Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 700.5 КБ |
![]() | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ш.Перро Г.Х.Андерсен С.Т.Аксаков Я.и В.Гримм А.С. Пушкин А. Афанасьев
Ш.Перро С. Т. Аксаков Г.Х.Андерсен А.С. Пушкин Я.и В.Гримм А. Афанасьев
Тема урока : Сравнение сказки братьев Гримм «Белоснежка» и Сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Задача – сравнить сказки. Вопрос : Чем похожи и чем отличаются сказки?
Якоб и Вильгельм Гримм 1812 г . Александр Сергеевич Пушкин 1833 г.
1.Авторство 2.Название 3.Герои сказки: - положительные -отрицательные 4.Сюжет 5.Развязка сюжета 6.Язык сказки
Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Авторы Братья Гримм, немецкие сказочники, переработали народную сказку. А.С. Пушкин, русский поэт, Обработал народную сказку и создал литературную сказку. Название сказки В названии указана главная героиня и семь помощников - гномов. В названии указана главная героиня и семь помощников – русских богатырей. Герои сказки: положительные отрицательные Белоснежка, 7 гномов, принц. Мачеха. Царевна, 7 богатырей, королевич Елисей . Мачеха.
Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Сюжет (основные события сказки) Рождение девочки у королевы-матери. Смерть королевы-матери. Женитьба короля. Разговор мачехи с зеркальцем. Псарь по приказу отводит Белоснежку в лес. Рождение девочки у царицы-матери. Смерть царицы-матери. Женитьба царя. Разговор мачехи с зеркальцем. Чернавка по приказу отводит царевну в лес.
Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Сюжет (основные события сказки) Белоснежка у семи гномов. Королева узнает, что Белоснежка жива и пытается ее извести. Королева 3 раза делает Белоснежке подарки, которые приводят к ее смерти. Спасение Белоснежки. Свадьба. Смерть королевы. Царевна в лесу у семи богатырей. Царица узнает, что царевна жива и пытается ее извести. Царица дарит царевне яблоко, которое приводит к ее смерти. Поиски Королевича Елисея . Спасение царевны. Смерть царицы. Свадьба.
Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Развязка сюжета (финал сказки) Мачеху казнят. Добро побеждает зло. Зло наказано. Мачеха умирает от тоски, злобы и зависти. Добро побеждает зло. Зло наказано. Торжествует любовь!
Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Язык сказки Проза. Язык намеренно приближен к народному. В стихах. Красивый литературный язык.
Тема урока : Сравнение сказки братьев Гримм «Белоснежка» и Сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Задача – сравнить сказки. Вопрос : Чем похожи и чем отличаются сказки?
Я научился лучше сравнивать сказки? открыл что-то новое в известной сказке?
Предварительный просмотр:
УРОК
литературного чтения в 4 классе
Тема: Сравнение сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Целевые установки: проявлять интерес к изучению сказок русских и зарубежных писателей, сравнивать сказки разных народов.
Планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты.
Работать в паре, группе.
Анализировать текст сказки, выявлять специфические особенности сказочного текста.
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
Деятельность учителя | Деятельность детей |
Слайд 1 - Прочитайте фамилии авторов. Что их объединяет? Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, С.Т.Аксаков, Я.и В.Гримм, А.С. Пушкин, А. Афанасьев - Разделите на 2 группы. Объясните принцип разбиения. - Найдите пару писателей из 1 и 2 группы. Сформулируйте признак, по которому объединили авторов. - Сформулируйте тему урока. Поставьте учебную задачу. - Вопрос, на который мы постараемся ответить в конце урока. (Чем похожи и чем отличаются сказки?) Слайд 2 Слайд 3 - Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык. Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка Пушкина в 1833 году. | Классифицируют писателей по выбранному признаку. На карточках. Работа в парах. Объединяют пары Ш. Перро – С.Т. Аксаков Я. И В. Гримм – Пушкин Признак: авторы сказок с похожим сюжетом. Тема: Сравнение сказок. Задача: сравнить сказки, составить таблицу. |
- Основная часть урока.
