Урок литературного чтения 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ефимова Лидия Михайловна

Конспект урока с технологической картой по теме А. Фет "Мама! Глянька из окошка..." "Зреет рожь над жаркой нивой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Билютайская основная общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

по теме «А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,

«Зреет рожь над жаркой нивой»», 3 класс

Учитель Ефимова Л. М.

УМК «Школа России»

Тема урока: А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для развития навыков для выразительного чтения и чтения по ролям, определения навыков настроения стихотворения

                       

Задачи: - познакомиться с детским писателем А. А. Фетом;

               - познакомить детей с его стихотворениями «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой».

             

Планируемые результаты:

1.  Предметные:

                        а) научить детей выразительному чтению;

                        б) выработать умение определять основную мысль произведения и его настроение.

2. Личностные:

                        а) развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят;

                        б) формировать и оценивать знания и умения по литературному чтению;

                        в) формировать умение устно оценивать  работу своих одноклассников в виде суждения и обсуждения.

3. Метапредметные:

                        а) Регулятивные:

                                   - оценивать результат собственной учебной деятельности;

                                   - формулировать цель, задачи, с помощью подводящего диалога, использовать речь для регуляции своего действия;

                                   - осознавать и принимать учебную задачу.

                        б) Познавательные:

                                   - учиться формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос;

                                   - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок и др.).

                        в) Коммуникативные:

                                   - доносить свою позицию до других;

                                   - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

                                   - строить осознанно высказывание в устной форме.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация  

    (самоопределение    

    к деятельности)

Приветствие.

– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!

Приветствуют учителя.

Улыбаются друг другу.

2. Актуализация    

    знаний

Речевая разминка:

Чтение отрывка из стихотворения (Слайд 2):

Он кружится

Легкий, новый

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

– Прочитайте «жужжащим» чтением.

– О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали?

– С чем сравнивает поэт снежное покрывало?

– Каким представляет автор снег?

– Прочитаем его, начиная шепотом, потом усиливая голос.

– Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение. (Спрашивает нескольких учеников).

- Выразительное чтение стихотворения

Читают жужжащим чтением.

- Это стихотворение о первом снеге. Мы ту его назвали «Первый снег».

- Он сравнивает его с платком пуховым.

- Он называет его новым, легким. Потому что он первый.

Читают, начиная шепотом, потом усиливая голос.

Несколько учеников читают стихотво-рение выразительно.

Регулятивные:

оценивать результат собственной учебной деятельности.

Коммуникативные:

вступать в сотрудни-чество с учителем и одноклассниками.

3. Выявление места

    и причины

    затруднения

4. Построение

    проекта выхода из

    затруднения

    (сообщение темы

    и цели урока)

- Давайте поотгадываем загадки (Слайд 3):

Белый пух на землю ляжет,

Скроет землю пух лебяжий,

Засверкает, заискрится,

В яркий жемчуг превратится. 

(Учитель кликает на мышку, на доске появляется ответ).

Под гору — коняшка,

В гору — деревяшка. 

(Учитель кликает на мышку, на доске появляется ответ).

Раскинулась скатерть,

Для всех еды хватит:

Что на нее положишь,

        То своим трудом умножишь.         

(Учитель кликает на мышку, на доске появляется ответ).

– По отгадкам определите, о чем мы будем читать поэтическое произведение?

– Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором говорили, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе (Слайд 4).

– Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет.  Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами проводит время. С детства будущий поэт полюбил стихи, особенно его привлекали стихи Пушкина.

– Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

– Что происходит в природе, когда наступают холода? Попробуйте нарисовать словесную картину: что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?

– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаем, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег. (Слайд 5)

ФИЗМИНУТКА

- А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

Отгадывают загадки.

- Снег.

- Санки.

- Поле.

- Стихотворение о зиме.

Слушают.

Смотрят на доску.

Рисуют словесную картину о природе.

Вспоминают свои ощущения после первого снега.

Выполняют физминутку.

Регулятивные:

оценивать результат собственной учебной деятельности;

формулировать цель, за-дачи, с помощью подво-дящего диалога, исполь-зовать речь для регуля-ции своего действия.

Познавательные:

учиться формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос.

