Конспекты уроков по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2, 3 класс)
Конспекты уроков по литературному чтению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структура урока «Открытие нового знания»
Дата: 2.09.2020 ФИО учителя: Гарина О.И.
Школа: №98 ФИО студента: Волкова Д.А.
Класс: 3 А ФИО методиста: Колотухина Я.А.
Кабинет: 24
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: «Устное народное творчество»
Цели деятельности учителя: формирование знания о жанрах устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка, пословица, сказка; знакомство с обычаями русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные: довести до сознания детей как богат и многогранен русский фольклор; помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений.
Личностные: развитие эстетического чувства прекрасного; воспитание чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник по литературному чтению «Школа 21 века» Ефросинина 3 класс, 1 часть; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный, практический: Эмоциональный настрой. | 2 мин | - Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку. Создание эмоционального настроя. Слайд - Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, какие слова могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями? - Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным. | Приветствуют учителя. Ответы учащихся. | К: умение слушать и воспринимать звучащую речь. | |
II. Актуализация знаний и мотивация Метод: Проблемный: создание проблемной ситуации, проблемный вопрос. | 3 мин | - С какого задания вы бы хотели начать сегодняшний урок: с лёгкого или трудного? - Что ж, тогда я вам задам несколько трудных вопросов. Первые буквы слов – ответов будете записывать в пустые клеточки на карточке. Выполнив задание (разгадав шифровку), узнаете название произведения, с которым познакомимся на сегодняшнем уроке. Шифровка Литературный диктант (смешанного типа). 1 вопрос: Резкое противопоставление явлений, событий, характеров, образов. (Контраст) 2.Какое желание было связано у Жени из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» с оранжевым лепестком? (Игрушки) 3.Как звали героя стихотворения С.Михалкова «Про Мимозу»? (Витя) 4.Как называется приём в литературе, когда автор оживляет (очеловечивает) образы природы и природные явления? (Олицетворение) 5.Разговор двух лиц. (Диалог) 6.Это не сам предмет, а его след в нашей душе. (Образ) 7. Непомерное преувеличение изображаемого явления. (Гипербола) 8. - 9. Как называется точка наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения? (Кульминация) 10. Какое имя у поэтесс Токмаковой, Пивоваровой? (Ирина) 11.К какому жанру относится произведение Л. Толстого «Прыжок»? (Рассказ) 12. Создатель какого-либо произведения литературы. (Автор) 13. Устное народное … (Творчество) 14. Как называются слова, близкие по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы) Проверка (слайд): - Проверьте, какая запись должна у вас получиться. Кому-то удалось разгадать шифровку? В чём её секрет? (нужно прочитать слова наоборот.) | Дети отвечают на вопросы. Шифровка и в о д о г -- к и р а т с | П: умение понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог, формулирование темы, план урока. IV. Открытие нового знания. Практический: реализация плана по разрешению затруднения путем выполнения практических действий. | 3 мин | -Давайте обозначим цели работы над новым произведением. - Это произведение написал В. И. Даль. Вам знаком этот писатель? Выберите его портрет из данных. (На доске портреты М. Лермонтова, В. Даля, Л. Толстого, Драгунского.) Чтение записи со слайда - А теперь давайте проверим, что вы о нём знаете? (Слайд) В какой войне в 1828-29 годах участвовал Даль: - русско-турецкой; - русско-японской; - русско-немецко-французской. (Слайд) Какой рукой мог оперировать больных: - левой; - правой; - левой и правой. (Слайд) Какой словарь создал Даль: - орфографический; - толковый; - словообразовательный. | Ставят цели. Дети выбирают портрет писателя. Отвечают на вопросы. | П: умение принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. П: умение принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. | |
V.Закрепление во внешней речи Практический: выполнение упражнения по правилу. | 2-3 мин | - А теперь послушайте произведение и попробуйте определить его жанр. Читаем произведение. - Понравилось произведение? - Как вы думаете, к какому жанру оно относится? - Для того, чтобы выяснить, кто прав, нужно проанализировать текст. В процессе чтения нам нужно ответить на вопросы. (Вопросы на доске.) Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика? Какие 4 крыла у каждой птицы? Какие 7 перьев в каждом крыле? Что это значит, что в каждом крыле одна половина белая, а другая - черная?
