чиновника в городе Ганау (Ханау). Отец их был вначале адвокатом, а затем занимался юридическими вопросами у князя Ганауского. Старший брат, Якоб Гримм родился 4 февраля 1785г. (04.01.1785-20.09.1863), а младший - Вильгельм Гримм - 24 февраля 1786г.(24.02.1786-16.12.1859). Дети росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Занимались изучением памятников, историей и собиранием традиционного народного фольклора. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских семейных сказок» (1812г.,1815г., 1822г.). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Волк и семеро козлят» - всего около 2000сказок. Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей. Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России они многократно переиздавались. Тонкая ирония, лукавство, юмор присуще сказкам. В них очень хорошо видны социальные отношения). - Многие сказки братьев Гримм экранизированы, некоторые можно увидеть в театре. - Я предлагаю и вам поучаствовать в некоторых постановках. - Читаем по ролям. - Найдите эпизод «Начало сказки» на стр. 226 - Слова АВТОРА читает … - Слова КОРОЛЯ … - Слова 1 мужика …, слова 2 мужика … - Молодцы, ребята, у вас отлично получилось. - Найдите следующий фрагмент «Концовка: «Воротился король домой и говорит своей жене…» на стр. 229 - Слова АВТОРА читает … - Слова КОРОЛЯ … - Слова КОРОЛЕВЫ … - Молодцы, ребята, вы настоящие актеры. - Но ни в одной книге не найдешь сказки без иллюстраций, они всегда привлекают наше внимание. - Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказке. Вспомните, к каким эпизодам в сказке они относятся? Найдите их в тексте и прочитайте. 1. 2. 3. 1 - («Но отец ее не послушался, взял ступку и отнес ее королю…») 2 - (Решение задачи крестьянкой: «Вот пошла она, разделась совсем догола — и стала она неодетая; и взяла … Вот явилась она, и король сказал, что задачу она решила и все выполнила как следует...») 3 - («И пришлось другому уйти ни с чем; заплакал он с горя о пропавшем своем жеребенке. И вот узнал он о том, что госпожа королева очень милостива, потому что сама родом из бедных крестьян; и он пошел к ней, стал ее просить, не может ли она ему помочь вернуть его жеребенка. Она сказала:…») - Какой вывод для себя вы сделали? Чему вас научила сказка?(сказка учит прислушиваться к мнению других, учит справедливости) - А теперь давайте проверим, как же вы усвоили содержание сказки. - Положите листочки с тестом перед собой, подпишите их. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один ответ, обвести его.
3. Что нужно было сделать дочери, чтобы отца освободили?
4. Какой приговор вынес король в споре между двумя крестьянами? 1) Забрал себе жеребенка 2)Вернул владельцу лошадей 3)Вернул владельцу волов 5. Чем закончилась сказка? 1)Расставанием 2)Свадьбой 3)Горем - Поменяйтесь с соседом по парте тестами и проверьте работу друг друга. - У кого ни одной ошибки, поднимите руку? Молодцы, поставьте «5», у кого 1 ошибка – «4» , у кого 2 ошибки – «3». Будьте внимательнее в следующий раз. Передайте листочки по рядам. | Отвечают на вопросы (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.) | |
III. Формулирование темы и цели урока | - Но есть в литературе ещё одна сказка, похожая на сказку Братьев Гримм – русская народная – «Дочь-семилетка» Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос: - Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев. – Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения? (Научиться беседовать с книгой -Улучшать технику чтения -Учиться высказывать своё отношение к прочитанному. -Понимать позицию автора. -Описывать героев произведений и давать им характеристику -Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно.) | Сегодня мы познакомимся с произведением «Умная дочь крестьянская», которое написали братья Гримм. | Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Учиться формулировать тему и цель урока, определять задачи |
V. Изучение нового материала.
| - Приготовьтесь к слушанию и чтению текста. Работа с заголовком. – Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки? -Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на слайде: Два брата: бедный и богатый Телега Жеребёнок Спор Царь Кума Мудрая дочь-семилетка – О чем вам говорят эти опорные слова? - Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые нам встретятся. РАБОТА НА СЛАЙДАХ. Кобыла – самка лошади Мерин – самец лошади Телега - повозка - Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста. - Приготовьтесь к слушанию и чтению текста. – Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста, затем кто-то продолжит. (Я читаю сказку, затем дети продолжают по цепочке.) - Понравилась ли вам сказка? 1) - Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом? 2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.) 3) Кто герои сказки? 4)Какие необычные поступки совершают герои? (Дочь на зайце верхом ехала) 5) На чем же основан вымысел в данной сказке? (Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются) - Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой Догадались почему? - Почему начался спор? (Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту) - Для чего братья обратились к начальнику? (Богатый хотел, заплатив выиграть спор) Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный, Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет Почему? Она была глупой, злой, хитрой Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь Есть ли у него волшебные помощники? Нет Какой была девочка? Умной, доброй, честной – Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки Зачитайте загадки… - Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. ) Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум. Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость Наблюдения над языком сказки. Какие особенности сказочной речи вы увидели? 1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество. 2) Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка. 3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!» - Какие эмоции вызвало у вас произведение? - Чему научила вас сказка? | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи | |
VI. Сравнительный анализ двух сказок (составление таблицы) | - Мы познакомились с 2 похожими сказками давайте их сравним. - Начнем с авторов. Назовите авторов. (Братья Гримм и народ) - Какие заголовки у этих сказок, чем похожи, чем отличаются? («Умная дочь крестьянская», «Дочь-семилетка», обе сказки про дочерей) - В обеих сказках используются загадки, по сколько загадок в каждой сказке? (1, 4) - И сравним главные мысли сказок. Какова главная мысль в авторской сказке? Народной? | ||
IV. Итог урока V. Рефлексия | -С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка» Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки - Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев. -Чему учились на уроке? Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (страничка книги) -Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое) - Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – поднимите красное яблоко. - Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое. -Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. - На этом наш урок подошел к концу. - Всем спасибо за активную работу. - До свидания. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод. Личностные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорогой сказок братьев Гримм
Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....
Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)
Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...
Тема :« Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка» и « Как барсук и куница судились».
В работе есть план урока, карточки для работы в паре, в группах, для самостоятельной работе аудиозапись к песне....
Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....
Урок устного слова «Урок–игра»: « По дорогам сказок Братьев Гримм».
laquo;Урок–игра»: « По дорогам сказок Братьев Гримм»....
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (второй урок в теме)3 Класс.
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Задачи уро...
Литературное чтение 4 класс. Братья Гримм - собиратели народных сказок
Вводный урок по содержанию раздела.Братья Гримм - собиратели народных сказок...