- Составьте параметры для сравнения сказок. Слайд 4 1.Авторство (фамилия и краткая инф. об авторе) 2.Название (кто указан в названии сказки) 3.Герои сказки: - положительные -отрицательные 4.Сюжет (перечисление основных событий сказки) 5.Развязка сюжета (конец сказки) 6.Язык сказки - Сравнение сказок. Заполнение таблицы. Слайд 5 Заполненная таблица 1-3 пункт. - Почему у Пушкина появляются богатыри? - Начнем сравнение сюжетов сказки вместе. Рождение девочки у королевы (царицы)-матери. Смерть королевы-матери. Женитьба короля. Разговор мачехи с зеркальцем. Псарь (Чернавка) по приказу отводит Белоснежку (царевну) в лес. Слайд 6 Заполненная таблица 4 пункт - Почему терем? - Почему разнится сцена встречи девушек с гномами и богатырями? - Почему Пушкин добавляет поиски Елисеем невесты? - Сравним финал сказки. - Как умирает королева? А царица? Почему по-разному? - Как оживают героини? Что разбудило обеих? - Перечитайте текст на с. 86. Для чего Пушкин ввел сцену с псом Соколко. О каком человеческом качестве хочет напомнить читателю? Слайд 7 - Чем всегда заканчивается народная сказка? (добро побеждает зло) - Какая сказка с этой идеей? - В русской сказке тоже добро главенствует и все-таки Пушкин провозглашает в своей сказке торжество чего? (любовь, верность) Слайд 8. - Сравните форму написания текстов в немецкой и русской сказке. Резерв - Чтобы сравнить язык сказки, вспомните особенности сказочного языка (народные слова, устойчивые эпитеты) - Сделаем вывод. На какой вопрос мы хотели ответить? Можем ответить? Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:
Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных. В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. | Фронтальная работа Обозначают тропы для сравнения. Получают карты для сравнения. 1-3 пункт работа в парах Самоконтроль и сравнение с образцом. 4 пункт работа в группах Подробное перечисление событий сказки. Ссылки на текст с.78-93 Делают вывод о сходстве сюжетов сказок. Фронтальная работа. Причины отличия. Ссылаются на текст с. 93. Читают текст с. 86. Делают вывод: - в немецкой сказке согласно традиции народной сказки добро побеждает зло. - В русской сказке торжествуют любовь и верность. Заполняют таблицу п.5 Фронтальная работа. Заполняют таблицу п.6 Резерв Ищут устойчивые эпитеты в тексте. Милого друга, невеста молодая, молодцы честные, наливное яблочко, сине море… Фронтальная работа. |
- Итог урока.
- Какую учебную задачу ставили? Как реализовали?
Слайд 9.
- Ответьте себе на вопрос: -Я научился лучше сравнивать сказки?
- Я опять открыл что-то новое в известной сказке?
- Предположите, как мы еще не рассмотрели эту сказку? (характеристика героев)
5. Д/з.
Выбрать героя для характеристики. Перечитать отрывки сказки, связанные с персонажем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/30/picture-16827.jpg)
урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"
Урок построен по технологии развития критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42230.jpg)
Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина
К данному уроку прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-125851-1413301619.jpg)
Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературного чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-465662-1406114244.jpg)
Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Цели урока:· углубить литературное образование;· обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;·...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-696879-1460466526.jpg)
Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России
Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/26/picture-1051444-1535287857.jpg)
Семенова М.В. Урок литературного чтения по сказке Е.Шварца "Два брата".
Презентация и конспект урока....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175411-1357837560.jpg)
Урок литературного чтения в 3-в классе УМК «Гармония» Нравственно-этические ориентиры в произведении Братьев Гримм «Рапунцель».
Тип урока: урок «открытия новых знаний».Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения.Задачи урока:Образовательные:Познакомить...