Суровые законы жизни зимнего леса. Рассказ В. Бианки «По следам».
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)
Урок по литературному чтению в начальной школе. По произведению В.Бианки "По следам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.bianki_po_sledam.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Центр образования
Имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
Литературное чтение
Суровые законы жизни зимнего леса.
Рассказ В. Бианки «По следам».
Автор:
Учитель начальных классов
Фролова Татьяна Борисовна
г. Комсомольск-на-Амуре
2019 год
Тема: Суровые законы жизни зимнего леса. Рассказ В. Бианки «По следам».
Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции,
помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость
языка писателя, понять основную мысль произведения.
Задачи: 1). Учить осознанному чтению, сопереживать вместе с автором.
2). Развивать критическое мышление и речь учащихся.
3). Правильно вести себя в природе и находить правильный выход из сложившихся ситуаций.
4). Воспитывать детей видеть себя и природу как одно целое.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. Сигнальные карточки. Картина леса со следами животных. Портрет. Виталий Валентинович «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». | Звучит музыка («Сказочная зимняя мелодия») Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов. Д! Снег летает и сверкает Словно пухом устилает Все долины и поля ... - Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну, какая же здесь пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал, «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». - Догадались, о ком идет речь. Давайте проверим себя - Так кто же нас научит «читать» лесную книгу? (В.В. Бианки) - Как называется раздел, который мы с вами читаем? «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…» - А как называется произведение, с которым мы работали на прошлом уроке? - Что мы узнали об авторе? - К какому жанру литературы относится произведение? (рассказ) - Что называется рассказом? Рассказ – это произведение, в котором описывается одно событие из жизни героя. | На данном этапе урока идет формирование
1) ориентироваться в учебнике. 2) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. Какова главная мысль произведения? Следы сороки (с. 69) Следы белки (с. 69) Следы зайца (с.70) Следы куропатки (с.70) Следы лисьи (с.66, 70) Следы барсука (с.70,71, 73) Волчьи следы (с.71) | Мы путешествовали с вами по зимнему лесу, а сегодня продолжим. Работа с текстом рассказа В. Бианки. -Кто же главные герои рассказа, с которыми мы начали наше знакомство? (мальчик Егорка и его отец - лесник) - Что вы должны были сделать дома? (перечитать рассказ В.Бианки и собрать всю информацию о Егоре). 1 часть. - Так что же вы узнали об этом мальчике? Кто готов ответить на этот вопрос? –Кто хочет дополнить. Прочитайте всю информацию, которую вы собрали о Егорке. (Сын лесника, 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает сына в строгости, многому его научил: читать следы, ориентироваться в лесу, стрелять. Егорка любит охотиться.) - Егорка очень любит охотиться? Докажите словами текста. (Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать. Охота пуще неволи.) - Какое обещание дал Егорка отцу? Выполнил ли Егорка своё обещание? (Мигом вернусь) Обратите внимание на 2 часть «Выборочное чтение». - Когда лесник заволновался, что нет дома сына? -Прочитайте слова, которые показывают, что отец беспокоится и ждет сына. От чего он вздрогнул? -Почему отец поспешил в лес? - Докажите словами из текста, что отец волновался за сына? -А наше отношение к Егорке в этот момент (переживаем, волнуемся, что же случилось с ним) Продолжаем нашу работу со 2 и 3 часть. Поработаем самостоятельно (работа по вариантам). - Найдите описание леса. 1вариант: во 2 части. 2 вариант: в 3 части. - Лес изменился? -Куда вернулся лесник? -Какая зима предстает перед нами? Переходим к следующей 4 части рассказа. Прочитаем 4 часть вслух. «Жужжащее чтение». -Что произошло с отцом, как изменился лесник за одну ночь? -Почему? -Зачем отправился в лес снова? - Следы, каких зверей и птиц он увидел? - Почему он мог «читать по снегу», как по книге? (знал особенности животных) Понаблюдаем, как лесник читал книгу зимы. -Какие птицы оставляют следы крестиком? -Что узнали про сорок? -Какие следы у белки? -Как описаны заячьи следы? -Какой вывод сделал лесник о своем сыне? (лихой рос охотник, чувство гордости испытывает) Со 5 частью будем работать в парах. Работа в парах. «Просмотровое чтение» (просмотрите бегло 5 часть). -Какие новые испытания приготовила зима для лесника? А в 6 части найдите и зачитайте самый напряженный момент рассказа. – Какие приемы использует автор, чтобы показать переживания отца? (короткие предложения, многоточия, восклицательные предложения) Обратимся к 7 части и прочитаем ее цепочкой.. - Кого услышал лесник после выстрелов? (Егорку). - Что такое бердана? Почему Егорка беспокоился о своем оружие? Ответьте на вопросы 8 части. - Что рассказал Егорка отцу? -Почему отец не узнал, что это барсук? 