Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте ребята!. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Присаживайтесь ребята. Вот и прозвенел звонок Начинаем наш урок Парта это не кровать И на ней нельзя лежать Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. - Проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать учебники литературного чтения, дневник, пенал. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению. | Упр. в отработке дыхания(стоя)
| - Ребята, давайте проведем дыхательную гимнастику. Дыхательную гимнастику нужно выполнять стоя. Встаньте из-за своих рабочих мест. -Представьте, что у вас в руках торт с тремя маленькими свечками. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. -Представьте, что перед вами большой именинный торт. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. -Молодцы! - Восстанавливаем ровное дыхание, присаживайтесь.
| Проводит дыхательную разминку. Показывает детям правила упражнения в отработке дыхания | Повторяют за учителем, выполняют упражнения в отработке дыхания |
Упр. в отработке дикции | -Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой. (образцовое чтение учителя) Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай. -Как вы думаете, что это? (Скороговорка) -А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.) Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.) - О ком эта скороговорка? ( О попугаях) - Какой звук повторяется чаще всего? (звук [п],) - Прочитайте скороговорку выразительно. - Прочитайте с интонацией удивления. (читает учитель, потом повторяют дети) - Прочитайте с интонацией восхищения. (читает учитель, потом повторяют дети) - Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети) - Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро. -Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук. - Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? (Нужно произносить все звуки и не пропускать слова) -Итак, мы с вами подготовились к чтению. | Ставит учебную задачу, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки | Ставит учебную задачу, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки |
III. Проверка домашнего задания Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Пересказ рассказа по плану М.Пришвин “Ребята и утята” | -С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”). - Вам нужно было подготовить пересказ, перескажите по плану. (восстановить деформированный план к рассказу). 1.Утка повела утят к озеру. 2.Ребята ловили утят. 3.Приказ взрослого. 4.Семья продолжает путешествие - Что полезного вы взяли из этого рассказа?( нельзя обижать животных.) Молодцы ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание, оценки. (выставление оценок с комментированием) | Выявляет пробелы, обобщает, выставляет оценки | Выполняют целевую установку учителя, пересказывают сказку. |
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
| Введение в тему урока | Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?(писатель) - А как называют человека, который пишет картины?(художник) - Может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? - Чтобы узнать, автора произведения вам нужно, разгадать ребус. -У вас на столах лежат карточки с буквами, посмотрите очень внимательно и попробуйте найти неповторяющиеся буквы. -Назовите, что у вас получилось? Проверим. Сл.3 -Какая фамилия у вас получилась? (Чарушин) - Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Ставят задачи перед собой, которые должны осуществить на уроке. |
Определение темы и задач урока | -Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Е.И. Чарушина. Перед вами таблица. В левом столбике названия литературных произведений, в правом – фамилии авторов. Соедините линией фамилию автора с произведением. В. Бианки | | «Двенадцать месяцев» | Д. Мамин-Сибиряк | «Мышонок Пик» | Е. Чарушин | «Аленушкины сказки» | С. Маршак | |
- Что вы успели заметить? (Не хватает одного произведения) -Какому автору? (Чарушину) -Название рассказа вы узнаете на стр. 97 -Прочитайте, как называется этот рассказ. (Страшный рассказ) -Запишите в свои таблицы название этого произведения. -Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению? ответы учащихся) -А вас когда-нибудь охватывало чувство страха?(ответы учащихся) -Что вас напугало? ответы учащихся) -Хотите узнать, что напугало героев этого произведения? ответы учащихся) -Какие задачи поставим на наш урок? -(познакомимся с автором, прочитаем его произведение, поразмышляем над прочитанным, будем выразительно читать, находить ответы на заданные вопросы, составим план произведения) | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
V. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. |
|
|
|
|
Подготовка к восприятию Знакомство с автором рассказ о Е.И. Чарушине (на основе презентации) | Родился на Урале в семье архитектора. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. В основном зверей и птиц. Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка – это был пес о трех лапах. Маленький Женя часто рассказывал ему о своих переживаниях. Любимым чтением Жени были книги о животных, в основном энциклопедии. После окончания средней школы. Чарушин был направлен на службу в красную армию. После службы Чарушин стал художником анималистом (художник, который рисует животных). Писать рассказы о животных Чарушину давалось нелегко. Он больше любил иллюстрировать чужие произведения, например произведения С.Я. Маршака. За все свои успехи в жизни, Чарушин был благодарен своим родителям. Именно они привили ему любовь к природе и родному краю. Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу. -Кого в основном рисовал Е.Чарушин?(зверей и птиц) -Что любил читать Е.Чарушин? книги о животных ) -Кто прививал любовь к природе и родному краю?(родители) | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий | Анализируют полученную информацию. Знакомятся с биографическими сведениями автора. |
Первичное восприятие текста
| -Сейчас я вам прочитаю рассказ Е.Чарушина, а вы внимательно послушайте и скажите, почему он называется «Страшный рассказ»? | Дает целевую установку перед прослушиванием рассказа. | Слушают рассказ. Во время прослушивания размышляют над ним. |