- Прочитаем первый абзац и попробуем разгадать его секрет. – О чём говорится в первом абзаце? Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд ) Клод Моне «Зима. Январь. Сорока» - Прочитаем второй абзац и разгадаем его секрет. – О чем он? – Зачитайте в тексте признаки весны (слайд) Исаак Левитан «Весенняя пора. Осенний снег» – Перечислите названия весенних месяцев. третий абзац. – О чем говорится в третьем абзаце? – Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах. Словарная работа в паре с Толковым словарём Даля. 1ряд. Знойно 2ряд. Душно 3ряд. Жарко - Что можете сказать об этих словах? Зачем автор использует все 3 слова? – Назовите по порядку летние месяцы. (слайд) Иван Шишкин «Рожь» - Что означает выражение «Крестьяне стали рожь жать»? - Кто из вас знает, каким орудием труда пользовались раньше, убирая зерновые культуры? (иллюстрация серпа) - А какая современная с.-х. машина предназначена для уборки зерна? (иллюстрация-комбайн) (слайд) – Читаем четвертый абзац и думаем о его секрете. Объясните значение слова залегли. (слайд) Исаак Левитан «Осень. Туман» – Перечислите по порядку осенние месяцы. - Почему птицы вылетали 4 раза? И на слайде записаны варианты ответов. Проверьте их! Чтение последнего абзаца. | Слушают произведение. Отвечают на вопросы. Ученики высказывают предположения. Читают по абзацам. - Каждая птица – это один из зимних месяцев. - О весенних месяцах. «Снег стал таять, на полянах показались цветы». - О летних месяцах - «Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать» - Синонимы - Для усиления впечатления. «Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы» - 12 месяцев - Лишнее слово – март, т. к. это месяц, а осень, зима, весна, лето – это времена года | К: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выполнение задний, упражнений, проверка по эталону. | 20-25 мин | - Вы заметили, что в последнем абзаце есть подчёркнутые выражения. О том, что они означают, попробуйте догадаться, объединившись в группы. Обсуждение в группах. Ориентация на календарь. 1 группа. - Что такое «по 4 крыла у каждой птицы»? 2 группа. - «по 7 перьев в каждом крыле»? 3 группа. - Одна половина пера белая, а другая – чёрная. 4 группа. - Каждое перо со своим именем. (…..) Вы знаете названия дней недели? Проверьте слайд!
Проверка (слайд с ошибкой, а затем - верный). | 4 недели 7 дней недели день-ночь = сутки Самостоятельно выполняют задания. | Р: умение оценивать совместно с учителем результаты своих действий. | |
VII. Включение в систему знаний Практический: отвечают на вопросы. | 2 мин | – Вернёмся к вопросу о жанре. Вы полагали, …. Вы уже знакомы с некоторыми приметами волшебных сказок. Что же в этом произведении сказочного? - Почему старик - волшебник в сказке назван годовиком? - А что же в нём загадочного? Слайды - Это - сказка. – Это - загадка. Вывод: - Может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой и загадкой? Где мы можем получить подтверждение данному факту? - Найдите в содержании страницу учебника, на которой расположен текст. – Да, может. Теперь вы об этом знаете. Слайд | Ответы - Сам герой – старик-годовик. - В его рукаве 4 времени года, составляющие целый год. - В учебнике. | П: умение устанавливать причинно-следственные связи. | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: ответы на вопросы | 2 мин | - А сейчас я задам вам очень важный вопрос: почему Даль решил объединить 2 этих жанра в одном произведении?
- Запишите в таблице автора и название произведения, и обозначьте соответствия в таблице знаком «+». Проверка: 1 ученик выходит к доске, называет то, что выделил, остальные показывают согласие-несогласие. - По карточкам самоконтроля оцените свою деятельность на уроке, выберите по цвету птицу, соответствующую вашей деятельности (в каком цвете больше «+», того цвета птицу и выбрать). Но вот и всё, урок к концу подходит Мы славно поработали сейчас, (Слайд) | - Через загадку он учит нас быть наблюдательными и внимательными в жизни. Сказочным изложением вызывает интерес, развивает воображение. О простом и всем известном (что природа изменчива, что все времена года связаны между собой, год- круглый) он смог так необычно и интересно рассказать, совместив 2 жанра в 1 произведении Дети выходят с птицей и магнитиком к доске. | П: сообщать о затруднениях в понимании материала. К: умение выражать свои мысли. |
Схема структурного самоанализа урока
Тема урока: «Устное народное творчество»
Тип урока: «открытие» нового знания
Учитель: Гарина О.И. Класс: 3А
| Соответствие/ несоответствие | |
1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | + | |
2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания. | + | |
3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока. | + | |
4. Выдержаны примерные временные рамки. | + | |
| ||
1. Организовано повторение используемых способов действий. | + | |
2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме. | + | |
3. Проведена самостоятельная работа | + | |
4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий. | + | |
5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания. | + | |
6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок). | + | |
7. Выдержаны примерные временные рамки. | + | |
| ||
Учащиеся, допустившие ошибки: | ||
1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?). | + | |
2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки | + | |
3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности. | + | |
Учащиеся, не допустившие ошибки: | ||
1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном. | - | |
2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. | + | |
3. Выдержаны примерные временные рамки. | + | |
| ||
1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок): | ||
а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы; | + | |
б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге; | - | |
в) участвовали в подводящем диалоге. | + | |
2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий. | - | |
3. Причина ошибки зафиксирована знаково. | + | |
4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона. | + | |
5. Выдержаны примерные временные рамки. | + | |
| ||
I. Организовано обсуждение типовых затруднений. | + | |
2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. | + | |
3. Выдержаны примерные временные рамки. | + | |
| ||
Учащиеся, допустившие ошибки: | ||
Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. | + | |
Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты. | +- | |
Учащиеся, не допустившие ошибки: | ||
Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. | + | |
Выдержаны примернее временные рамки. | + | |
| ||
При положительном результате предыдущего этапа: | + | |
1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем. | ||
При отрицательном результате предыдущего этапа: | + | |
1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта. | ||
2. Выдержаны примерные временные рамки. | + | |
VIII | Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) | |
1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. | + | |
2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение. | + | |
3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности. | + | |
4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке. | + | |
5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке. | + | |
6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока. | + | |
7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества. | + | |
8. Выдержаны примерные временные рамки. | + |
Общие выводы по уроку, рекомендации: предусматривать дополнительные задания для класса, делать домашние задания более творческими.