Регулятивные:

оценивать результат собственной учебной деятельности;

осознавать и принимать учебную задачу.

Познавательные:

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок и др.).

5. Реализация

    построенного

    проекта

- Откройте учебник на стр. 64-ой, послушайте стихотворение, какое чувство у вас возникнет? Следите по тексту.

Читает стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка…»

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тероватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение?

– Что он увидел из окошка? Что его удивило? 

– Чему рад ребенок? Что его восхищает? 

– Все ли слова вам понятны? 

(Слайд 6).Тороватый! – щедрый, не скупой.

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему?

– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? 

– Отличаются ли чувства мальчика, от ваших чувств при виде первого снега? 

– Прочитайте самостоятельно стихотворение.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. 

– Ребята, скажите, что такое «Рифма»? (Слайд 6, клик).

– Найдите рифму в стихотворении.

– Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (Слайд 7):

– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

– Послушайте стихотворение на стр. 65-ой «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

– Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? 

– Как помогают представить картину, изображённую поэтом, словосочетания: (Слайд 8)

НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ,

ВЕТЕР ПРИХОТЛИВЫЙ,

ЗОЛОТЫЕ ПЕРЕЛИВЫ,

НАД БЕЗБРЕЖНОЙ ЖАТВОЙ,

ОГНЕДЫШАЩЕЕ ОКО.

– Что значит, «над жаркой нивой»? Нива – засеянное поле. Значит над жарким летним полем.

– Что значит, «ветер прихотливый»? - капризный. Он не спокойный, показывает свой характер.

– Что значит, «золотые переливы»? Переливы – когда цвет немного меняет свой оттенок. Урожай золотым цветом переливается под капризный ветер.

– Что значит, «над безбрежной жатвой»? «Безбрежная» – значит широкая, а «Жатва» - это уборка урожая. Идёт широкая, большая уборка урожая.

– Что значит, «огнедышащее око»? – это жаркий, горящий глаз.

– Ещё у нас здесь есть незнакомое слово «Смежает» (Слайд 9). «Смежает» - закрывает.

– Как нужно читать стихотворение?

– С какой интонацией его нужно читать? (Слайд 10). Прочитайте 1 четверостишье и выберите нужную интонацию с доски:

Рассудительно

Восторженно

Спокойно

Удивлённо

Изумлённо

– Прочитайте стихотворение выразительно.

- Понравилось.

Отвечают.

- Оно написано от имени ребенка.

- Он увидел, что грязи нет, весь двор одело. Что всё посветлело, побелело.

- Его восхищает то, что теперь можно кататься с горы на салазках.

- Непонятно слово «Тороватый».

Смотрят на доску.

- «Мама! Погляди хоть ты! Весело бежать!» - Они помогают передать чувство радости, восхищения.

- Правда, мама? – Эго нужно читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы.

- С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой.

Отвечают.

Самостоятельно читают стихотворение.

- 2, 7, 10, 11, 14.

- Созвучное окончание строк.

Ищут рифму в стихотворении.

Один ученик выразительно читает стихотворение.

Слушают.

Слушают стихотворение.

- Хлебное поле.

Разбирают с учителем словосочетания и непонятные слова.

Слушают.

- Читать нужно не торопясь, соблюдая все паузы.

Читает 1 ученик вслух. Смотрят на доску и выбирают нужную интонацию.

- 1 читаем рассудительно.

  2 читаем изумлённо.

  3 читаем спокойно.

Выразительное чтение стихотворения детьми.

Читает 1 ученик.

вия;

осознавать и принимать учебную задачу.

Познавательные:

учиться формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок и др.).

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других;

вступать в сотрудни-чество с учителем и одноклассниками;

строить осознанно выс-казывание в устной фор-ме.

6. Рефлексия

– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня?

- И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны.

– Поднимите левую руку, если вам понравилось, как вы и одноклассники работали на уроке. Поднимите правую руку – если вам не понравилось, как вы и одноклассники работали на роке.

– Поаплодируйте себе и своим одноклассникам.

Выставление оценок.

- Мы познакомились с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета.

- Поднимают руки.

Аплодируют себе  и своим одноклас-сникам.

Регулятивные:

оценивать результат собственной учебной деятельности.

7. Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

Слушают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...