Мастер-класс
план-конспект по чтению
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Репное
Балашовского района Саратовской области»
Мастер-класс
По теме:
«Смысловое чтение»
Бурмистрова Е.В.
2019г.
Введение
Вы, наверное, замечали, что современные ученики не проявляют интерес к чтению. Интересные , увлекательные книги заменили компьютеры, мобильные телефоны.
Тема моего мастер-класса: «Смысловое чтение». Казалось бы, что здесь необычного. Учитель начальных классов по долгу своей профессии учит читать быстро, правильно, выразительно, по ролям. Продуктивное (смысловое) чтение разработано Натальей Николаевной Светловской
I этап – работа с текстом до чтения (предчтение)
Цель: прогнозирование содержания текста.
Задачи: вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.
На этом этапе я применяю приём антиципация- прогнозирование содержание текста по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации.
- Дорогие друзья, представьте себе, что вы учащиеся начальных классов. Посмотрите на экран, перед вами иллюстрация к литературному произведению.
- Как вы думаете, кто герои этого произведения.
- Где происходят события?
- Опишите внешний вид мальчика. Является ли он прилежным учеником? Почему вы так решили?
- Что вы думаете об учителе? Какой предмет она ведет (по вашему мнению?)
- Кто изображён на заднем плане? А может быть?
- О чём пойдет речь в этом произведении?
А вот теперь фамилия автора (появляется на экране)
Виктор Юзефович Драгунский
- Что ещё становится понятным?
- Вы знакомы с рассказами этого автора? Кто же является главным героем? (Денис Кораблёв)
- Вам интересно прочитать ещё один рассказ?
Я вызвала у детей желание читать, решила задачи первого этапа работы с текстом. (песенка Винни-Пуха, отрывок из мультфильмов , рассказ об акуле)
II этап – работа с текстом во время чтения. (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
Цель: понимание текста, создание читательской оценки.
Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.
На этом этапе я вам покажу метод применения кластера
Кластер (от англ. cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»
- Сначала я познакомлю вас с текстом Якова Акима «Моя родня» , он перед вами.
- Перед вами кластер, в его центр нужно вписать главного героя. Кто главный герой? (составляет кластер, задаёт вопросы)
- А вот ещё один приём работы с текстом на данном этапе – диалог с автором .
Мы провели диалог с автором и подошли к постчтению . Попробуем это сделать вместе с вами.
- По вашему мнению, в чём заключается главная мысль этого произведения?
- Мы выяснили, что мальчик счастлив, потому что рядом его родня. Давайте попробуем изобразить это наглядно. (собираем вазу)
- Что, по вашему мнению, необходимо семье для полного счастья?
- Я бы добавила взаимовыручку, заботу, доброту, милосердие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I этап – работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование содержания текста. Задача учителя : вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.
Виктор Юзефович Драгунский
I I этап – работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста, создание читательской оценки. Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста
Мальчик
Мальчик мама папа сестрёнка братишка щенок Тишка друг Серёжка
Мальчик мама папа сестрёнка братишка щенок Тишка друг Серёжка моторная лодка волшебная щётка молоток мяч конфета всё на свете
III этап – постчтение. Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Что такое диалог с автором? Это естественная беседа с автором через текст. Необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..» .
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...