Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Аннотация к рабочей программе
Настоящая рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
2. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Новоселезневская СОШ, утвержденной приказом директора МАОУ Новоселезневская СОШ от 27.08.2020г., №127 – ОД.
3. Учебного плана МАОУ Новоселезневской СОШ утвержденного приказом директора МАОУ Новоселезневская СОШ от 27.08.2020 г., №127-ОД.
4.Примерная образовательная программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.
Авторы: Кузнецова М.И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В.
Рабочая программа ориентирована на: произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новоселезнёвская средняя общеобразовательная школа
п. Новоселезнёво, Казанского района, Тюменской области.
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждаю»
протокол №__1___ от «27» 08 .2019г Зам.директора по УВР директор МАОУ Новоселезнёвская СОШ
________/ Е.М. Исайкина ____________/Е .А.Дубынина
«27» августа 2020г. «27» августа 2020г.
Приказ № 127- ОД от «27» августа 2020г
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
4 класс
2020-2021 учебный год
Составитель:
Стрельцова А. А.,
учитель начальных классов
п. Новоселезнёво 2020г
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
-развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Регулятивные УУД:
-развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
-самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
-создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями
2.Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги (6 ч) | |||
1 | С. Т. Аксаков. Знакомство с биографией автора и произведением «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). | 1 | |
2 | С. Т. Аксаков. Анализ произведения «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). | 1 | |
3 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. Знакомство с произведением «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 | |
4 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. Анализ произведения «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 | |
5 | Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). | 1 | |
6 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 1 | |
Я взрослею (5 ч) | |||
7 | Пословицы о скромности. | 1 | |
8 | Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 1 | |
9 | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». | 1 | |
10 | Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». | 1 | |
11 | И. С. Тургенев. «Голуби». | 1 | |
Я и моя семья (7 ч) | |||
12 | Е. Н. Верейская. Знакомство с произведением «Три девочки» (фрагмент). | 1 | |
13 | Е. Н. Верейская. Анализ произведения «Три девочки» (фрагмент). | 1 | |
14 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | 1 | |
15 | О. В. Колпакова. Знакомство с произведением «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). | 1 | |
16 | О. В. Колпакова. Анализ произведения «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). | 1 | |
17 | К. В. Лукашевич. Знакомство с произведением «Моё милое детство» (фрагмент). | 1 | |
18 | К. В. Лукашевич. Анализ произведения «Моё милое детство» (фрагмент). | 1 | |
Я фантазирую и мечтаю (3 ч) | |||
19 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 1 | |
20 | В. П. Крапивин. Знакомство с произведением «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 1 | |
21 | В. П. Крапивин. Анализ произведения «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 1 | |
22 | Люди земли русской | 1 | |
23 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | 1 | |
24 | Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). | 1 | |
25 | А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). | 1 | |
26 | А. Д. Дорофеев. «Веретено». | 1 | |
27 | В. Г. Распутин. «Саяны». | 1 | |
28 | Сказ о валдайских колокольчиках. | 1 | |
29 | Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. | 1 | |
30 | А. Н. Апухтин. «Зимой». | 1 | |
31 | В. Д. Берестов. «Мороз». | 1 | |
32 | А. Н. Майков. «Гроза» | 1 | |
33 | Н. М. Рубцов. «Во время грозы». | 1 | |
34 | Обобщение по темам года «О родине, родной природе и детях» | 1 | |
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....