Условные обозначения
Плюс | + | Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к |
Плюс - Минус | ± | Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны. |
Минус - плюс | + | Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение выполненного - выполненного. |
Минус | - | Требования к этапу не выполнены |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект урока
Литературное чтение
.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 «в»
Тема урока: В.А. Осеева «Почему?».
Цели деятельности учителя: продолжить знакомить детей с произведением В.А.Осеевой «Почему?», развивать умения прогнозировать текст, анализировать и делать выводы; продолжить воспитывать честность и ответственность за свои поступки.
Планируемые результаты
Личностные: воспитывать навык вдумчивого чтения, эмоционального отклика на художественное произведение; сформировать освоение личностного смысла учения, желания учиться; научить уважать мнение одноклассников.
Предметные: продолжить учить анализировать произведение «Почему?», развивать навыки правильного и осознанного чтения; совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки.
Этапы урока: Методы и приемы. | Время: | Деятельность учителя: | Деятельность уч-ся: | УУД: |
1.Организационный этап. Словесный: приветствие. Мотивационный этап. Практический: речевая разминка. | 5 мин. | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь. Речевая разминка. - Прочитайте про себя скороговорку. Внимательно послушайте: И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. (Слайд 1). -Кто хочет прочитать так быстро, как сможет? | Приветствовать учителя. Читать скороговорку. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный: ответы на вопросы. | 3 мин. | - Ребята, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? («Почему?»). -Кто автор? (В. А. Осеева). -Что вы запомнили из ее биографии? - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока? (Продолжим работать с произведением В. А. Осеевой «Почему?»). | Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать. Предполагать, ставить цели. | П.: строят речевое высказывание. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. Решение частных задач. Словесный: пересказ. Практический: чтение по ролям. Практический: работа в парах; работа с планом. Взаимопроверка. | 4 мин. 11 мин. 1 мин. 5 мин. 8 мин. | - Откройте учебники на странице 97. Кто может напомнить нам, о чем этот рассказ, на оценку? (Несколько детей пересказывают). - Почитаем это произведение по ролям. Сколько ролей? (4: мальчик, мама, Бим и автор). Я в любой момент могу остановить и назначить на роль другого человека. Следите. Физминутка. -Немного отдохнем! - На прошлом уроке мы с вами в парах работали над планом этого рассказа. Кто хочет зачитать свой план? N и N, пожалуйста. Сколько у вас пунктов в плане? (Несколько пар зачитывают и получают оценки). Молодцы! Работа с планом. - У вас на партах лежат карточки с планом, который составила я. В нем 11 пунктов. Но, к сожалению, они перепутались. Ваша задача: в первом столбике расставить цифры в правильном порядке. 4.Бум наказан. 1.Мальчик с собакой. 9.Сын признался. 2.Чашка разбилась. 11.У каждого своё почему. 3.Это…Бум! 7.Ночью. 8.Расстроенный лай. 10.Все дома! 5.Он будет жить в будке! 6.Бум один на крыльце. - Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (Слайд 2). 11-10 + это «5», 9-8 + «4», 7-6 + «3», меньше 6 + это уже «2». -Встаньте те, у кого 5? Похлопаем, молодцы! Те, у кого 4! Хорошо, похлопаем! Есть 3? 2? Будьте внимательнее в следующий раз. | Пересказывать. Читать по ролям. Выполнять физические упражнения. Читать план. Работать с планом. Проверять. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей. П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал. К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение. |
4. Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 3 мин. | - Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? Посмотрите на экран (Слайд 3), продолжите любое предложение. -На сегодняшнем уроке я узнал… | Отвечать на вопросы. Продолжить предложения. | Р: осуществляют итоговый контроль. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект урока
Литературное чтение
.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 в
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово».
Цели: продолжить знакомить детей с произведением «Волшебное слово», формировать представление о добре и отзывчивости; развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения; обогатить умственный потенциал детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности.
Планируемые результаты
Личностные: прививать интерес к чтению; формировать уважительное отношение к друг другу при выступлении своих товарищей.
Предметные: развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения; формулировать правила поведения.
Тип урока: повторение изученного материала.
Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...