3. Обобщающая беседа. – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Давайте вспомним, о каких законах говорит нам автор? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…) – Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же. - Чему нас хотел научить автор? (что нужно соблюдать законы, надо стараться их соблюдать…) -Значит, какова главная мысль произведения? (Нужно знать жизнь леса, чтобы спасти свою жизнь). Работа в группах. – Попробуйте вспомнить по всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Мы проведем игру «Внимательный читатель» и узнаем, кто умеет внимательно читать. Работа по карточкам. Проверка работы групп. И чтобы подвести итог нашей работы на уроке нам необходимо составить «синквейн». Работать будете в группах. Составление «синквейна» на существительное Егорка .(работа в группах) 1. Егорка. 2. 2 прилагательных. (Настойчивый, лихой.) 3. 3 глагола. (Стреляет, залезает, думает.) 4. Фраза. (Отличный знаток леса.) 5. Синоним. (Егорка – стрелок.) Обобщение: - Какой след оставил В. Бианки? Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки. Книги В. Бианки – это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать. | На данном этапе урока идет формирование
1) извлекать информацию из текста; 2) на основе анализа прочитанного делать выводы;
1) высказывать своё предположение, делать выводы на основе работы с текстом произведения; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
1) умение показать и доказать своё отношение к герою, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. На данном этапе урока идет формирование
1) умение слушать и понимать других; 2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в группе (паре): ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности, распределение ролей, корректировке ошибок;
|
ΙΙΙ. Рефлексия | – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? (Возьмите карточки и оцените свою работу на уроке) | |
ΙV. Домашнее задание. | 1. Для всех. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась. 2.По выбору: «Синквейн» на тему «Книга» 3. По выбору: Составьте характеристику Егорки и отца. |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение «В одном счастливом детстве». 3 класс. Часть 2.
2. Портрет В. В.Бианки
3. Репродукция картины леса зимой.
4. Картинки следов животных: сороки, белки, куропатки, зайца, лисы, барсука, волка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы жизни семьи. Законы жизни класса.
Формула родительской педагогики:l1закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.l2закон.Закон значимости похвалы для ребенка.l3 закон трудов...
Родительское собрание " Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Родительское собрание "Законы жизни семьи, законы класса"...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Суровые законы зимнего леса. Рассказ В. Бианки "По следам"
Цели:развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанн...
Конкурсный урок литературного чтения. Тема: "Все в этой жизни оставляет след" (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).
Технологическая карта урокаФ.И.О. Ткачева Наталья Владимировна, учитель начальных классов.Предмет: литературное чтениеТип урока: урок открытия нового знанияТема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»Тема...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Суровые законы жизни зимнего леса"(по рассказу В.Бианки "По следам")
Данный конспект урока литературного чтения в 3 классе составлен по программе "Школа 2100". Целью урока является создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эм...
Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)
Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса"....
Открытый урок по литературному чтению 3 б класс Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).
Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.Зада...