М.Пришвин "Норка и Жулька. В.Чаплин "Мушка", 1 класс
план-конспект урока по чтению (1, 2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по чтению М.Пришвин "Норка и Жулька". В.Чаплин "Мушка", 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 1-Б классе

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа 21 века».

Тема: «М.М. Пришвин «Норка и Жулька», В. Чаплина «Мушка».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.М. Пришвина «Норка и Жулька», В. Чаплиной «Мушка».

Задачи урока:

Образовательная: способствовать развитию умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;  выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности.

Развивающая: расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное.

Воспитательная:  воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование к уроку: учебник, презентация.

Ход урока

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент
  1. 1. Эмоциональный настрой.
  2. 2. Приветствие.
  3. 3.Проверка готовности к уроку

4.Актуализация знаний.

-Здравствуйте, меня зовут Татьяна Романовна. Сегодня урок литературы проведу у вас я.

-Присаживайтесь.

- Сегодня мы продолжим чтение рассказов, героями которых являются животные.

-Урок хочу начать со стихотворения. Слушаем внимательно.

Порою с пути нам случается сбиться.
Кругом темнота, и не видно не зги,
Но нам не дадут уж совсем заблудиться –
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще свирепые хищники воют –
Тебе не страшны никакие враги.
Не бойся, мы рядом! – тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска – хоть беги!),
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Немного ей мяса, тарелочку каши …
(Короче, влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу… И вот они – наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги (Л. Керн)

-Ребята, вы догадались, о ком мы будем говорить на занятии?

- Сегодня мы познакомимся с произведениями о наших меньших друзьях, то есть о собаках.

- Почему собаку называют другом человека?

- Поднимите руку те, у кого есть собака.

- А кто хотел бы иметь собаку?

- Собаки – это умные животные, которые чувствуют эмоции человека, понимают, когда человеку плохо и могут разделить радость. Собаки чувствуют приближение неприятностей, всегда готовы защищать своего хозяина и могут пожертвовать своей жизнью. На такие поступки, к сожалению, готов не каждый человек.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

- о собаках

Регулятивные:

организация рабочего места под руководством учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока

-Итак, тема нашего урока М.М. Пришвин «Норка и Жулька», Чаплина «Жучка».
- Сегодня мы прочитаем заметки, наблюдения хозяина за своими питомцами.

V. Работа о теме урока

1.Биография М. Пришвина

2. Первичное чтение

3.Вторичное чтение

4. Анализ произведения

VI. Работа над произведением В.Чаплиной  «Мушка».

1.Биография В. Чаплиной  

2. Первичное чтение

 

3. Анализ произведения

-Что вы знаете про Пришвина М.М.?

-Какое произведение Пришвина мы изучили на предыдущем уроке?

-Писать Пришвин начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. В рассказах Пришвина присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

-Итак, что нового узнали?

-Сейчас я прочитаю выразительно этот рассказ. Слушайте очень внимательно, следите пальчиком.

-Понравился ли вам этот рассказ? Что именно понравилось?

- Какие у вас возникли мысли, когда вы слушали?

-Прочитайтесь самостоятельно это произведение.

-Прочитаем вслух. Читать начинает…(чит. уч-ся)

-О чем это произведение?

-Как писатель относится к своим собакам? Расскажи, можете найти в тексте.

- Как собаки относятся к хозяину? Прочитай.

ФИЗМИНУТКА
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

-Также сегодня мы познакомимся с новым произведением  и автором Верой Васильевной Чаплиной  «Мушка».

-В детстве Вера Васильевна  попала в детский дом. Позже она писала: «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенчиков.

-Сейчас вы  прослушаете внимательно ее произведение. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и ответить на вопросы. 

- Что же вы слушали ребята?

- История вам понравилась? 

- О ком эта история?

- Как Мушка попала в дом к героям?

- Хотелось ли маме девочки заводить дома собачку?  

-Почему? Какой её увидела мама Люды?

-Какое мнение сложилось у вас о Мушке?

-Какая она была в начале рассказа?

- Как вела себя собачка на улице? Почему?

- Как относились к этому ребята во дворе?

-Что случилось однажды во дворе?

- Как повела себя Мушка в этой ситуации?

 -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку?

-Поменялось ли у вас мнение?

-Почему?

 
-  Как стали относиться к Мушке во дворе после этого случая?

-А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе? 

- У Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.

«Ежик»

- Писатель очень любит своих собак. Часто подзывает их к себе. Даже клички собакам дал забавные — Норка и Жулька

-«Норка... ревнует меня к Жульке... а Жулька ревнует Норку...»

- Рассказ

-О девочке Люде и Мушке

- ее принесла Люда

-грязная, худая и хромала на переднюю лапку

-В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой

-преданность, любовь к девочке

-В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки

П: осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

VIII.Итог урока

1.Итог

2.Рефлексия.

-Какое произведение вы сегодня слушали? 

-Какое произведение читали?

-Какой урок вы для себя взяли?

- Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.   

- Закончить урок мне бы хотелось словами ещё одного писателя- анималиста:

  « Заведите щенка и вы приобретёте самую преданную любовь на свете».

-Если вам понравился урок, то покажите жест «палец вверх», а если нет «Палец вниз».

-А сейчас урок закончен.

- Чаплина «Мушка»

-Пришвин «Норка и Жулька»)

Р: осуществляют итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение 1 класс

Слайд 4

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)

Слайд 5

Вера Васильевна Чаплина (1908-1994)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...

А.И. Куприн "Барбос и Жулька", 4 класс

Презентация и конспект урока литературного  чтения  в  4 классе....

А. И. Куприн "Барбос и Жулька" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Пришвин. Жулька и Жулька. Русская народная песенка. Котик.

Презентация подготовлена для урока литературного чтения, 1 класс, по УМК "Начальная школа 21 века" по теме: "Пришвин. Жулька и Жулька. Русская народная песенка. Котик."...

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...