Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Суровые законы жизни зимнего леса"(по рассказу В.Бианки "По следам")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Данный конспект урока литературного чтения в 3 классе составлен по программе "Школа 2100". Целью урока является создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  3 класс Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Оборудование: учебник “В одном счастливом детстве” (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), портрет В.В Бианки, выставка книг, презентация, карточки с заданием (к игре “Внимательный читатель”).

Ход урока:

Этапы

Ход урока

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

I. Вызов (погружение в тему)    Звучит музыка (слайды 1-5).

Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

Снег летает и сверкает
Словно пухом устилает
Все долины и поля ...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.

(слайды 6-7) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал , “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.

- Догадались, о ком идет речь?  - Какие книги В.  Бианки вы читали?

- Давайте проверим себя. На помощь придет кроссворд.      Кроссворд (слайд 8)

“Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден” (“Как муравьишка домой спешил”)

-Кто автор этой сказки?

“Береговушке очень понравился её шалашик из сухой травы и мха. – Тут и пол, и стены, и крыша” (“Лесные домишки”)

- О чём эта сказка?

“На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка с кошачью голову” (“Теремок”)

- Сказки каких авторов с аналогичным названием вы еще знаете?

Изначально сказка "Теремок" принадлежала народу, то есть автором ее был народ. Но поскольку многие народные сказки рано или поздно различными писателями адаптируются, пишутся на свой лад, то так случилось и со сказкой "Теремок". К образам и идее этой сказки обращались многие русские писатели, причем если некоторые авторы (Булатов, Сутеев) сохраняли традиционно народный теремок, в виде домика, то другие используют для замены терема-теремка любые доступные обитателям леса предметы. В сказке А Усачева "Грибок-теремок" в роли прибежища для зверей стал огромный гриб, в сказке А. Толстого - упавший с телеги горшок, ну а В. Бианки предложил зверям поселиться в дупле дуба.

“Надоело Щенку гонять кур по двору. “Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами” (“Первая охота”) Назовите жанр этого произведения. Докажите.

“Наладили парус, посадили мышонка в долблённое судёнышко и пустили по течению” (“Мышонок Пик”)

Кто автор всех этих произведений?

- Кто же нас научит “читать” лесную книгу? (В.В. Бианки (слайд 8-9)

- Определите жанр данных произведений? (сказка)

- Кто герои этих сказок? (животные)

- В. Бианки писал только сказки? Или у него есть произведения других жанров? Докажите.

- Да, дома вы прочитали  рассказ В. Бианки «По следам». Предположите, чем же мы сегодня будем заниматься? Давайте составим план нашей работы.  (Работать с текстом , с другими источниками информации, оценивать поступки героев, составлять характеристику главных героев, более подробно изучать творчество писателя)

II. Осмысление Работа с текстом

1) - Кто его главные герои? (мальчик Егорка, лесник)

- Откроем рассказ.

- Что вы узнали об этом мальчике? Давайте соберем всю фактологическую информацию. (Сын лесника, 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает сына в строгости., многому его научил: читать следы, ориентироваться в лесу, стрелять. Егорка любит охотиться.)

- Егорка любит охотиться. Докажите словами текста. (Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать.  (стр.66). Охота пуще неволи.(стр.66))

- А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи – и в лес.(стр.67)

- Какие были взаимоотношения у Егорки и его отца?

- Объясните лексическое значение слов и выражений, которые вам встретились в 1 части.

Стадо куропачей, сапоги валенные, без дела валандался, охота пуще неволи, фузея, бердана.

- Что пообещал Егорка отцу, уходя в лес? (Мигом вернусь)

- Выполнил ли Егорка свое обещание? 

– Дома вы составляли цитатный план.  Какими словами из текста вы озаглавили первую часть? Откройте рабочие тетради. Зачитайте. ( «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя»)

Да, Егорка не выполнил своего обещания и, конечно, отец стал волноваться.