Проверка первичного восприятия
| - Назовите главных героев рассказа «Страшные рассказы»? (Петя, Шура) -О чем говориться в рассказе?(ответы учащихся) -Понравился вам этот рассказ? (ответы учащихся) -Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? (ответы учащихся) -Какой эпизод из рассказа вам понравился больше всего и почему?( ответы учащихся) | Задает вопросы по прослушанному стихотворению. Обобщает ответы детей. | Отвечают на вопросы учителя. Передают свои впечатления по прослушанному стихотворению. |
Словарная работа
| - Выясним значение трудных слов, которые встречаются в этом произведении. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах НЕГРОМКО – тихо СТЕМНЕЛО – наступил вечер ШЛЁПАЕТ – топает ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой - Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе? | Дает значение трудных слов, которые встречаются в рассказе. | Читают значение трудных слов, запоминают их. |
Повторное чтение и анализ произведения (под руководством учителя) | -Прочитаем рассказ еще раз. Мы будем останавливаться во время чтения и обсуждать прочитанное. (Читают по частям под руководством учителя) -Как вы думаете, на сколько частей можно разделить данный рассказ? (4) -Почему 4 части? ( т.к. говорится о 4 событиях)
1. Одни дома. 2. Очень страшно. 3. Неожиданная находка. 4. Ёжик остался на даче. -Кто-нибудь из вас оставался дома один? Вижу, вам знакомо это состояние. -Что делали мальчики, когда остались одни? Прочитаем об этом во 2 абзаце на с. 97. -Как это характеризует мальчиков? (самостоятельные, послушные, соблюдают режим дня) -Выберите из прочитанных 2х абзацев опорное слово для плана (ОДНИ) -Это слово будет первым опорным словом в нашем плане. Опорные слова помогут нам составить план рассказа. -Что произошло дальше? (Они испугались непонятных звуков) -Прочитаем по ролям этот отрывок. (стр. 97-98 учебника от слов «Шура и говорит со своей кровати:…» до слов «…Они сюда не придут, отвечает Петя») -Почему мальчики испугались? (было темно, звуки были незнакомые) -Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может каждый, ничего постыдного в этом нет) -Почему же мальчики испугались? (было темно, звуки были незнакомые) -Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может каждый, ничего постыдного в этом нет) -Кем приходились друг другу мальчики? (они были братьями) -Как мальчики вели себя во время страха. Как они реагировали на эти незнакомые звуки? (Они по-братски подбадривали друг друга, что им не страшно, они не смеялись, не дразнились, не плакали, а рассуждали, не кричали, а притихли) -Как вы думаете, какое одно основное слово, может охарактеризовать основную мысль прочитанного отрывка? (СТРАШНО) -Чем закончились эти страшные минуты для ребят? (пришли родители и ребята рассказали им всё) -Кто же пугал мальчиков? (ёж) -Выберите и зачитайте, как вёл себя ёжик? (с. 98 «Пробежал и свернулся в углу шариком») -Как вы думаете, какие чувства испытывал ёжик в тот момент? -Как ёж оказался в домике? (дом стоял у леса, ёж «из леса забрался в дом») Давайте подберём слово, которое может охарактеризовать этот отрывок? (НАХОДКА) -Как люди поступили с животным? (угостили его молоком и мясом) -Боялись ли мальчики потом тех же самых звуков? Почему? (не боялись, так как все знали, кто топает ночами) -Если посмотреть на найденные нами опорные слова, то хочется подобрать ещё одно опорное слово, чтобы закончить данный рассказ. -Как вы думаете, что это будет за слово, подводящее итог? (ОСТАЛСЯ) – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с людьми всё лето? (Ребята и взрослые хорошо относились к животному, поэтому он не ушёл в лес, а остался жить в домике людей) -Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? (нет) -А как бы поступили вы? (Нельзя брать домой диких животных.) -Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен их дом лес. Только раненых зверей могут взять взрослые, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить. -Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? (нет, скорее интригующий) | Дает целевую установку перед прочтением каждой части.
| Анализируют и читают каждую часть рассказа.
|
ФИЗМИНУТКА
| -Настало время отдохнуть, встаньте со своих рабочих мест. Мы сейчас потопаем. Ручками похлопаем. Раз присядем, быстро встанем. Улыбнемся, тихо сядем, И работу продолжаем. | Осуществляет профилактику утомления. | Повторяют движения за учителем. |
|
VI. Закрепление изученного материала Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.
| Тестовая работа с самопроверкой. | - Сейчас проверим, внимательно ли вы прослушали рассказ. У каждого на столе лежит тестовая карточка. Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный ответ. Сл.7 (проверка теста) | Дает целевую установку. | Самостоятельно выполняют тестовую работу. |
Обобщающая беседа, | -О чем заставил задуматься автор произведения? -Чему можно поучиться у автора (у героя) Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, с творчеством какого автора мы сегодня познакомились?( Е. Чарушина) -С каким произведением Е.Чарушина мы познакомились на уроке? (Страшные рассказы)
| Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности. |
VII. Итог урока Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Домашнее задание (дифференцированное) | -Домашним заданием для вас будет чтение и пересказ рассказа «Страшные рассказы» , стр. 136-138 | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/з | Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения д/з в соответствии с уровнем своего развития |
Рефлексия (Оценочный лист), выставление оценок | - Ребята, все сегодня хорошо работали на уроке. -На доске перед вами предложения, которые нужно дополнить до конца. 1. Сегодня я узнал… 2. Я приобрел… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… Спасибо за работу, с вами было приятно работать! -Урок окончен! До свидания! | Мобилизует учащихся на рефлексию
| Рефлексия способов и условий действий.
|
|
|
|
|