2)- Обратите внимание на предложения во второй части: Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. Прислушался – ничего не слыхать.  Предложения короткие, передают состояние отца. Как вы думаете, что чувствует отец? (чувствует опасность, переживает, волнуется).

- С помощью, каких глаголов автор передает действия лесника? Найдите в тексте и зачитайте эти глаголы.  (с.67-68 - учебник).

Почему именно эти глаголы использовал автор? (Нарастает тревога, Егорке грозит опасность.)

– Какими словами из текста вы озаглавили вторую часть? («Слушает лесник, не отзовётся ли где Егорка»)

3) Давайте обратимся к 3 части. Что еще помогает В. Бианки передать состояние отца, напряженность момента? Зачитайте. (описание природы: Темь в лесу – хоть плач! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной – не продерёшься. А впереди волки. В голос тянут...)

- Кто хочет пересказать эту часть?

- Какой цитатой озаглавили 3 часть? («Круг , значит, дал в темноте по лесу»)

- Докажите словами текста 3-4 частей  состояние отца? (Голову на руки уронил, да так и замер. Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.)

- Какими словами начинается 4 часть? Прочитайте 1 предложение.

- Мутный забелел свет за окошком. А почему автор не написал, что “начало рассветать”? (Рассвет мы видим глазами лесника: не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)

- И только забелел мутный свет, приладил лесник лыжи, бежит, сам глазами по снегу шарит. Почему? Зачем? Для чего? (с.69 – читает по снегу, как по книге, в которой записано всё, что с Егоркой за ночь приключилось.)

- А что же записано в этой книге? Давайте разделимся на группы и проведём игру « Внимательный читатель”. Перечитайте ещё раз  4-5 части и подпишите где чей след.  Подтвердите правильность ответа словами из текста.

Работа в группах  по карточкам с последующей проверкой.

- 3 человека работают по индивидуальным карточкам и выполняют задания из сборника по подготовке к ВПР.

- Какая группа готова рассказать, где чьи следы, подтверждая словами из текста. Слайды 10-15

Следы зайца (с.70)

Следы лисьи (с.66, 70)

Волчьи следы (с.71)

Следы белки (с. 69)

Следы сороки (с. 69)

Следы куропатки (с.70)

Следы барсука (с.70,71, 73)

- Оцените работу в группе.

- Чему вы учились, работая в группе? Какие качества и умения развивали?

( Умение договариваться, распределять роли, искать нужную информацию. Коммуникативные умения)

 - Какой цитатой озаглавили 4 часть? («Читает по снегу, как по книге() что с Егоркой приключилось за ночь»)

- Какой цитатой озаглавили 5 часть? («… подранка разве охотник бросит?»)

6ую? («… Волки! Настигли, проклятые!»)

Проверка индивидуальных работ.

- Отрывок из какого произведения читали? (Сказка «Синичкин календарь) Кто автор? Назовите жанр произведения. Как ответили на следующие вопросы? (Это сказка «Синичкин календарь». Главный герой – синичка «Зинька» - молодая, бойкая, любопытная. Народ бойкий – задорный, задиристый. Желторотая – молодая, неопытная, глупая)

-Хорошо. Я думаю, что после сегодняшнего урока никто из вас не скажет что в зимнем лесу скучно и неинтересно. Там идет своя жизнь. По своим суровым законам. Дома вы читали выразительно 7 часть рассказа «По следам». Кто хочет её прочитать?

-Какие чувства вы испытываете? (чувство радости, что Егорка жив.)

- Какими словами из текста вы озаглавили 7часть? ( «Сними, тять»)

-Послушайте 8 заключительную часть рассказа. (читает учитель)

- В рассказе В. Бианки все заканчивается хорошо.  Какие же законы зимнего леса надо соблюдать, чтобы не попасть в беду? (Слайд)

- Подумайте, каким  нужно быть человеком, чтобы  совершить  такое  путешествие, и что для этого нужно знать?        Готовы ли  вы совершить такое путешествие?

Проблемный вопрос

1.- Поразмышляем и ответим на вопрос: Какие следы в зимнем лесу может оставить человек? (слайд 16)

- А  2 ученика ищут значение слова «след» в словаре и в интернете.

- А в произведении В. Бианки какие еще следы оставил Егорка, которые прочитал лесник?

(С.69 – Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там ее и стукнул. Свалил в снег с ветки;

С.71 – Догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нем, серая жесткая шерсть.)

2. - Давайте посмотрим на еще одно значение слова СЛЕД – переносное. В каком значении может еще употребляться слово след? (действия, дела, поступки).

- Подумайте, какой же след может оставить на земле человек? (добрый, злой, негативный)

Хорошие люди умирают, а дела их живут. Поэтому надо каждый день творить добро, чтобы после тебя остался добрый след.

(слайд 17) - Какой след оставил В. Бианки?

- Одним из домашних заданий, было задание по желанию найти интересные сведения о В. Бианки.

С какими источниками информации вы работали? Кто что нашёл?

Вита́лий Валенти́нович Биа́нки родился 11 февраля 1894, в г. Санкт-Петербурге. Он был писателем, автором многих произведений для детей. Он писал о природе, о животных. Он писал сказки, стихи, рассказы.  Завтра исполняется  123 года со дня рождения В. Бианки

Родился Виталий в семье ученого-зоолога. Страсть к природе он унаследовал как раз от него. С детства Виталий помогал отцу. Зимой он обрабатывал коллекции, а летом они вдвоем шли в экспедиции и изучали жизнь птиц, животных у себя на даче.

Он работал преподавателем в школе и был сотрудником краеведческого музея. В  Бийске он начал пробовать себя в литературе. В местной газете он печатал свои первые рассказы о природе.

В последние годы жизни много болел. Но до последнего был верен лесу и своему маленьком читателю.

«…одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая её чем-то лишним в своей жизни…».

- Если бы природа могла выразить благодарность к человеку за то, что он осторожно проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки.

Книги В. Бианки – это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать.

III. Рефлексия - Вам понравился урок? Что нового вы открыли для себя? Закончите предложение: У меня появилось желание…..

IV. Домашнее задание

  1. Подготовить подробный пересказ понравившейся части.
  2. Сделать книжку – раскладущку по мотивам этого рассказа.

Что туда войдет? (сведения об авторе, цитатный план, рисунки к каждой части)

К. Умение слушать и понимать речь других.

Л. Способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

К. Умение выразительно читать и пересказывать текст.

П. Умение делать выводы в результате самостоятельной работы.

П.  Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К. Умение слушать и понимать речь других.

К. Умение формлять мысли в устной форме.

П.  Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П. Умение находить ответы на вопросы в тексте.

П. Умение ориентироваться на развороте учебника.

К. Умение слушать и понимать речь других.

К. Умение выразительно читать и пересказывать текст.

К. Умение оформлять мысли в устной форме.

К. Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

К. Умение работать в группе.

Л. Способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Л. Умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Л. Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Р.Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. 

Р. Умение работать по предложенному учителем плану.

Р.  Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

П. Умение ориентироваться в своей системе знаний.

П. Умение обобщать.

2. Актуализация знаний

Цели:

- организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

3.Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения

4.Первичное закрепление во внешней речи.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

6.Включение в систему знаний и повторение.

7. Развитие умений

- организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи;

- организовать выполнение учащимися групповой и самостоятельной работы на новое знание;

6. Рефлексия учебной деятельности

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной д-ти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Урок литературного чтения, 1 класс. «По следам» В. Бианки

Цель: Помочь учащимся понять взаимоотношения человека и природы.Задачи:-Познакомить детей с новым произведением «По следам» и биографией писателя В. Бианки.-Раскрыть содержание и идею его сказки; доби...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Суровые законы жизни зимнего леса. Рассказ В. Бианки «По следам».

Урок по литературному чтению в начальной школе. По произведению В.Бианки "По следам"...

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса"....

Открытый урок по литературному чтению 3 б класс Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.Зада...